Рядом с Павелецким вокзалом Москвы открылся новый центр публичного доступа в Internet — кафе NetCity

Публичный доступ к Internet становится насущной необходимостью. Нужен он как опытным пользователям, которые временно не могут войти в Сеть с традиционного места, так и неофитам. Основным местом публичного доступа являются Internet-кафе (небольшие заведения с несколькими компьютерами, подключенными к Internet по низкоскоростному выделенному или даже коммутируемому соединению), однако начали появляться и крупные Internet-центры. В конце февраля в Москве открылся первый из них, TimeOnLine, а 11 июля возникли еще два — Cafemax и Netcity.

В TimeOnLine установлено 200 компьютеров, имеющих выход в Internet через провайдера Golden Telecom на скорости 4 Мбит/с. Сейчас салон обслуживает в день более 2 тыс. посетителей, каждый их которых в среднем проводит за компьютером около 50 минут. Салон рассчитан на «гостей столицы», нуждающихся во временном доступе к Internet, поэтому располагается на нижнем этаже торгового комплекса «Охотный ряд».

Собственно, большие торговые комплексы весьма перспективны для организации точек публичного доступа: посетители уже есть, имеются также помещения и сервисная инфраструктура, в частности пункты быстрого питания. Надо сказать, Internet-салон полезен и для торгового комплекса, под крышей которого он расположился: он является дополнительной сервисной зоной, привлекает в магазин новых покупателей и удерживает постоянных клиентов. А если такой Internet-салон располагает местами для компьютерных игр, то пока покупатели бродят по магазину, их дети будут при деле. Возможно, уже через год в крупных городских универмагах появятся свои Internet-салоны.

Посетителям Netcity сегодня доступны 45 компьютеров, подключенных к Internet на скорости 1 Мбит/с. Есть также VIP-кабинки для индивидуальной работы с Internet. Предлагаются услуги бара и бистро.

Cafemax на сегодняшний день — самый крупный московский центр публичного доступа: в нем установлено 300 компьютеров. Соединение с Internet на скорости 10 Мбит/с предоставляется «ТелекомЦентром». Площадь центра разделена на три зоны — рабочий зал (около 190 компьютеров), игровой (более 60 ) и зал бизнес-класса (еще 50 ). Зал бизнес-класса, кроме того, предназначен для проведения презентаций и семинаров, поэтому оборудован звукоусиливающей и проекционной аппаратурой. В Cafemax есть кафе и магазин сопутствующих товаров, однако принимать пищу за компьютером по понятным причинам категорически запрещено. Собственно, в том, что касается возможности закусить, новые заведения не сильно отличаются от TimeOnLine, который расположен на нижнем этаже «Охотного ряда» возле комплекса быстрого питания.

Сравнивать технические характеристики салонов лучше всего в пересчете на один компьютер. Так, максимальная скорость подключения к Internet у Cafemax составляет 33 Кбит/с, что означает: при полной загрузке салона скорость подключения к Internet будет аналогична той, которая обеспечивается по коммутируемой линии. Благо загрузка салонов пока небольшая — в наиболее «старом» и посещаемом TimeOnLine она, как правило, не превышает 40%. У новых салонов тоже нет проблем со скоростью доступа, однако со временем они могут возникнуть.

Если же сравнить салоны по размерам площади, отведенной на каждый компьютер, то лидером окажется Netcity (примерно 6,2 кв. м на компьютер), за ним последует Cafemax (3,3 кв.м), а последним станет TimeOnLine (2,5 кв м). В ценах на услуги доступа прослеживается обратная зависимость от количества компьютеров: в Cafemax — от 20 руб./ч, у TimeOnLine — от 30, а у Netcity — от 50 руб.

Следует отметить, что TimeOnLine принципиально отличается от Cafemax и Netcity: два последних являются самостоятельными заведениями. Создавать их нужно было «с нуля», что усложняло задачи регистрации, привлечения посетителей, подведения необходимых коммуникаций. Правда, общие денежные вложения во всех салонах получились примерно одинаковыми, так, eMax, владелец Cafemax, затратил около 1,5 млн долл., а TimeOnLine — приблизительно 1,2 млн долл.

Теоретически стратегии развития Internet-отдела супермаркета и самостоятельного Internet-кафе должны различаться. Так, для кафе необходимо привлекать к себе новых клиентов, а Internet-отдел призван подольше удерживать посетителей магазина. Для решения своей задачи Internet-отделам нужно расширять спектр предлагаемых услуг. Скажем, TimeOnLine открыл совместный с «Алор-Инвест» проект организации доступа к Internet-бирже, игры на которой могут приковывать внимание определенных групп пользователей. В то же время Internet-кафе должны расширять ассортимент как сопутствующих товаров, так и предлагаемого в баре меню.

Похоже, на столицу накатила вторая волна Internet-кафе, характеризующаяся переходом от стадии эксперимента к этапу активного коммерческого использования бизнес-идеи. В этом процессе компаниям придется найти способы минимизации расходов наряду с максимальным расширением спектра услуг. Аналитики не исключают возможности слияния существующих Internet-кафе в сети с единым техническим и финансовым управлением. Кроме того, руководство eMax и TimeOnLine заявляет, что открытые салоны — своего рода экспериментальные полигоны, на которых отрабатываются нюансы бизнес-модели. Как только их владельцы поверят в успешность своих экспериментов, они начнут создавать салоны как в Москве, так и в регионах.