Сразу предупредим, что вы не найдете здесь полного анализа столь сложного (особенно в российской интерпретации) экономического явления, как кредитование. Мы лишь попытались посмотреть на проблему сквозь призму отечественного телекоммуникационного рынка. Нас интересовало, какие виды оборудования чаще всего являются объектом кредитования, какие фирмы выбирают те или иные формы кредита и какое место занимает кредитование в деятельности ведущих поставщиков оборудования.

Как известно, все фирмы строго стерегут свои финансовые секреты, поэтому нам было нелегко получить нужную информацию. Представители некоторых из них отказывались отвечать по существу, ссылаясь на то, что давать комментарии по таким вопросам имеют право только сотрудники штаб-квартиры, расположенной далеко за океаном. Другие ограничивались общими фразами, словно вычитанными из учебника экономики. Но в большинстве случаев нам все же удалось определить позиции компаний в вопросе кредитования на российском телекоммуникационном рынке.

За все надо платить

При анализе тенденций в области телекоммуникаций часто звучат слова «удвоение пропускной способности за полгода» и т. п. Иногда они соответствуют действительности, иногда нет, но главное состоит в том, что постоянное использование таких — уже ставших расхожими — оборотов свидетельствует: инфотелекоммуникации меняются невиданными темпами. Конечно, это здорово, но в то же время вынуждает поставщиков услуг постоянно модернизировать свое оборудование. Если несколько десятилетий назад сроки морального старения и физического износа связной техники практически совпадали, то теперь оборудование порой оказывается устаревшим уже в момент его сборки на заводе.

Отказаться от технологической гонки операторы связи, в отличие от владельцев корпоративных сетей, не могут. В таком случае все клиенты уйдут к конкуренту, предложившему им новый сервис и выгодные тарифы. Перед организаторами ведомственных сетей проблема быстрой смены технологий стоит не так остро, но жизнь заставляет и их внедрять современные решения. Стимулами для этого являются, скажем, развитие электронной коммерции и перевод бизнес-процессов в Internet.

При всех плюсах современных технологий у них есть весьма существенный минус — все новое оборудование, за редким исключением, стоит очень дорого. Модернизация сетей операторов связи часто осуществляется в условиях недостатка оборотных средств, выделяемых на замену оборудования. Единственным выходом, приемлемым как для производителей, так и для их заказчиков, становится предоставление последним кредитов.

Отечественные особенности

Как показывает практика, операторы связи достаточно легко получают необходимые средства для развития. Нашему телекоммуникационному рынку свойственен ряд особенностей, делающих его привлекательным с точки зрения кредитования.

Во-первых (и это, наверное, самое важное), спрос на услуги связи высок и продолжает расти. В России данная тенденция особенно ярко проявляется на рынках сотовой связи и доступа в Internet.

Во-вторых, вложения в телекоммуникационную отрасль рассматриваются кредиторами как надежное размещение капитала. Сейчас в стране явно прослеживается приток денег, обусловленный устойчиво высокой стоимостью нефти на мировых рынках. Косвенными доказательствами этого могут служить заметный рост цен на элитное жилье и массовая скупка (несмотря ни на что) квартир в престижных домах еще в момент закладки фундамента. Как утверждают, в московских автосалонах выстраиваются многомесячные очереди за самыми дорогими автомобилями. Другой штрих — впервые за последние годы российское правительство разработало бюджет с профицитом денежных средств.

На первом этапе финансы, получаемые за счет экспорта нефти, неизбежно концентрируются у тех, кто непосредственно связан с этим бизнесом, но потом начинается перетекание денег в другие отрасли экономики. В числе приоритетных направлений инвестирования обязательно выступает связь.

Наконец, на фоне проблем в зарубежных странах, которые нашли свое отражение в падении основных фондовых индексов (Dow Jones, NASDAQ, DAX), в нашем государстве наблюдается существенное оживление экономики, в том числе — связной отрасли. Постоянно растет операционная прибыль операторов, на рынок выходят все новые услуги, расширяется абонентская база. Эти процессы связаны с началом реальной демонополизации отрасли и формированием буквально на пустом месте современной телекоммуникационной инфраструктуры.

Как, кому и кто?

В практике финансовых расчетов задействуется довольно много способов предоставления компаниям оборотных средств. В первую очередь упомянем обычный банковский кредит, выдаваемый под проценты на коммерческой основе. К его особенностям следует отнести быстроту получения ссуд, их целевую направленность и необходимость материального обеспечения гарантий со стороны получателя кредита. Высокая банковская ставка, то есть плата за пользование заимствованными средствами, которая практикуется в нашей стране, сильно ограничивает возможность применения такого механизма для закупок телекоммуникационного оборудования. Чаще всего этот вид кредитования служит для решения краткосрочных задач, связанных с высокодоходными коммерческими операциями (например, в торговле).

Гораздо большей популярностью у отечественных компаний пользуется предоставляемый продавцами товарный кредит, суть которого — продажа оборудования с отсроченным платежом. Заимствования приобретают форму товара, плата за который вносится в рассрочку, и таким образом погашается кредит. Товарный кредит оформляется под долговое обязательство или путем открытия счета по задолженности. Несомненно, эта форма финансовых отношений способствует ускорению реализации товаров и увеличению скорости оборота капитала. Особенно часто она используется отечественными операторами сотовой связи: без преувеличения можно утверждать, что почти вся сегодняшняя базовая инфраструктура построена именно благодаря товарному кредиту.

В последнее время у российских фирм повышенный интерес вызывает такая форма кредита, как лизинг. Этот достаточно сложный инструмент кредитования дает участникам соглашения гораздо больше плюсов, чем минусов. По мнению Михаила Грузера, финансового представителя Cisco Systems Capital, лизинг особенно выгоден прибыльным компаниям. Дело в том, что лизинговые платежи учитываются в себестоимости выпускаемой продукции (или услуг), и затрачиваемые на них средства не включаются в облагаемую налогом прибыль.

Существует еще целый ряд вариантов привлечения средств, не являющихся кредитами в явном виде. В частности, это использование венчурного капитала, прямых инвестиций, размещение акций на фондовом рынке и т. п.

С большой долей условности российских получателей телекоммуникационных кредитов можно разделить на три группы (операторы связи, корпоративные заказчики и государственные структуры), для которых характерны разные типы заимствований и условия их возврата.

По логике вещей, операторы связи (компании, чьей основной деятельностью является предоставление телекоммуникационных услуг) должны быть в наибольшей степени заинтересованы в получении оборудования на условиях лизинга. Но до последнего времени они пользовались в основном товарными кредитами.

Для корпоративных заказчиков, держащих телекоммуникационное оборудование на вторых ролях (по отношению к основным бизнес-процессам), вполне логично пользоваться банковскими кредитами. Возврат денег в данном случае идет за счет прибыли, зарабатываемой в результате основной деятельности.

Государственные структуры, особенно российские, сильно ограничены в получении бюджетного финансирования для незапланированной покупки оборудования. Бюджет «верстается» долго, и исходные данные для его формирования, как правило, подаются за много месяцев до этого. Соответственно для государственных организаций наиболее привлекательным (и едва ли не единственно возможным) является товарный кредит. Такой формой заимствований пользуются не только «чисто» государственные учреждения, но и многие предприятия с государственным капиталом, номинально ставшие акционерными обществами. Примером может служить проект развития ОАО «Тверьэнерго», реализуемый при содействии компании «Телекомстрой СПб» (см. статью «Энергетика Definity» в этом же номере «Сетей»).

Чаще всего объектом товарного кредитования и лизинга оказывается «тяжелое» оборудование, предназначенное для создания сетевой инфраструктуры оператора связи. По мнению Евгения Лисицына, генерального директора представительства Nortel Networks в России, проекты стоимостью менее 1 млн долл. попросту неинтересны для обоих сторон. Лишь в исключительных случаях планка снижается до 500 тыс. долл. Причина в том, что процедура кредитования также характеризуется некоторой фиксированной себестоимостью обслуживания клиента, которую желательно распределить по как можно большей сумме кредита. В свою очередь Cisco Systems заявляет, что способна предоставлять кредиты начиная со 100 тыс. долл. — благодаря хорошей проработке документации по лизингу и кредитованию.

Работа на российском телекоммуникационном рынке (да и, наверное, на любом другом) не терпит шаблонов и в каждом отдельном случае требует выработки конкретного варианта действий. В ходе нашего короткого опроса ведущих поставщиков телекоммуникационного оборудования выяснилось, что практически все они предоставляют кредиты крупным заказчикам. Варианты кредитования определяются сложившейся практикой работы той или иной фирмы в российских условиях.

Например, как утверждает первый заместитель генерального директора и директор по продажам Lucent Technologies в России Сергей Приданцев, эта компания ориентирована на взаимодействие только с операторами связи, что и определяет методику ее сотрудничества с заказчиками. Современные сети связи требуют от поставщиков комплексных мероприятий, поэтому совместная работа продавца и покупателя оборудования начинается задолго до подготовки технической части проекта и составления спецификации оборудования. По завершении конкретного проекта сотрудничество оператора и поставщика обычно не кончается.

Lucent Technologies практикует поставку решений «под ключ» и предоставляет заказчикам широкий спектр услуг по реализации проекта. Одной из них может стать открытие кредитной линии, но при этом сама фирма не занимается финансированием. К кредитованию российских проектов Lucent привлекает своих партнеров, в число которых входят такие крупные финансовые структуры, как «Альфа-банк», «Ростелеком-лизинг«, а также ИТ-компании «Техносерв», Verysell, ряд зарубежных инвестиционных компаний и банков. Именно по данной схеме финансировался проект поставки коммутационных систем для ОАО «Электросвязь» Московской области и оборудования высокоскоростного доступа Stinger для широкополосной сети МГТС.

Аналогичным образом действует и российское представительство Avaya, что неудивительно, ведь фирма только год назад «отпочковалась» от Lucent Technologies.

Подобную же схему, но только на территории Российской Федерации, использует Nortel Networks, предоставляющий кредиты операторам связи через своего партнера «РОН-Телеком». В этом плане наиболее тесное сотрудничество Nortel установилось с операторами, входящими в холдинг «Связьинвест», хотя, по словам Евгения Лисицына, кредиты выделяются всем заинтересованным провайдерам услуг связи и крупным корпоративным клиентам.

Компания Motorola для стимулирования бизнеса своих клиентов создала дочернюю инвестиционную фирму Motorola Credit Corp., которая занимается решением вопросов финансирования по всему миру, включая Россию. Как заявили ее представители, до сих пор кредитные заявки, поступающие от российских организаций, удовлетворялись вне зависимости от объемов предполагаемых заимствований. При решении вопроса о выделении кредита самыми существенными факторами являлись макроэкономическая ситуация в стране и коммерческая привлекательность конкретного бизнес-проекта.

По словам Герхарда Вибираля, главы представительства Siemens, его компания, как и все другие поставщики телекоммуникационного оборудования, больше всего любит схему «деньги — товар». Однако при необходимости всегда можно профинансировать проект заказчика — за счет собственных средств либо путем привлечения капиталов инвестиционных фондов.

Мы попытались дать лишь общую картину кредитования российского телекоммуникационного рынка. Многие вопросы остались вне поля нашего зрения, но этот материал все же позволяет сделать некоторые выводы. И один из самых очевидных — влияние кредитования в телекоммуникационной отрасли неуклонно возрастает.


Преимущества приобретения оборудования в лизинг

  • Рассрочка платежа в течение срока лизингового договора
  • Лизинговое имущество не числится на балансе лизингополучателя, благодаря чему не увеличиваются его долговые обязательства и у него появляется возможность дополнительно привлекать иные кредитные ресурсы
  • Лизинговые платежи, установленные на весь срок лизинга, полностью относятся на себестоимость, что позволяет снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль
  • Применение коэффициента ускоренной амортизации дает лизингодателю возможность списать лизинговое имущество намного быстрее, чем при использовании обычной схемы, и значительно снизить налог на имущество

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями