Начало октября запомнится ростовскому сотовому рынку резким падением цен на услуги связи. Компания «Мобиком-Кавказ», работающая в ЮФО под торговой маркой «МегаФон», выпустила на рынок карточную prepaid-систему «GSM Лайт». Она подразумевает отсутствие абонентской платы, посекундную тарификацию начиная с первой минуты разговора, стоимость минуты эфирного времени от 4 руб.

В отличие от столичного рынка сотовой связи, где уже давно идет напряженная ценовая война между МТС и «ВымпелКомом», в Ростове до недавнего времени конкурентная борьба между операторами имела слабо выраженную форму.

Признанным лидером местного рынка является компания «Ростовская сотовая связь» (РоСС), работающая в стандарте TDMA под торговой маркой «Би Лайн» и имеющая на сегодняшний день наибольшую абонентскую базу (33 тыс. абонентов). Кроме того, ростовский «Би Лайн» считается технологическим лидером, который постоянно вводит новые услуги и маркетинговые программы (подчас уникальные для отрасли). Например, «РоСС» первой в регионе запустила в эксплуатацию разнообразные SMS-сервисы и такие услуги, как автоматическая смена тарифов и заказ детализации счета с помощью клавиатуры телефона.

Технологическое лидерство и продуманная маркетинговая политика позволяли компании успешно сосуществовать со своим ближайшим конкурентом — «Донтелекомом», до недавнего времени единственным в Ростове оператором с лицензией на диапазон GSM-900. Желая быстро увеличить свою абонентскую базу, «Донтелеком» предложил тарифный план без абонентской платы, с достаточно высокой стоимостью времени разговора, но посекундной тарификацией. По истечении установленного времени авансовые платежи на счету абонента не «сгорали», что привлекло множество малобюджетных абонентов. Абонентская база компании выросла до 25 тыс. пользователей, но при этом была полностью «выбрана» емкость сети.

Тогда «Донтелеком» на длительный срок (более полугода) прекратил подключение новых абонентов. Весной нынешнего года подключения ненадолго возобновились, но сейчас фирма снова находится в режиме «вынужденного простоя» и изыскивает средства на расширение емкости сети. В результате немало ее потенциальных абонентов «подобрал» конкурирующий с ней «РоСС»: он увеличил количество пользователей более чем в 1,5 раза.

Кроме этих компаний в Ростове достаточно успешно работает «Ростовский сотовый телефон», предоставляющий услуги в стандарте NMT-450i на базе федеральной сети «Сотел». Она пользуется популярностью у бизнесменов и некоторых специфических категорий абонентов благодаря обеспечению самого широкого роумингового покрытия в стране и способности пользовательских терминалов работать на значительном удалении от базовой станции.

Такие характеристики весьма актуальны для людей, занимающихся аграрным бизнесом на огромной территории Ростовской области. Многие бизнесмены, имеющие на руках несколько контрактов от разных сотовых операторов, предпочитают ездить в отпуск на черноморское побережье именно с «сотеловской» трубкой. И хотя услуги сети «Сотел» в Ростовской области не назовешь массовыми (всего 6 тыс. абонентов), «Ростовский сотовый телефон» успешно существует за счет своих достаточно состоятельных клиентов, которых не останавливают дороговизна терминалов и наличие не самых дешевых тарифных планов. Правда, с другими местными операторами эта компания реально конкурировать не может.

В течение длительного времени структура регионального рынка была практически неизменной и характеризовалась довольно невысокой (даже по российским меркам) степенью проникновения услуг сотовой связи — всего 64 тыс. абонентов, основная часть которых сосредоточена в Ростове-на-Дону. Для области с населением свыше 4,5 млн человек коэффициент проникновения услуг составляет максимум 1,5%. Стоимость исходящих звонков в пиковое время в большинстве тарифных планов не опускалась ниже 0,3 долл./мин. Посекундная тарификация разговоров использовалась крайне редко. Возможно, именно в связи с этими факторами абонентская база сотовых компаний росла не такими быстрыми темпами, как в соседних регионах — Краснодарском и Ставропольском краях.

В начале нынешнего года, когда крупные столичные холдинги приступили к активной региональной экспансии, на ростовском рынке ожидалось появление как минимум двух крупных игроков всероссийского масштаба — «Телекоминвеста» и «Вымпелкома-Р». Первый появился на рынке в лице компании «Мобиком-Кавказ»: начиная с августа она проводит подключение к сети «МегаФон GSM» абонентов из Ростова, Ставрополя и Краснодара. Рынку были предложены два тарифных плана — «Кавказ» и «Чемпион» — для которых характерны невысокая цена подключения (1000 руб.), 10-секундное округление времени вызова и меньшая стоимость эфирного времени, чем «традиционная» для местного рынка.

Если в Краснодарском крае, где основным поставщиком услуг является четвертый по величине российский оператор «Кубань GSM», тарифы «МегаФона» не были восприняты как что-то необычное, то ростовским абонентам исходящие звонки по цене от 0,2 долл./мин показались весьма привлекательными. Реакцией ростовских операторов на предложения «МегаФон GSM» стало введение новых тарифных планов. Так, ростовский «Би Лайн», который является основным конкурентом «МегаФона», предложил тарифный план Tele2 с посекундным округлением со второй минуты разговора и стоимостью эфирного времени 6 руб./мин.

Первый виток ценовой войны прошел более-менее гладко. Потенциальные абоненты начали скрупулезно подсчитывать плюсы и минусы новых тарифных планов. На одном из независимых Web-сайтов даже появилась программа-калькулятор на основе таблицы Excel, позволяющая рассчитать затраты при использовании новых тарифных планов ростовских операторов.

В первый месяц своей работы «Мобиком-Кавказ» продемонстрировал высокие темпы роста абонентской базы — всего по ЮФО было подключено 10 тыс. абонентов. За это время «Би Лайн» приготовил рынку два сюрприза. Первым стало внедрение программы субсидированных подключений «Мой телефон», в рамках которой можно приобрести «коробочный» телефон Ericsson 668 всего за 1000 руб. Второй заключался в том, что prepaid-абонентам была предложена новая предоплаченная карта «Фора 25x6» — эдакий «льготный абонемент» на полгода с относительно низкой стоимостью тарифной единицы (8,3 руб.). Владельцу телефона, активизировавшему карту «25x6», на протяжении полугода (в начале каждого месяца) зачисляется на лицевой счет 25 дополнительных тарифных единиц. В общем, для «малобюджетных» абонентов использование такой карты стало способом обеспечить себя услугами связи на полгода всего за 1250 руб.

В первых числах октября «МегаФон GSM» вышел на рынок с предложением под названием «GSM Лайт», которое оказалось шокирующим для наиболее многочисленной аудитории «малобюджетников». В соответствии с ним стоимость тарифной единицы (4 руб.) более чем в два раза ниже, чем в самых выгодных тарифах местного «Би Лайна». Правда, в пакете услуг «GSM Лайт» не предусмотрен роуминг, зато введена посекундная тарификация разговоров начиная со второй минуты.

Представители конкурирующих сотовых компаний сошлись во мнении, что последняя инициатива «МегаФона» является не иначе как «демпинговой» и нацелена на ценовой обвал рынка — и стала «не совсем ясным экономическим поступком, снижающим инвестиционную привлекательность местного рынка». Они считают, что с такими тарифами новой фирме будет сложно возвращать кредиты, полученные на строительство сети. Дело в том, что в своей единой для Северо-Кавказского региона тарифной политике «Мобиком-Кавказ» ориентируется на лидера рынка — «Кубань GSM». Однако последний находится в явно более выгодных условиях, поскольку ему, по утверждению компетентных источников, не нужно отдавать кредиты за оборудование (оно куплено за государственные средства). Соответственно для «Кубань GSM» приемлемы любые тарифы, даже предельно низкие. Впрочем, ростовские конкуренты «МегаФона» складывать оружие не намерены. «Поскольку нам не удалось договориться о ценовом паритете, мы будем предпринимать ответные шаги», — заявил Григорий Мерзон, генеральный директор «Ростовской сотовой связи».

При нынешнем «слабом» уровне проникновения сотовой связи в Ростове резкие снижения цен вряд ли приведут к появлению таких же темпов прироста абонентской базы, которые присущи рынкам столицы или соседнего Краснодарского края. По словам представителей сотовых компаний, снижение нормы прибыльности может напрямую отразиться на качестве предоставляемых услуг. Однако делать какие-то выводы пока рано. Отметим только, что дерзкий новичок наиболее опасен для старожила рынка, компании «Донтелеком», поскольку оба оператора работают в стандарте GSM и для перехода к «МегаФону» будет достаточно сменить SIM-карту в своем телефоне.

В ближайшее время рыночная ситуация может снова измениться. Ростовский «Би Лайн», получивший летом лицензию на строительство сети стандарта GSM-1800, обрел стратегического инвестора в лице шведского концерна Tele2. Фирма планирует в ближайшее время получить в кредит оборудование, а к концу года выйти на этап развертывания новой инфраструктуры GSM, рассчитанной на емкость 100 тыс. номеров. Существует вероятность, что шведский концерн станет стратегическим инвестором и для всех российских компаний группы MIC (в их число входит «Ростовская сотовая связь»), которые впоследствии могут стать частью панъевропейской сети Tele2, развернутой на территории 20 стран. Этот альянс сумеет противостоять крупнейшим российским игрокам, претендующим на звание национальных операторов, каковыми на сегодняшний момент являются МТС, «ВымпелКом» и «Телекоминвест».

Что же касается заявлений «Вымпелкома-Р» о предстоящем запуске в Ростове сети GSM, никакой активной деятельности в данном направлении пока не наблюдается. Существует множество неясностей, в том числе по поводу торговой марки «Би Лайн», используемой сейчас и «ВымпелКомом», и РоСС. Не исключено, что эти компании будут строить в регионе разные сети, но возможен и вариант создания единой сети с более широким частотным ресурсом.

Алексей Чернышев, специально для «Сетей», Ростов-на-Дону