В начале сентября в Твери состоялся семинар, посвященный построению мультисервисных телекоммуникационных сетей связи для предприятий электроэнергетики. Его организаторами стали ОАО «Тверьэнерго» и санкт-петербургская компания «Телекомстрой СПб». Их объединила многолетняя совместная работа по созданию ведомственной телефонной сети, охватившей большинство энергетических предприятий Тверской области. Всего в рамках реализации данного проекта было поставлено пять станций Definity (суммарная емкость — более 1600 портов). Неудивительно, что на семинаре обсуждались перспективы применения оборудования Avaya в энергетической отрасли.

К выбору станции Definity как основы для построения корпоративной сети в «Тверьэнерго» пришли не сразу. Данному решению предшествовал неудачный опыт использования других учрежденческих станций, поэтому чаша весов склонилась в пользу Definity лишь после серьезных проектных испытаний. Требования энергетиков к PABX являются довольно специфическими: оборудование должно надежно работать в условиях высокого (достигающего сотен киловольт) напряжения, в полевых условиях, на соединительных и абонентских линях невысокого качества и при множестве других ограничений. На выбор энергетиков повлиял и еще один фактор — наличие в Definity интерфейса, который поддерживает сигнализацию четырехпроводной соединительной линии, применяющейся в ведомственной сети связи.

В конце 1998 года, после успешных испытаний, специалисты «Телекомстрой СПб» установили первую станцию (1 тыс. портов) на центральном узле связи. Как заметил Анатолий Смирнов, начальник связного подразделения «Тверьэнерго», за время эксплуатации не было выявлено ни единой неисправности, и «они забыли, где находится станция».

Кроме обсуждения опыта использования оборудования Avaya, на семинаре большое внимание было уделено проблемам, с которыми сталкиваются энергетики при создании современных сетей связи. В первую очередь, это финансирование — общая больная тема, обсуждавшаяся и в кулуарах, и в выступлениях. Увы, как во многих других ведомствах, чьей основной деятельностью не является предоставление услуг связи, связисты-энергетики вынуждены тратить огромные усилия на продвижение проектов модернизации своих сетей. Проблема особенно обострилась, когда отрасль попала под огонь критики и руководителям региональных энергетических компаний пришлось вплотную заняться вопросами обеспечения людей теплом и электричеством.

В то же время без надежно работающей связи нельзя представить эффективное управление производством и транспортировкой тепла и света. Поэтому запросы связистов все же удовлетворяются (хотя скудно и нерегулярно). Сложившаяся ситуация заставила «Телекомстрой СПб» предложить своим партнерам весьма льготные и удобные формы оплаты. По словам Ларисы Мариной, директора по оперативному управлению компании, для создания ведомственной сети «Тверьэнерго» был предоставлен беспроцентный кредит, погашение которого осуществляется в гибком режиме. На деле это означает, что график перечисления денег корректируется в зависимости от множества внешних обстоятельств, то есть связисты «Тверьэнерго» гасят очередную часть задолжности, когда у них появляется такая возможность. Использованная схема кредитования создает определенные неудобства для «Телекомстрой СПб», однако обеспечивает востребованность ее услуг среди энергетиков.

Большой интерес участников семинара вызвала концепция развития системы связи единой энергетической системы России в условиях грядущего реформирования РАО ЕЭС. Согласно этой концепции в ближайшие годы предстоит создать современную цифровую сеть связи, которая должна обеспечить согласованную работу производителей электроэнергии и компаний, отвечающих за ее транспортировку.

В качестве одного из направлений модернизации связи в концепции названо создание мультисервисных сетей. Это не дань современным представлениям о развитии телекоммуникаций, а насущная необходимость. Дело в том, что энергетики обладают незначительным числом собственных каналов связи, особенно на низовом уровне. Они вынуждены арендовать каналы у различных операторов связи, в первую очередь у «Ростелекома», на что ежегодно расходуется свыше 20 млн долл.

Прокладка цифровых линий связи, которые могли бы обеспечить не только собственную потребность энергетиков в каналах, но и предоставление коммерческих услуг связи, сдерживается все теми же финансовыми проблемами. Справедливости ради стоит отметить, что начинается строительство магистральной волоконно-оптической линии, которая протянется от Балтики до Тихого океана. Однако на региональном уровне такие проекты остаются невостребованными, хотя предпринимаются попытки привлечь к их реализации местных операторов связи. Дело здесь не в отсутствии интереса со стороны последних, а в их нежелании вкладывать деньги в столь дорогостоящие проекты в условиях реформирования энергетики, которое приведет к фактическому перераспределению прав собственности на ведомственные сети.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями