Cитуация вокруг саратовского рынка мобильной связи характеризуется ожиданием бума. Его начало связывают с претворением в жизнь региональной политики таких признанных лидеров столичного рынка сотовой связи, как «Мобильные ТелеСистемы» и «ВымпелКом», а также с активизацией питерского холдинга «Телекоминвест», продвигающего общероссийский проект под торговой маркой «МегаФон». На этот же кусок пирога претендует и ряд игроков калибром помельче.

О приближении «смутных времен» свидетельствуют бурные рекламные акции операторов связи в СМИ и на саратовских улицах — билборды, реклама на транспорте, спонсорство городских праздников и концертов эстрадных звезд. Наметилась тенденция снижения расценок на услуги при некотором же росте их качества (в основном за счет ввода новых базовых станций). Происходит активное обсуждение достоинств и недостатков операторов различными слоями населения — например, на специализированном саратовском Web-сайте «СОТОварищ» (http://www.so-tovarish.ru).

По состоянию на октябрь 2001 года на местном рынке услуг мобильной связи свои услуги предлагают три оператора: ЗАО «Саратов-Мобайл» (AMPS/DAMPS 800), ЗАО «Саратовская система сотовой связи» (NMT 450i), саратовский филиал ОАО «МСС-Поволжье» под торговой маркой «МегаФон GSM» (GSM 900). Нельзя забывать и про четвертого — ЗАО «Народный Телефон Саратов» (стандарт IS-95), который по своему статусу на рынке аналогичен столичному оператору СОНЕТ.

К началу следующего года ожидается ввод в эксплуатацию еще двух сетей стандарта GSM операторов, претендующих на звание «общефедеральных». Это сети компаний «ВымпелКом» в диапазоне 1800 МГц (под торговой маркой «Би Лайн») и «Саратов-GSM» в диапазоне 900 МГц (под маркой СМАРТС). Последний еще в апреле 1998 года назван в числе победителей тендера на право развертывания сети сотовой связи GSM-1800 в Самарской области и других регионах Поволжья, включая Саратовскую область. 25 мая 1998 года приказом Госкомсвязи РФ ЗАО «СМАРТС» определено координирующим оператором федеральной сети GSM-900 укрупненного Поволжского региона. А осенью 2001 года компания «Саратов-GSM», структурное подразделение СМАРТС, распространила пресс-релиз, в котором заявила о своих претензиях на саратовский рынок мобильной связи, однако ее конкретные шаги пока никак не афишируются. Грядущее продвижение марки «Би Лайн» приписывается еще одной местной телекоммуникационной компании, но официальной информации по этому поводу также нет. Лицензию на предоставление услуг мобильной радиотелефонной связи стандарта GSM-1800 имеет также местная компания «Саратов-Мобайл».

Сейчас по числу и динамике прироста абонентов лидирует «Народный Телефон Саратов». Услугами сети стандарта CDMA в Саратове пользуются более 10 тыс. человек. Компания «НТС», зарегистрированная в сентябре 1998 года, начала коммерческую эксплуатацию сети IS-95 с сентября 2000 года. Учредителями ее являются ОАО «Саратовэлектросвязь» и компания «Метросвязь». По состоянию на 28 сентября 2001 года сеть НТС состояла из восьми базовых станций и обеспечивала покрытие Саратова и ближайших пригородов в радиусе 60-80 км.

НТС — единственный в области оператор, предлагающий тарифный план с неограниченным локальным трафиком по фиксированной абонентской плате 1500 рублей в месяц. В сентябре 2001 года ЗАО «НТС» ввело новый тарифный план с самой низкой в Саратове стоимостью минуты локального трафика — 2,4 руб. днем и 1,2 руб. вечером с учетом НДС.

До последнего времени потенциальных абонентов отпугивала запредельно высокая цена подключенных телефонов CDMA. Однако с началом массовой продажи восстановленных беспроводных аппаратов корейского производства, введением оплаты подключения в рассрочку, развитием дилерской сети и появлением тарифных планов без абонплаты популярность саратовской сети НТС оценивается как самая высокая в области. Росту клиентской базы также способствовал спрос на услуги среди абонентов, не имеющих возможности установить домашний проводной телефон. О популярности оператора говорит наибольшая годовая динамика прироста числа абонентов — с 500 до 10 000.

В преддверии своего шестилетия компания «Саратов-Мобайл» летом 2001 года провела акцию «В десятку», название которой также символизирует преодоление десятитысячного рубежа по количеству абонентов. К сентябрю сеть ЗАО «Саратов-Мобайл», представляющая торговую марку «Индиго» и являющаяся официальным партнером телекоммуникационного холдинга «Голден Телеком», подошла как самый доступный для населения оператор с точки зрения стоимости подключенного телефона. Зона устойчивого приема в сети охватывается радиусом 60-80 км от Саратова.

«Саратов-Мобайл» — единственный оператор в области, организовавший круглосуточный сall-сentre, продвигающий карточки prepaid-оплаты и продающий подключенные телефоны «в коробочке». Популярность этого оператора обусловлена удачными маркетинговыми инициативами, направленными на привлечение в ряды абонентов молодежи. Это и продажа б/у телефонов Ericsson, Nokia и Motorola по цене 40-60 долл., вывозимых, главным образом, из Москвы, и бесплатное предоставление десятизначных федеральных номеров, и дешевый вечерний трафик. У абонентов цифровых АТС пользуется популярностью услуга «Единый номер», состоящая в автоматической переадресации звонка с домашнего номера на мобильный без дополнительной абонплаты. По словам генерального директора ЗАО «Саратов-Мобайл» Михаила Петрова, начало работы его компании в стандарте GSM 1800 будет зависеть исключительно от коммерческой целесообразности, продиктованной ситуацией на рынке.

Предоставление услуг компании «МСС-Поволжье» началось с августа 1999 года. C декабря 2000-го года компания выступает под новой торговой маркой «МегаФон GSM», а расчетный компьютерный центр и руководство фирмы переместились в Самару. Как составляющая холдинга «МегаФон», компания имеет лицензию Минсвязи РФ на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 на весь Поволжский регион. При этом сохраняется действие прежней лицензии Минсвязи на сеть GSM 900. К началу нынешней осени компания «МСС-Поволжье» установила девять базовых станций в Саратове и шесть — в городах области. До конца года планируется развернуть еще 13 базовых станций.

Тем не менее «МегаФон GSM» в Саратове занимает лишь третье место по динамике и количеству подключений (порядка 6 тыс. абонентов). Считается, что причина отставания кроется в высоких тарифах на подключение (100 долл.), абонплату (20 долл.) и стоимость трафика (от 0,2 долл. за минуту и выше). В результате непродуманной маркетинговой политики многие активные абоненты, подключившиеся к «МСС-Поволжье»еще в 1999 году и возлагавшие на GSM большие надежды, были вынуждены уйти к другим операторам. Ситуация стала выравниваться лишь с введением более доступных тарифных планов с предоплаченным трафиком и федеральным номером, а также активным влиянием на рынок торговой марки «МегаФон». С 1 октября 2001 года стоимость минуты локального разговора по самому доступному массовому клиенту тарифному плану с федеральным номером составляет 19 центов (без учета НДС) в дневное время, причем стоимость звонков в область приравнена к локальному тарифу. Всего в саратовскую часть проекта «МегаФон GSM» уже вложено 130 млн руб. Прирост количества абонентов сети в за год составил 300%, уступая тем не менее по показателям некоторых других местных операторов.

Компания «МСС-Поволжье» намерена активно развивать ряд передовых технологических решений, чем пока не могут похвастаться ее конкуренты. Речь идет о технологии мобильного доступа к Internet на основе протокола WAP, о возможности оплаты услуг через Internet с помощью кредитных карт и о широкой географии роуминговых соглашений. В ближайшее время планируется ввод собственного SMS-центра (сейчас используется служба коротких сообщений компании «Северо-Западный GSM»), что позволит ввести ряд дополнительных услуг.

Приоритетной задачей ОАО «МСС-Поволжье» объявлено качество связи и сервиса. «Только удовлетворенные качеством нашего обслуживания абоненты будут оставаться лояльными», — считает директор саратовского филиала ОАО «МСС-Поволжье» Марина Хомутова. Так как других действующих GSM-операторов в Саратове нет, этот аргумент, очевидно, и является основным ответом конкурентам. Демпинговые войны, скорее всего, еще впереди.

«Саратовская система сотовой связи» — член Ассоциации операторов Федеральной сотовой сети стандарта NМТ-450, выступающих под торговой маркой СОТЕЛ. Эта компания стала первым сотовым оператором в Саратовской области, начав свою деятельность еще в 1994 году. Основным преимуществом сети СССС на местном рынке является наибольшая зона покрытия. Сейчас СССС включает в себя 15 станций в Саратове и области и обеспечивает полное покрытие маршрута Саратов — Москва как вдоль железнодорожной магистрали, так и по автотрассе.

Число пользователей услуг мобильной связи компании СССС колеблется от 4 до 5 тыс. человек. Развитие сети на нынешнем этапе происходит достаточно медленно, так как потенциальных абонентов тормозят высокие цены вкупе с ограниченностью модельного ряда устройств стандарта NMT-450i. СССС предлагает на выбор всего пять моделей телефонов, из которых современным требованиям эргономики соответствует лишь Benefon Exion стоимостью 490 долл.

Соперничество новых GSM-проектов «МегаФона», «Би Лайна», СМАРТС и, возможно, «Саратов-Мобайл», по всей видимости, развернется на фоне сложившейся конкурентной среды, которую формируют операторы различных, подчас устаревших стандартов. Очевидно, что рынок связи Саратовской области ждут глобальные потрясения, по сравнению с которыми все минувшие события истории мобильной связи в регионе покажутся мелкими шероховатостями. Но от ожидаемого витка конкуренции конечный пользователь должен только выиграть. Нам остается с интересом наблюдать за развитием ситуации.

Александр Воронов, Алексей Федченко, специально для «Сетей», Саратов