Сотовые операторы подвели промежуточные итоги.

Какие бы потрясения ни испытывала зарубежная телекоммуникационная индустрия, сотовый бизнес в России по-прежнему остается прибыльным. Это подтверждают последние опубликованные отчеты компаний «ВымпелКом» и «Мобильные ТелеСистемы». Ведущие операторы продолжают экспансию в регионы, а растущие доходы столичного рынка призваны обеспечивать в этом наступлении «крепкие тылы». Однако на данном пути операторов подстерегает множество малопредсказуемых препятствий, среди которых низкое материальное благополучие населения, конкуренция со стороны местных компаний (в том числе — операторов CDMA) и возникновение неожиданных альянсов с участием западных инвесторов.

Вторая половина августа стала временем подведения итогов квартальной и полугодовой деятельности крупнейших сотовых операторов. И если в хороших результатах компании «Мобильные ТелеСистемы» мало кто сомневался, то показатели ее основного конкурента — «ВымпелКома» —превзошли даже смелые прогнозы оптимистов. В целом, анализируя финансовые итоги двух главных игроков рынка сотовой связи России, можно сделать вывод, что позитивные тенденции в этой отрасли перешли с количественного на качественный уровень.

В абсолютном отношении МТС остается безусловным лидером: 1,856 млн абонентов к концу первого полугодия (из них 1,654 млн — жители Москвы и Подмосковья) и преодоление планки в 2 млн абонентов 3 августа текущего года. «ВымпелКом» мог противопоставить этому 1,185 млн абонентов (1,317 млн по состоянию на 22 августа), из которых на московскую лицензионную территорию сети «Би Лайн GSM 900/1800» приходилось лишь порядка 800 тыс. подписчиков. Остальные почти 300 тыс. человек распределились между региональными сетями и столичной сетью стандарта DAMPS. Если рассматривать только абонентов GSM в московском регионе, отрыв МТС от «Би Лайна» оказывается еще существеннее — более чем в два раза.

Однако имеет смысл проанализировать ту же величину в динамике. Так вот, год назад (1 июля 2000 года) МТС насчитывала в Москве и области 612 тыс. пользователей, а сеть «Би Лайн GSM» обслуживала около 240 тыс. клиентов. Выходит, что за прошедший год относительный разрыв между абонентскими базами двух сетей GSM, претендующих ныне на статус общефедеральных, несколько сократился. Я думаю, что такие допущения при сравнении численности абонентов вполне правомерны, поскольку в «ВымпелКоме» бизнес в сети GSM структурно отделен от бизнеса DAMPS. Это подтверждается следующим фактом: за второй квартал 2001 года количество клиентов с телефонами DAMPS даже уменьшилось, тогда как общий квартальный рост абонентской базы «ВымпелКома» составил 200 тыс. подписчиков. Услуги сотовой связи DAMPS практически не рекламируются, и вся бизнес-инфраструктура компании направлена на развитие сети GSM. Правда, за тот же квартал МТС показала вообще беспрецедентные темпы прироста клиентов — 436 тыс. человек.

Помнится, полтора-два года назад рост абонентской базы был главным козырем в руках «ВымпелКома», а предметом гордости «Мобильных ТелеСистем» являлись достижения в финансовой сфере. Теперь же, напротив, «ВымпелКом» старается как-то выпятить финансовые показатели, а МТС приятно «удивляет» акционеров количеством абонентов.

Стабильное повышение рентабельности бизнеса «ВымпелКома» совпало с периодом изменений в структуре акционерного капитала и появлением крупного держателя акций — холдинга «Альфа групп». Как известно, присутствие представителей «Альфы» в совете директоров «ВымпелКома» рассматривалось как своеобразный гарант стабильности компании, но с опубликованием ее финансового отчета за второй квартал стало ясно, что факт оздоровления бизнеса оператора не подлежит сомнению. Если тенденции сохранятся, финансовую мощь «Альфы» действительно можно будет сосредоточить на развитии региональных проектов, а не на латании «прорех» в текущем бюджете.

Итак, за прошедший год (с 1 июля 2000 года по 1 июля 2001 года) «ВымпелКому» удалось поднять чистую ежеквартальную выручку на 44,3% (с 65,6 до 94,6 млн долл.), увеличить показатели EBITDA (объем прибыли до налоговых, кредитных и амортизационных отчислений) на 178% и маржу EBITDA, характеризующую рентабельность бизнеса, на 93%. Относительное увеличение чистой прибыли за этот же период составило 241%, что даже по меркам российского бизнеса заслуживает уважения. Но, пожалуй, наиболее радующие менеджеров «ВымпелКома» цифры относятся к видам на будущее: невзирая на все большее проникновение услуг сотовой связи, средний доход с одного абонента (ARPU) не только не снизился, а даже возрос за последний квартал почти на 1% и составил 27,7 долл.

Об активизации клиентов «ВымпелКома» свидетельствует и объем суммарного трафика телефонных переговоров в сети «Би Лайн GSM» за три месяца, который увеличился с 240 до 326 млн мин. При этом среднемесячное количество эфирного времени, потребляемого средним абонентом «ВымпелКома» (с учетом динамики абонентской базы), составило 107,7 мин против 94 в первом квартале этого года.

Между тем в «Мобильных ТелеСистемах» считают, что потребляемый средним абонентом трафик — величина, подверженная сезонным колебаниям, поэтому его прирост во втором квартале с 152 до 166 мин в МТС был воспринят как заранее прогнозировавшееся событие. Но вот что характерно: и здесь показатель ARPU практически не изменился (39 долл.), хотя, по логике, рынка он должен постоянно снижаться за счет привлечения массового (а значит, менее обеспеченного) клиента.

Как бы ни различались по абсолютным значениям результаты деятельности обеих компаний, августовские релизы финансовой отчетности лишний раз доказывают, что мобильная связь остается в нашей стране весьма прибыльным бизнесом. По утверждению высших менеджеров «ВымпелКома», для европейских сотовых операторов средневзвешенный показатель маржи EBITDA находится на уровне 34%, а у МТС и «ВымпелКома» он достигает соответственно 39 и 38%. Очередной ли это парадокс российского бизнеса или следствие глубинных макроэкономических процессов, предстоит узнать в ближайшее время. Если экономика страны действительно пошла на подъем, благосостояние среднего гражданина будет расти — как и потребление услуг.

Я сознательно не обсуждал вопросы, связанные с региональным рынком сотовой связи, хотя два ведущих столичных оператора активно развивают сети за пределами московской лицензионной зоны. Поскольку строительство сетевой инфраструктуры — дело весьма затратное, а балансы обеих компаний консолидируют данные по всем регионам обслуживания, то финансовые отчеты по отдельно взятому столичному региону, несомненно, были бы еще лучше. В «Би Лайне» даже не затруднились подсчитать, что чистая квартальная прибыль в этом случае достигла бы психологически важной черты в 10 млн долл.

Стремительными темпами идет установка новых базовых станций и коммутаторов. После памятных сбоев в обслуживании «Мобильные ТелеСистемы» стали развивать ресурсы сети с опережением текущих потребностей примерно на 0,5 млн абонентов. При таком запасе прочности, надо думать, нареканий на качество связи у абонентов возникать не должно, но и затратная часть бюджета будет нарастать опережающими темпами.

По всей видимости, эта проблема мало волнует руководство МТС. Даже убыточность региональных подразделений компании на этапе первичного развертывания сетей связи не может оказать сколь-нибудь заметного влияния на гигантские финансовые обороты центра. Так что акционеры могут быть спокойны за ликвидность своих акций.

Другое дело — «ВымпелКом». Несмотря на явные признаки оздоровления экономики компании, получаемая прибыль пока несоизмерима с требующимися затратами на развитие регионального бизнеса. О реинвестировании «прибыльных» 9,4 млн долл. при минимальных потребностях в 300 млн долл. говорить как-то не хочется, хотя сами по себе эти деньги «хорошо смотрятся» в бухгалтерском отчете фирмы. Поэтому передача дел, связанных со всеми региональными сетями (за исключением тех, которые относятся к приобретенным «ВымпелКомом» операторам), в ведение самостоятельной, хотя и дочерней, компании — очень своевременный шаг с точки зрения инвестиционной привлекательности almamater. Теперь акции «ВымпелКома», размещенные на NYSE, будут расти в цене, отражая позитивные тенденции бизнеса в московском регионе, в то время как «ВымпелКому-Р» суждено на неопределенное время стать инвестиционной «дырой», поглощающей финансовые потоки акционеров. К слову, представители руководства «ВымпелКома» не смогли четко ответить на вопрос, когда же дочерняя компания планирует выйти на уровень окупаемости. Слишком много неизвестного ждет лидеров сотового рынка на бескрайних просторах необъятной родины.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями