Итоги нынешнего года позволяют говорить о том, что прогнозы о наступлении мобильного бума в регионах России полностью оправдались. Эпоха «мобилизации» российской провинции началась, причем местами она демонстрирует такие темпы, какие не наблюдались в Москве за всю историю развития рынка сотовой связи.

Если говорить об общих тенденциях, то за третий квартал 2001 года услугами сотовой связи стали пользоваться еще более 1 млн наших сограждан. К началу октября суммарное число абонентов сотовой связи в России составило 6,24 млн человек, и ожидается, что до конца года будет преодолен семимиллионный рубеж. Эти данные приводятся консалтинговой фирмой J?son & Partners и информационно-аналитическим агентством «Сотовик», которые занимаются текущим мониторингом рынка. На момент публикации данного материала официальной информации об увеличении абонентской базы за минувший квартал от самих сотовых компаний еще не поступало, однако, как показывает опыт, указанным выше источникам вполне можно доверять.

Аналитики подчеркивают, что опровергнутыми оказались буквально все прогнозы относительно возможных темпов роста региональных операторов сотовой связи, сделанные в начале 2001 года. Проникновение сотовой связи в целом по стране достигло 4,24% (рост 0,6% за квартал), а в столице мобильным телефоном пользуется каждый третий ее житель. Таким образом, по темпам «мобилизации» Москва уже вышла на уровень развитых европейский стран, где коэффициент проникновения услуг составляет от 30 до 50%.

Мы знаем по темпам развития мобильных коммуникаций, что среди 89 субъектов РФ выделяются явные лидеры и аутсайдеры. Лидерам уделяется довольно много внимания в прессе, об аутсайдерах говорить вообще не принято, но очевидно, что существует довольно широкая прослойка «регионов-«середняков», которым пока нечем похвастаться, кроме наличия скрытого потенциала.

Ниже мы приводим краткие обзоры (или, если хотите, исторические справки), повествующие именно о том, как происходило становление сотового рынка в трех типичных регионах-»середняках». Их сегодня связывает много общих проблем, в том числе и поиск верной стратегии противодействия экспансии столичных холдингов. Хотя не исключено, что желание противостоять нашествию «варягов» декларируется только из имиджевых соображений, тогда как на самом деле местные игроки рынка уже смирились с мыслью, что рано или поздно их купят более преуспевающие конкуренты. К сожалению для них, совершение выгодных сделок — тоже искусство ведения бизнеса, а столичные телекоммуникационные холдинги не спешат выкладывать немыслимые суммы за приобретение операторской лицензии и весьма скромной абонентской базы в 20-30 тыс. пользователей.