Первые домашние сети появились в Москве во второй половине 90-х годов. Поначалу возможность подключения своего жилища к сети с разделяемым доступом вызывала у потенциальных пользователей вполне объяснимое недоверие, и предлагать такую услугу обитателям городских квартир отваживались лишь немногочисленные смельчаки. Однако за прошедшие годы в этом секторе многое изменилось, и сегодня телекоммуникационные компании не только вкладывают значительные средства в создание домашних сетей, но и строят смелые планы на будущее.

Современное состояние домашних сетей и проблемы, сдерживающие их дальнейшее распространение в России, обсуждались на одной из секций в рамках 2-й Международной конференции «Состояние и перспективы развития Интернета в России», которую в середине сентября провела Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ).

По мнению Александра Хенкина, исполнительного директора «Компании 2КОМ», основной итог примерно пятилетнего развития рынка домашних сетей состоит в том, что одиночные акции отдельных энтузиастов постепенно сменяются целенаправленной деятельностью крупных операторов и Internet-провайдеров. Пожалуй, самым ярким свидетельством тому может служить активность в этом секторе компании «ПТТ-Телепорт», завершающей процесс слияния с «МТУ-Интел».

Выход в люди

Достижению данным сегментом рынка нового качественного уровня способствовали несколько факторов. Во-первых, это общий рост популярности Internet, в частности появление категории пользователей, не удовлетворенных возможностями традиционного коммутируемого доступа и в то же время не готовых сделать выбор в пользу доступа широкополосного. Подключение через домашнюю сеть занимает промежуточное положение между этими двумя разновидностями доступа (операторы нередко называют его «некоммутируемым доступом») и уже потому востребован рынком. Во-вторых, число пользователей, готовых прибегнуть к «промежуточному» варианту, достигло некоей критической массы, которая делает целесообразным вступление в игру крупных телекоммуникационных компаний. Не стоит забывать, однако, что возникновение той самой «критической массы» — прямая заслуга первопроходцев-энтузиастов. В-третьих, оборудование для домашних сетей выпускается уже несколькими компаниями, а снижение цен сделало его доступным для массового пользователя. Наконец, еще один фактор связан с прогрессом технологий, используемых при построении домашних сетей.

Таких технологий сегодня несколько. Здесь и проверенный-перепроверенный протокол Ethernet, и пока довольно экзотическая технология V-thernet, и весьма популярная в последнее время HomePNA. Появление в конце 1999 года второй версии спецификаций HomePNA сделало эту технологию главным претендентом на роль средства построения домашних сетей.

Как известно, основные отличия новой версии от предыдущей сводятся к значительному увеличению максимально допустимого расстояния между сетевыми сегментами (со 150 до 350 м), к удвоению числа станций, которые могут располагаться в одном сегменте (32 вместо 16) и к серьезному росту пропускной способности сети (с 1 до 10 Мбит/с). Надо заметить, что на значении 10 Мбит/с дело, по-видимому, не закончится. Так, компания Broadcom уже разработала набор микросхем iLine для сетей HomePNA 2.0, поддерживающий передачу данных со скоростью 32 Мбит/с.

Повышение быстродействия сетей HomePNA достигнуто благодаря применению более эффективного алгоритма кодирования: на смену фазоимпульсной модуляции (PPM) пришла одна из разновидностей квадратурной амплитудной модуляции (FG-QAM). Кроме того, несмотря на то что по прежнему используется метод множественного доступа к среде передачи с обнаружением коллизий (CSMA/CD), в HomePNA 2.0 появилась восьмиуровневая схема приоритизации трафика.

Увеличение длины межсегментных соединений и поддержка QoS — вот главные преимущества HomePNA перед Ethernet. Первой нередко отдается предпочтение и по финансовым соображениям. Согласно оценкам «Компании 2КОМ», при сегодняшних ценах на адаптеры HomePNA (на уровне 35-37 долл.) суммарные затраты на построение домашней сети на базе этой технологии оказываются примерно вдвое меньшими, чем стоимость решения, основанного на Ethernet.

Выверенным курсом

Возможно, основным недостатком технологии HomePNA является ее молодость, которая заставляет некоторых операторов не спешить с внедрением. Примером здесь может служить уже упоминавшаяся «ПТТ-Телепорт». Компания развернула несколько экспериментальных площадок для изучения возможностей оборудования HomePNA, однако подавляющее большинство проектов развертывания домашних сетей реализуется на базе Ethernet. Такой консерватизм не мешает росту абонентской базы. По данным Александра Теппера, заместителя генерального директора «ПТТ-Телепорт» по коммерческой деятельности, число пользователей домашних сетей, обслуживаемых его фирмой, за последний год выросло в четыре раза. По состоянию на 1 сентября домашние сети «ПТТ-Телепорт» были развернуты в 20 районах Москвы и в пригородах, причем они охватили свыше 300 домов. Общее число абонентов этого сервиса превысило 1500 человек и случайным образом совпало с количеством людей, подписавшихся на услуги непосредственного ADSL-доступа в рамках проекта «Точка Ру».

Ассоциация с «Точкой» не случайна. Чтобы предоставить пользователям домашних сетей «ПТТ-Телепорт» доступ во Всемирную сеть, в качестве магистральной транспортной технологии была выбрана именно ADSL. Несмотря на применение разделяемого доступа к среде передачи, пропускной способности, которая достается каждому из потребителей, оказывается достаточно для большинства приложений, а сравнительно низкие тарифы делают комбинированный вариант доступа (Ethernet в доме + ADSL на «последней миле») весьма привлекательным для абонентов.

По информации «ПТТ-Телепорт», стоимость подключения к домашней сети сегодня составляет 100 — 150 долл. в пересчете на одного абонента. Ориентируясь на разные объемы загружаемых из Internet данных, фирма предлагает несколько тарифных планов. Минимальная ежемесячная плата — 10 долл. (трафик до 30 Мбайт/мес.), максимальная — 75 долл. (до 500 Мбайт/мес.). При этом большинство клиентов предпочитают золотую середину: их расходы на оплату услуг доступа составляют 30 — 40 долл./мес. Приведенные цифры стоит сравнить с затратами пользователей сервиса «Точка Ру»: подключение — 750 долл. на абонента, ежемесячная плата — от 60 долл.

Успеху домашних сетей способствует и избранная руководством «ПТТ-Телепорт» двухуровневая схема продаж предлагаемого сервиса. Для работы в наиболее перспективных микрорайонах компания активно привлекает агентов, которые нередко берут на себя не только изучение спроса и поиск первых абонентов, но и строительство самой сети.

«ПТТ-Телепорт» является одним из крупнейших в Москве провайдеров услуг доступа для пользователей домашних сетей. Тем не менее ему принадлежит лишь десятая часть столичного рынка. Согласно оценкам, приведенным на конференции Александром Теппером, в столице действует около 250 домашних сетей, охватывающих порядка 3 тыс. домов. Общее же число пользователей таких сетей составляет 10 — 15 тыс.

Структура рынка домашних сетей по Москве в зависимости от числа подключенных абонентов (по данным компании «ПТТ-Телепорт»)

Региональный опыт

Активность операторов в регионах проявляется «скромнее». Пятилетним опытом построения домашних сетей в крупном региональном центре поделился на конференции Павел Нагибин, представлявший компанию «Екатеринбург-он-лайн».

До декабря 2000 года домашние сети строились только в одном из районов Екатеринбурга — на территории радиусом 5 км. Их расширение сдерживалось, в частности, применяемой технологией: и собственно домашние сети, и магистральные каналы базировались на протоколе Ethernet. Ситуация изменилась в январе текущего года, после запуска в Екатеринбурге сети доступа ADSL, которая, подобно практике столичного оператора «ПТТ-Телепорт», использовалась абонентами домашних сетей в качестве транспортного сервиса. Отличие же заключается в том, что оператор сети ADSL — фирма «Сеть цифровых каналов» (СЦК), действующая в кооперации с ОАО «Уралтелеком», не продает услуги широкополосного доступа частным клиентам, а, напротив, предоставляет построенную инфраструктуру Internet-провайдерам. Отсутствие конкуренции между собственно оператором и ISP стало мощным стимулом к распространению домашних сетей, а тарифы на услуги доступа оказались даже ниже московских.

В настоящее время из 20 тыс. екатеринбургских пользователей Internet около 2 тыс. получают выход в глобальную сеть из домашней. Согласно прогнозу Павла Нагибина, в 2005 году объем рынка домашних сетей в Екатеринбурге должен достичь 12 млн долл., что примерно соответствует 33 тыс. пользователей.

«Недомашние» барьеры

К сожалению, прогнозы — вещь неблагодарная и помешать им сбыться способны проблемы явно не домашнего происхождения. Как отмечали участники конференции, распространение услуг скоростного доступа сдерживается отсутствием приложений, которые стимулировали бы развитие этого рыночного сегмента. Индивидуальные пользователи, прибегающие к сервису домашних сетей или напрямую подписывающиеся на услуги широкополосного доступа, могут на себе ощутить дефицит «широкополосного» контента, прежде всего в российском домене Internet. Вплоть до сегодняшнего дня все ограничивалось любительскими проектами, и до тех пор, пока на этот рынок не выйдут крупные контент-провайдеры, дело не сдвинется с мертвой точки.

Однако, даже если такие провайдеры появятся, возникнут финансовые ограничения. Современные тарифы ОАО «Ростелеком» за передачу по его сети трафика объемом 1 Гбайт находятся в диапазоне 35 — 40 долл. К этой сумме следует добавить издержки местных компаний — альтернативного оператора и Internet-провайдера (в классической модели это две разные организации). В результате при расходах пользователя на доступ в Internet порядка 30 долл./мес. (разумная цена и для Москвы, и для региональных центров) он сможет загружать из сети по 100 — 200 Мбайт ежемесячно, или в среднем 3,5 — 6,5 Мбайт в день, а для таких объемов нет смысла организовывать широкополосный канал. (По своему опыту могу сказать, что при коммутируемом доступе скорость загрузки данных из Сети на уровне 3-3,5 Кбайт/с в столице не редкость. Это означает, что теоретически 6,5 Мбайт можно получить минут за 30-40).

Самый верный способ взять экономическую планку, обусловленную передачей трафика по каналам дальней связи, заключается в развитии внутригородских «широкополосных» контент-проектов. Однако на фоне дефицита таких проектов в Рунете в целом рассчитывать на доминирующий вклад регионов в обозримом будущем не приходится.

Наконец, еще одна проблема связана с инвестициями операторов в построение инфраструктуры каналов доступа и собственно домашних сетей (а иногда еще и опорной сети). Комплексное ее решение стало возможным лишь после смены на этом рынке главных действующих лиц, о чем говорилось в начале статьи. Как и в случае предоставления других услуг связи, крупные провайдеры используют здесь одну из двух моделей — инвестиционную либо реинвестиционную. Недостатки первой хорошо известны: высокие начальные инвестиции (исчисляемые десятками миллионов долларов), большие сроки возврата вложенных средств и неизбежное старение выбранных решений к тому моменту, когда объем абонентской базы достигает запланированной величины.

Основное преимущество инвестиционной стратегии — монополия на предоставления данного вида услуг в зоне охвата построенной сети — вряд ли компенсирует ее слабые стороны. Вот почему операторы предпочитают придерживаться реинвестиционной модели, в соответствии с которой затраты на построение сети ложатся на самого абонента, а ее развитие осуществляется в соответствии с ростом числа пользователей. В данном случае главное препятствие — высокая стоимость подключения, которая приводит к заметному сужению потенциальной абонентской базы. Чтобы обойти его, провайдеры применяют различные маркетинговые схемы, в частности привлекают в сотрудничеству агентов подобно компании «ПТТ-Телепорт». Как выясняется, работа через агентов способствует не только быстрому росту числа клиентов, но и сокращению сроков окупаемости инвестиций оператора в развитие инфраструктуры. В «ПТТ-Телепорт» они сегодня составляют три-четыре месяца. Что ж, о таком показателе большинство операторов могут лишь мечтать.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями