За последний год словечко Bluetooth упоминалось в профессиональных и не очень кругах весьма и весьма часто. Наслушавшись апологетов этой далеко не революционной технологии, можно решить, будто не сегодня, так завтра она завоюет весь мир. То, что дифирамбы ей поют члены консорциума Bluetooth Special Interest Group (SIG), вполне естественно, а вот почему уважаемые аналитические фирмы поддались эффекту толпы, понять сложно. В своем недавнем отчете компания Cahners In-Stat прогнозирует: уже в 2002 году в мире будет продано 100 млн устройств с поддержкой данной технологии, а в 2005-м это число составит ни много ни мало 1 млрд! Другими словами, через каких-нибудь четыре года в среднем каждый второй трудоспособный житель планеты будет пользоваться устройствами с поддержкой Bluetooth.

Заниматься подобными предсказаниями — дело беспроигрышное: когда наступает пора оценивать точность прогнозов четырех-пятилетней давности, об их существовании все успевают благополучно забыть. Производителям же и потребителям такие пророчества могут оказать медвежью услугу.

Дорога к рынку для Bluetooth до сих пор не была усыпана розами, а по числу нереализованных планов и несбывшихся надежд эта технология вполне заслуживает занесения в какую-нибудь книгу рекордов. О Bluetooth всерьез заговорили в 1999-м, на осенней выставке Comdex, однако ни один из производителей не сдержал обещания выпустить к концу того же года коммерческие продукты. Затем средства Bluetooth активно пропагандировались участниками CeBIT 2000, но прошлым летом фирма Ericsson — главная надежда и опора Bluetooth SIG — опять не смогла приступить к поставкам давно анонсированных беспроводных наушников. Наконец, в нынешнем году на ганноверской выставке возникло ощущение, что лед-таки тронулся, но последовавший выпуск разнообразных продуктов с поддержкой Bluetooth вскрыл неожиданную проблему: изделия разных компаний отказываются работать друг с другом.

Старо как мир: стандарт стандартом, а продукты врозь. После опубликования версии Bluetooth 1.0 в декабре 1999 года члены консорциума испытывали неподдельную гордость. Спецификации были столь детально проработаны, что годились на все случаи жизни. Они предоставляли производителям достаточно гибкости, чтобы адаптировать новую технологию ко всем мыслимым и немыслимым приложениям.

Однако закон, сформулированный одним нашим современником, неумолим: хотели как лучше, а получилось как всегда. В версиях Bluetooth 1.0 и 1.0b слишком многое было оставлено на усмотрение разработчиков готовых изделий — касалось ли дело аутентификации, процедур обмена ключами или формата передаваемых данных. Защитники «вечно молодой» технологии утверждают, что вновь вскрытые проблемы учтены в версии Bluetooth 1.1. Правда это или нет, станет ясно лишь после накопления критической массы соответствующих продуктов.

Пока же распространение Bluetooth постоянно сталкивается с препятствиями. На CeBIT 2001 президент молодой американской компании Cambridge Silicon Radio обещал в течение нескольких месяцев довести оптовую цену на микросхемы Bluetooth до 5 долл. за комплект. Возможно, когда-нибудь светлое будущее и наступит, но летом такие микросхемы продавались за 27 — 50 долл. (в зависимости от поставщика). Значит, оснащение любого устройства средствами Bluetooth увеличит его стоимость по крайней мере долларов на сто. Много ли найдется покупателей, готовых выложить такую сумму за обретение кофеваркой умения сообщать на мобильный телефон о готовности кофе?

Так что способность технологии Bluetooth обустроить наш быт пока под большим вопросом. Да и в компьютерно-сетевом мире у нее не все гладко. Пока 3Com, Siemens, Toshiba и иже с ними пытаются добиться для устройств Bluetooth рекордных технических показателей, конкурирующие разработки из семейства 802.11 и HomeRF медленно, но верно отвоевывают место под солнцем.

Британское агентство Total Telecom (www.tele.com) сообщило о намерении корпорации Ericsson всерьез заняться разработками оборудования 802.11. А ведь прежде шведский концерн в связях с RadioEthernet замечен не был. Похоже, такая смена акцентов, причем не обставленная традиционной маркетинговой шумихой, в большей степени проливает свет на истинное положение вещей, чем отчеты аналитических компаний. К тому же и принятие основанного на Bluetooth стандарта IEEE 802.15.1 все откладывается, откладывается, откладывается...

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями