19 сентября компания CompTek, официальный дистрибьютор оборудования Cisco для IP-телефонии и беспроводных сетей, провела партнерский семинар по биллингу. На нем была представлена специализированная система расчетов VoIPbilling, выпущенная московской фирмой IPSoft. Это недорогое тиражируемое решение для провайдеров услуг VoIP, рассчитанное на тех, кто использует шлюзы и сервера доступа Cisco.

Обычно провайдерам услуг пакетной передачи голоса приходится либо самостоятельно писать биллинговую систему, либо покупать стандартное западное решение. Стандартное отнюдь не значит — дешевое. В нашей стране есть несколько действующих инсталляций израильской системы MIND-iPhonEX, которая в минимальной конфигурации (и в рамках специальной маркетинговой программы для России) стоит не менее 40 тыс. долл. В целом же счет идет на сотни тысяч долларов. В силу этого провайдеры выбирают первый путь, а потом предпринимают попытку тиражировать свою разработку и получать дополнительную прибыль от продажи готового ПО. Однако покупают такие продукты неохотно — или из-за недоверия к конкуренту, или из-за того, что система слишком привязана и к оборудованию, и к бизнес-модели конкретного провайдера.

Биллинговая система VoIPbilling, которую предлагает московская компания IPSoft, тоже не совсем универсальна (она «привязана» к оборудованию Cisco), но ее создатели надеются на широкое распространение, ведь она изначально делалась не под какого-либо конкретного провайдера. Система гибкая и обладает широкой функциональностью, а главное, стоит на порядок дешевле MIND — 4 тыс. долл. в минимальной конфигурации. И что не менее важно, в нее верит фирма CompTek, которая планирует предлагать систему в первую очередь тем, кто купил соответствующее «железо» Cisco.

Основными структурными элементами системы являются база данных биллинга, функционирующая под управлением СУБД Sybase Adaptive Server Anyware, RADIUS-сервер, выполняющий функции авторизации и регистрации событий, а также клиентское приложение, реализующее функции рабочего места администратора, оператора и менеджера. Вся логика расчетов потребляемых услуг реализована в СУБД в виде хранимых процедур. Заявлено, что основная платформа — Microsoft NT/2000, но при необходимости система может быть легко перенесена на любую разновидность ОС Unix, на которых работает Sybase. Клиентские места администратора, оператора, менеджера функционируют под управлением Microsoft 98/NT/2000.

Базовые нагрузочные характеристики системы — до 300 тыс. звонков в месяц. При этом VoIPbilling готова поддерживать до 10 тыс. активных абонентов и 120 голосовых каналов (четыре потока Е1). Если появляется необходимость увеличить производительность системы, Anyware можно заменить на Sybase Adaptive Server Enterprise. VoIPbilling уже «обкатывается» в рабочих условиях в компании Zenon.

Семинар получился живой, система действительно вызвала большой интерес. Всех участников, в том числе и представителей Cisco, интересовало, что же будет в случае успеха этого проекта IPSoft. По словам директора по развитию бизнеса CompTek Игоря Масленникова, который вел семинар, в этом случае его компания будет предлагать комплексное решение — оборудование вместе с биллинговой системой и ее платной поддержкой. Пока что в коробке лежит CD-ROM, руководство и лицензия Sybase на трех пользователей — в соответствии с лицензионной политикой Sybase.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями