Мгновенная передача сообщений превращается из приложения, предназначенного для поддержки переговорных сессий, в эффективный инструмент реализации корпоративных коммуникаций. Чтобы данная технология стала действительно зрелой, необходимо добиться полной интероперабельности клиентских программ различных производителей

Руководители компаний начинают осознавать преимущества службы мгновенной передачи сообщений (instant messaging, IM) — вне зависимости от того, необходимо ли для работы их сотрудников взаимодействие с коллегами, находящимися с ними в одной комнате, или общение с клиентами во всех точках земного шара. Возможность просмотреть список сослуживцев и выяснить, кто из них сейчас работает в сети и доступен для связи, имеет крайне важное значение при решении задач, требующих оперативности.

Самый известный вид IM — это мгновенная передача сообщений между настольными системами, однако сфера применения instant messaging простирается до уровня беспроводных сетей. В них данная технология поддерживается мобильными устройствами, такими как сотовые телефоны или PDA, а во время сеансов связи осуществляется передача голосовых сообщений или обмен видеоданными.

Хотя системы, работающие на основе IM-технологий, постепенно превращаются в серьезное инструментальное средство, их распространение на корпоративном уровне встречает массу сложностей. Производители пытаются изменить точку зрения менеджеров компаний, которые рассматривают такие решения как не очень важные приложения, служащие лишь для поддержки переговорной сессии. Большинство руководителей отделов ИТ ждут того момента, когда на базе IM будут реализованы функции, ориентированные на бизнес, — совместное использование приложений, дискуссии, организованные по принципу цепочки, и электронная доска объявлений. Кроме того, внедрению IM препятствует широкое распространение электронной почты — доминирующего ныне средства совместной деятельности.

Однако IM призвана не заменить электронную почту, а дополнить ее. На основе этой технологии можно создать персональный портал пользователя с единой «точкой входа» для всех видов связи, в том числе электронной почты. К примеру, это позволит инициировать почтовые сообщения или звонки с помощью единственного списка контактов, в котором будут указаны номера рабочего и мобильного телефонов, пейджера, а также адрес электронной почты вызываемого абонента. Более того, с помощью систем IM пользователи сумеют управлять контактами со своими коллегами и клиентами.

Производители корпоративных систем IM начали добавлять такие функции в свои решения. Компания Jabber.com уже обеспечивает поддержку интегрированной связи и других бизнес-функций в собственных инструментальных средствах. Ведущие фирмы отмечают, что крайне важно гарантировать интероперабельность конкурирующих систем IM, и сейчас полным ходом идет работа, в результате которой эта проблема должна быть разрешена.

Несмотря на преимущества службы мгновенной передачи сообщений, потребуется еще как минимум пара лет, прежде чем она сможет найти свою функциональную нишу в консервативном корпоративном мире. Руководство предприятий крайне осторожно подходит к развертыванию подобных систем. (Правда, некоторые территориально рассредоточенные организации начинают реализовывать решения IM благодаря энтузиазму своих пользователей, которые применяют общедоступный инструментарий IM — скажем, AOL Instant Messenger или Yahoo Messenger.) Аналитики считают, что широкое внедрение систем IM в корпоративном секторе начнется не раньше, чем Internet Engineering Task Force (IETF) утвердит соответствующий стандарт, а производители решат оставшиеся проблемы защиты, в частности, найдут баланс между контролем в целях обеспечения безопасности и удобства использования.

Профессиональный IM-инструментарий, подобный Sametime компании Lotus Development, Exchange 2000 Conferencing Server от Microsoft и e/pop фирмы WiredRed Software, имеет встроенные функции защиты (в том числе возможность контроля за доступом), позволяющие обеспечить конфиденциальность данных.

Другое важное преимущество таких клиент-серверных решений перед свободно распространяемыми программными средствами — наличие развитых функций совместной работы. Подобные пакеты отличаются большим разнообразием (и по функциональности, и по цене — от 10 до 35 долл. за лицензию на одного пользователя), при этом требуют минимальных времени и усилий.

Решения IM корпоративного уровня позволяют устанавливать различные привилегии доступа для групп и отдельных абонентов, реализовать определенную политику использования службы мгновенных сообщений и защищать корпоративные данные. С помощью средств мониторинга и регистрации администратор сети может запретить доступ к системе, если сотрудник пытается задействовать ее в личных целях. Централизация потоков сообщений и данных призвана упростить задачу регистрации мгновенных соединений.

Подходы, на которых основываются средства защиты данных, несколько отличаются друг от друга. Например, для обеспечения гарантированной защиты интерактивных соединений в Lotus Sametime применяются аутентификация и контроль за доступом. Кроме того, в Sametime включена уникальная служба посредника, которая позволяет внешним пользователям принимать участие в интерактивных дискуссиях, не нарушая целостности сетевой защиты. В Microsoft Exchange 2000 Conferencing Server интегрированы функции аутентификации и защиты Windows 2000, а управляется он средствами этой операционной системы.


Быстро и удобно

Большинство корпоративных решений IM будут легко интегрироваться в существующую инфраструктуру предприятий и служить качественными инструментальными средствами совместной работы. С их помощью руководители отделов ИТ смогут организовать более эффективное взаимодействие между сотрудниками и клиентами компании при одновременном сокращении расходов на услуги связи.