Основным средством доступа к Internet для частных пользователей по сей день остается обычная телефонная линия. Она дешевле, доступнее и не требует от клиента дополнительных затрат на подключение и дорогое оборудование. Достаточно купить модем и предоплаченную карточку у провайдера — и можно подключаться к Сети. Поэтому новые частные пользователи приходят в Internet, как правило, покупая услуги коммутируемого доступа.

Крупными провайдерами коммутируемого доступа являются фирмы, имеющие тесные «родственные» связи с телефонными операторами. Например, «МТУ-Интел» входит в группу компаний «МТУ-Информ», а «Россия-он-лайн» принадлежит оператору Golden Telecom. Вместе эти два провайдера имеют в своем распоряжении свыше 7 тыс. модемных линий. Казалось бы, рынок таких услуг уже полностью поделен, но в последнее время начали появляться новые провайдеры телефонного доступа. Хотя количество модемов у них небольшое, они все равно имеют достаточное количество клиентов.

Следует отметить, что сейчас развитие рынка коммутируемого доступа в Москве сдерживается не ценой услуги, а сложностями, связанными с нагрузкой на телефонную сеть МГТС. Поскольку телефонное соединение с Internet достаточно длительное и занимает значительные ресурсы телефонной сети, операторам приходится повышать на него цену. Причем чем больше провайдер покупает телефонных линий, тем дороже их продает оператор (на начальном этапе развития Internet прогрессия была противоположной). Впрочем, изменения связаны еще и с тем, что практически все телефонные операторы имеют собственных партнеров из числа ISP, которым предоставляются льготные условия аренды телефонных линий.

Такая ценовая политика телефонных операторов не позволяет провайдерам эффективно вести конкурентную борьбу и, соответственно, снижать расценки на услуги. При уменьшении стоимости доступа возрастает нагрузка на модемные линии, что требует от провайдера покупки новых, все более дорогих линий. Например, у независимого провайдера Zenon NSP вот уже несколько лет количество входных линий на модемном пуле практически не менялось. За то же время два лидера по количеству модемов — «МТУ-Интел» и «Россия-он-лайн» — увеличили число телефонных линий для подключения к Internet в несколько раз.

В любом случае узким местом, сдерживающим развитие рынка коммутируемого доступа, является телефонная инфраструктура, которая не рассчитана на длительные соединения. Новые оптические технологии позволяют решить проблему загрузки крупной телефонной сети, но сначала их нужно внедрить. Этот процесс уже идет, благодаря чему можно надеяться на расширение рынка «телефонного» Internet в обозримом будущем.

Сейчас же, по мнению Андрея Кондакова, директора по развитию компании Zenon NSP, появление нового крупного поставщика услуг коммутируемого доступа маловероятно. «Выйти на рынок и набрать пользователей на модемный пул из 100 линий не представляет проблемы, — комментирует он. — Однако чтобы реализовать проект на несколько тысяч модемов, нужно стать либо телефонным оператором, либо партнером оператора». Правда, новые провайдеры все же появляются (ибо для предоставления подобной услуги практически на всей территории города достаточно купить один цифровой поток и соответствующий модем), но емкости модемных пулов у них небольшие, и поэтому они не могут сильно повлиять на расклад сил на рынке.

Действительно, такие провайдеры, как «Зебра Телеком», «НТВ Интернет» и «Космос ТВ», считают свои модемные пулы средством, позволяющим рекламировать их основные продукты. Практически все они признают, что предоставление коммутируемого доступа к Internet является для них не основным бизнесом, а лишь сопутствующим. Скажем, «Зебра Телеком» специализируется на предоставлении услуг IP-телефонии, но сразу же после ее выхода на рынок наиболее востребованной услугой оказался доступ к Internet. Спрогнозировав это, компания выпустила универсальные предоплаченные карты, с помощью которых она старалась приучить своих клиентов к услугам IP-телефонии. Универсальные карточки хороши тем, что пользователям IP-телефонии предоставляется возможность попробовать доступ к Internet, и наоборот. Такими действиями «Зебра Телеком» добилась своего, и сейчас востребованность обеих услуг сравнялась.

«Фирменным продуктом» компании «НТВ-Интернет» является однонаправленный спутниковый доступ, который предоставляется через спутник «Бонум-1». Однако для этого необходимо, чтобы клиент уже имел подключение к Internet, которое спутниковый канал лишь «ускоряет». Поэтому «НТВ-Интернет» пришлось завести собственный модемный пул. Кроме того, фирме, по оценкам ее генерального директора Евгения Ройтмана, принадлежит около 8% информации, сосредоточенной в российском сегменте Internet, и было бы логично, чтобы клиенты получали доступ к ней без посредников.

Аналогичной стратегии придерживается и компания «Космос ТВ», в основном занимающаяся продажей телевизионных программ. Фирма предлагает клиентам специальный тарифный план, по которому оплачиваются как доступ к Internet, так и телевизионные программы. При этом для предоставления услуги доступа «Космос ТВ» пользуется оборудованием и службой техподдержки другого провайдера — «Телепорт ТП». Хотя теоретическая возможность передачи цифровых IP-потоков вместе с телевизионным сигналом существует, доступ к Internet пока технологически отделен от цифрового телевидения. Компания планирует реализовать подобную услугу, а также внедрить технологию двустороннего доступа к Internet через систему цифрового телевидения.

Поскольку для таких провайдеров услуги коммутируемого доступа являются скорее рекламной акцией, чем реальным бизнесом, они могут значительно снижать стоимость подобных сервисов. Однако серьезно повлиять на рыночную ситуацию эти действия не могут, поскольку ресурсы модемного пула у них ограниченны.

Впрочем, и «старые» провайдеры, как правило, не строят свой бизнес целиком на предоставлении коммутируемого доступа, поэтому могут использовать его в качестве удобного дополнения к другим сервисам. Например, Zenon NSP — один из крупнейших провайдеров хостинга. Контракты на эту услугу включают в себя 5 часов бесплатного доступа к Internet и возможность подключения по льготному тарифу — до 0,5 долл. в час.

Следует отметить, что практически все провайдеры обеспечивают полный набор сервисов коммутируемого доступа. Расширять ассортимент услуг для привлечения новых клиентов уже не получается, а снижать расценки, как было отмечено выше, невыгодно. Для привлечения клиентов приходится предлагать в комплекте с коммутируемым доступом дополнительные услуги — IP-телефонию, однонаправленный спутниковый доступ или цифровое телевидение. Есть и другие способы — упрощение системы оплаты или пользования доступом.

Одним из них и является применение предоплаченных карт, которое задействуется практически всеми новыми провайдерами. Такие карты позволяют максимально охватить потенциальную аудиторию потребителей услуг, причем могут быть доставлены абоненту на любом носителе — пластике, открытке или в виде электронного файла, транспортируемого через Internet. Этот способ открывает широкий простор для посреднического бизнеса и дает возможность вовлечь в процесс распространения карт многочисленных агентов. Провайдер же получает деньги авансом еще до предоставления услуги.

Кроме того, благодаря картам предоплаты упрощается продажа услуг коммутируемого доступа в нагрузку к приобретаемому компьютеру. Настройкой операционной системы для подключения компьютера к Internet занимается продавец, а от пользователей требуется своевременно покупать карточки для пополнения лицевого счета. В результате провайдер может предлагать свои услуги наименее технически грамотным пользователям. Примером таких проектов является совместная маркетинговая акция компаний «Зебра Телеком», «Белый Ветер» и NT Computers.

Еще одно перспективное направление деятельности новых провайдеров — IP-телефония. Для предоставления этой услуги используется то же оборудование, что служит для организации телефонного доступа к Internet. Существуют даже устройства, которые динамически управляют пропускной способностью цифрового канала, выделяя ее под нужды IP-телефонии и трафик dial-up. Однако услуги телефонии оплачиваются поминутно, благодаря чему средний сеанс связи оказывается менее длительным, чем при коммутируемом доступе. Соответственно при одинаковой стоимости линий и сетевого оборудования IP-телефония более прибыльна с точки зрения ISP, поэтому не исключено, что в скором времени появится несколько проектов, аналогичных реализуемому компанией «Зебра Телеком».

Перспективным направлением развития для старых и опытных провайдеров является экспансия в регионы, поскольку описанные выше проблемы с телефонными линиями характерны в основном для Москвы. Например, Zenon NSP недавно открыл точку присутствия в Санкт-Петербурге, а с 13 августа ввел роуминг для своих клиентов, проживающих в обеих столицах. В начале лета фирма «Зебра Телеком» объявила о намерении создать региональную сеть. Если провайдеру не под силу самостоятельно организовывать точки доступа в других городах, он может заключать роуминговые соглашения с местными поставщиками услуг. Не исключено, что реализация таких соглашений не принесет много денег, но благодаря ей появятся дополнительные плюсы для привлечения новых клиентов. А использование предоплаченных карт позволяет легко организовать прием платежей практически в любом городе.

Наконец, характерная особенность коммутируемого доступа — сезонность спроса на услуги: его резкое увеличение происходит в сентябре. Провайдерам нужно тщательно готовиться к «страдной поре», поскольку большинство новых пользователей появляется именно в это время, и было бы обидно отпугнуть их невысоким качеством сервиса.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями