Если придерживаться общепринятой пятиуровневой модели OSI, то про некоторых операторов связи можно сказать, что они уже близки к исчерпанию возможностей бизнеса на третьем, сетевом уровне и сейчас перешли к «освоению» четвертого и пятого уровней, то есть приступили к развертыванию инфраструктуры приложений

Операторы связи все больше проникаются идеей создания добавленной стоимости. Еще некоторое время назад было принято довольствоваться построением физической основы телекоммуникационной сети — медных или оптоволоконных линий связи, которые затем сдавались в аренду корпоративным заказчикам или передавались на баланс официально действовавшей телефонной компании. Формальные собственники линий связи выступали, следовательно, в роли своеобразных строительных подрядчиков и получали единовременную прибыль от продажи или сдачи в аренду кабеля, а его дальнейшая судьба полностью зависела от фактических пользователей. Надо сказать, что подобная модель операторского бизнеса не ушла с рыночной сцены окончательно и остается вполне дееспособной в российских регионах, где и по сей день остро стоит проблема нехватки физических линий для организации городских и межрайонных сетей связи.

Между тем в столице и ряде «продвинутых» региональных центров тривиальный бизнес, основанный на схеме «сделал-продал-забыл», безвозвратно ушел в прошлое. Владельцы кабельных сетей теперь прекрасно понимают, что отнюдь не кабель может стать главным источником прибыли, и постепенно перемещают акценты своей деятельности на услуги верхних уровней. Если придерживаться общепринятой пятиуровневой модели OSI, то про некоторых операторов связи можно сказать, что они уже близки к исчерпанию возможностей бизнеса на третьем, сетевом уровне и сейчас перешли к «освоению» четвертого и пятого уровней, то есть приступили к развертыванию инфраструктуры приложений.

Не последнюю роль в этом процессе играют сетевые технологии, прежде всего — оптическая передача сигнала. Разумеется, если бы не оптоволокно, позволившее увеличить физическую полосу пропускания почти до 1 ГГц, многие проектируемые и предоставляемые сегодня услуги так и остались бы мечтами. Действительно, медные каналы удалось «разогнать» до гигабитных скоростей (технология Gigabit Ethernet) только для очень коротких соединений, что в принципе не годится для построения транспортных сетей операторов связи. Среди технологий оптической передачи данных главным «действующим лицом» стала синхронная цифровая иерархия (SDH), с помощью которой построено большинство городских и региональных сетей.

С появлением технологии SDH радикально изменилась стратегия телефонизации населенных пунктов — еще одна из животрепещущих проблем российской отрасли телекоммуникаций. Теперь не нужно размещать в каждом строящемся микрорайоне дорогую громоздкую АТС и связывать ее медным кабелем с существующей городской телефонной сетью. Для телефонизации микрорайонов требуется лишь организовать абонентский вынос достаточной емкости, связав его с ближайшим мультиплексором ввода/вывода сети SDH. Кроме того, указанная технология сама по себе обеспечивает «горячее» резервирование в случае выхода из строя какого-либо из каналов связи, а оптоволокно по своей природе не боится электромагнитных помех и не окисляется при контакте с водой.

В целом же, при сопоставимых затратах на прокладку медной и оптоволоконной инфраструктуры связи, владелец последней получает несравненно более емкий и эффективный ресурс для предоставления услуг конечным потребителям. Как следствие, у него появляется стимул продавать не сам ресурс, а услуги верхних уровней модели OSI, которые стоят гораздо дороже, чем «чистая» пропускная способность канала связи.

Однако как ни велико значение технологического прогресса, связанного с приходом эры оптоволокна, при реорганизации операторского бизнеса решающими факторами являются стратегия внедрения услуг и используемые механизмы их продвижения на рынке. Естественно, что маркетинговая наука оказалась гораздо ближе альтернативным, а не традиционным операторам, которые верили, что успех им будет обеспечен по причине их монопольного положения на рынке. Там, где монополия одной компании была нарушена и возникла конкуренция, выиграли все — и операторы, и потребители. Яркий пример тому — нынешние рынки Москвы и Санкт-Петербурга.

«Лакомый» частный сектор

Пусть читатели простят мне столь продолжительное вступление, но без него было бы сложно понять, почему российские операторы связи начали стремиться к внедрению универсальной модели телекоммуникационного бизнеса, включающей предоставление услуг всех уровней — от аренды канала передачи данных до организации мультимедийных приложений. Причем вслед за технологическим освоением новых уровней сетевой модели в том же направлении смещается кривая распределения доходов. Далее мне хотелось бы рассказать о том, как крупнейшие коммерческие операторы обеих столиц внедряют передовые сервисы и соответствующим образом модернизируют инфраструктуру опорных сетей. Возможно, их опыт окажется полезным и альтернативным операторам в регионах, которые получили относительно большую самостоятельность в ведении своего бизнеса.

В силу исторических причин Москва стала первым российским городом, в котором проблема магистральных сетей связи была безоговорочно решена. Более того, оказалось, что проложенные разными компаниями оптоволоконные кольца (а их почти десяток!) создали избыток ресурсов для оказания услуг на транспортном уровне. Конкурирующие между собой операторы были вынуждены искать эффективные способы привлечения клиентов, и в первую очередь такими способами стали гибкая тарифная политика и предоставление услуг «с добавленной стоимостью». Разумеется, их клиентами являлись прежде всего корпоративные пользователи, но когда этот рыночный сегмент был поделен, операторы начали активно разрабатывать решения для рынка SOHO.

Надо сказать, что более других преуспела на этом поприще компания «МТУ-Информ», которая обладает крупнейшей в стране городской транспортной сетью SDH. Фирма вышла в лидеры телекоммуникационной индустрии как по числу клиентов, так и по объему доходов, и… встала перед проблемой дальнейшего развития своего бизнеса. Дело в том, что привлекать новых заказчиков становилось все сложнее, а ресурсы опорной сети все еще не были использованы до конца. Поэтому в 2000 году руководством «МТУ-Информ» было принято стратегическое решение о выходе на рынок частных пользователей.

Понятно, что для массированной экспансии в частный сектор потребовались огромные инвестиции — хотя бы для прокладки соответствующей кабельной инфраструктуры к каждой квартире. Особого выбора в способах решения проблемы у компании также не было, ибо вся «последняя миля», построенная на медных парах, принадлежала МГТС. А последняя, хотя и состояла с «МТУ-Информ» в «родственных» отношениях, вела независимую политику и имела собственные интересы, связанные с развитием бизнеса. Как известно, ее медные линии «последней мили» оказались задействованными в совместном проекте МГТС и «ПТТ-Телепорт», названном «Точка Ру».

Таким образом, «МТУ-Информ» понадобилось прокладывать собственную сеть доступа. Как уже отмечалось, затраты, необходимые для построения медной и оптоволоконной сети, различаются незначительно, а потенциал последней для частного сектора просто огромен. Неудивительно, что в качестве базового решения для организации доступа была выбрана гибридная волоконно-коаксиальная технология (HFC).

«Если ADSL применяется главным образом для доступа к Internet, то в случае использования HFC-технологии организацию такого доступа можно рассматривать лишь как дополнительную опцию, тогда как основной задачей становится доставка услуг телевидения и мультимедиа», — говорит директор по развитию широкополосных систем и мультимедиа компании «МТУ-Информ» Николай Лихачев. Как следствие, гибридная технология ориентируется на обслуживание индивидуальных домашних пользователей, которым необходимы комплексные услуги телефонии, асимметричного доступа в Internet и телевещания, а ADSL идеально подходит для обеспечения интегрированными услугами связи пользователей SOHO, чьи типичные потребности — наличие одной или нескольких телефонных линий, доступа в Internet и возможности передачи данных. Впрочем, сами специалисты признают такую дифференциацию клиентов весьма условной и прогнозируют, что со временем в столице сложится следующее распределение рынка высокоскоростного доступа к Internet: 30% потребителей будут прибегать к помощи технологии ADSL и столько же — задействовать кабельные модемы, предусмотренные спецификациями HFC. Примерно такое же соотношение сегодня имеет место в большинстве развитых стран мира.

Объектом повышенного интереса для «МТУ-Информ» являются строящиеся жилые дома повышенной комфортности, поскольку там приходится прокладывать всю связную инфраструктуру буквально «с нуля». Альянсу МГТС и «ПТТ-Телепорт», напротив, приходится работать с уже телефонизированными микрорайонами, а это означает, что возраст расположенных там зданий составляет как минимум несколько лет. Словом, массовость потенциальных клиентов «Точки Ру» уравновешивается высокой платежеспособностью клиентов «МТУ-Информ» (понятно, что в наше время покупать квартиры в элитных домах могут только обеспеченные люди). Вероятно, именно расчет на «дорогих» клиентов позволяет руководству крупнейшего альтернативного оператора Москвы быть уверенным в успехе своего мероприятия. Вряд ли таких клиентов испугает необходимость заплатить десяток-другой американских долларов за предоставление им до 40 высококачественных аналоговых и цифровых телеканалов по сети CATV.

«Как телекоммуникационная компания, ?МТУ-Информ? занимается исключительно обеспечением связи, а создание патента не входит в наши задачи», — заявил Лихачев. Вместе с тем он предположил, что аудитория сети CATV за ближайший год может вырасти до 120 тыс. абонентов. Соответственно, таким же окажется число пользователей услуг телефонии и Internet. По признанию сотрудников компании, уже осенью текущего года планируется начать предоставление интерактивных услуг, подразумевающее использование обратного канала для взаимодействия с провайдером, в нескольких тестовых зонах.

Готовь сети летом

Как свидетельствуют результаты тестирования, один телеканал с хорошим качеством сигнала «поглощает» от 2 до 4 Мбит/с пропускной способности транспортной сети. Пока количество предлагаемых телеканалов будет измеряться десятками, дополнительная нагрузка на центральное транспортное кольцо не превзойдет критическую отметку, но как только компания начнет предоставлять интерактивные телеуслуги, существующих ресурсов сети станет явно недостаточно. По расчетам зарубежных аналитиков, в обозримом будущем для удовлетворения запросов индивидуального абонента к его жилищу должен быть проложен канал емкостью 25 Мбит/c. Исходя даже из того, что экономически востребованными окажутся от 5 до 10 Мбит/с, можно подсчитать, на какой порядок возрастет общий трафик частных пользователей. Напомню, что для поддержки одного цифрового телефона (сегодняшняя характерная потребность в коммуникационных ресурсах) необходима пропускная способность, составляющая всего 64 Кбит/c.

Итак, для дальнейшего развития бизнеса «МТУ-Информ», связанного с освоением рынка индивидуальных пользователей, нужно решить задачу модернизации транспортного ядра сети компании. Причин для этого достаточно много, но главные из них — многократное повышение емкости центрального и периферийных транспортных колец, подготовка сетевой инфраструктуры к предоставлению интерактивных мультимедийных услуг.

Сейчас в центральном кольце SDH инженеры «МТУ-Информ» производят замену мультиплексоров уровня STM-16 на новое оборудование серии XDM (производства ECI Telecom), работающее на уровне STM-64. В результате физическая пропускная способность каждого оптоволокна, входящего в кольцевую топологию ядра сети, вырастет с 2,4 до 10 Гбит/c. Снятые с центрального кольца мультиплексоры SDH будут установлены на периферийных участках транспортной сети, где прежде поддерживалась скорость передачи на уровне STM-4 (622 Мбит/с). В свою очередь, оборудование STM-1 «перекочевывает» с периферийных колец на линии связи, соединяющие базовые станции сотовой сети «Сонет» с ядром транспортной сети. По мнению технического директора по эксплуатации «МТУ-Информ» Валентина Цыбакова, создаваемый четырехкратный запас емкости пропускной способности позволит снять вопрос об инвестировании в дополнительную прокладку волоконно-оптического кабеля. Следует отметить, что себестоимость работ в среднем составляет 5 тыс. долл. за 1 км кабеля. Реконструкция сети SDH обойдется компании в несколько раз дешевле.

Пожалуй, самое интересное в этом проекте заключается в отказе от дальнейшего применения технологии HFC на магистральном уровне, которая по своей природе «имеет дело» исключительно с аналоговым сигналом. Она характеризуется довольно низким коэффициентом использования оптики и позволяет пропускать по одному волокну не более 40-50 телевизионных каналов. Еще одна трудность широкого развертывания сетей CTV кроется в неизбежном затухании аналогового сигнала, что приводит к ограничению предельной протяженности линии, связывающей головную передающую станцию с квартирой абонента. И хотя во время тестирования в сети «МТУ-Информ» технология HFC обеспечила дальнодействие порядка 21 км, инженеры компании считают это недостаточной гарантией для качественной доставки телесигнала в масштабах крупного города.

Применение цифровой технологии передачи SDH позволяет увеличить пропускную способность одной волоконной линии до 10 Гбит/с (уровень STM-64). Это эквивалентно нагрузке, создаваемой примерно 2,5 тыс. телевизионных каналов в стандарте DVB-Cable, а значит, цифровая система кабельного телевещания как минимум в 50 раз эффективнее аналоговой. Правда, на рынок устройств передачи данных активно выходит технология уплотненного спектрального мультиплексирования, которая еще больше повышает эффективность оптоволоконных каналов. Однако ее использование в городских условиях пока не является экономически целесообразным, поэтому передача телесигнала поверх сети SDH была признана единственной технологией, которая в состоянии обеспечить персонализированные мультимедийные услуги (такие как интерактивное ТВ или видео по заказу — VoD) будущим абонентам городской кабельной сети «МТУ-Информ».

Конечно, до начала предоставления интегрированных интерактивных услуг абонентам «МТУ-Информ» пройдет еще не менее полугода, что наверняка на руку этому оператору. Островков элитного жилья, для которых он проектирует и строит сети, становится все больше, а его «лицо» на рынке частных пользователей услуг связи оказывается все более узнаваемым. Однако, как отмечает руководство самого «МТУ-Информ», востребованность ресурсов модернизированной транспортной сети будет зависеть как от макроэкономической ситуации в стране, так и от активности других столичных операторов связи.

Логика бизнеса такова, что инициаторам любых масштабных проектов следует руководствоваться принципом разумной достаточности. В силу этого подключение к мультимедийным услугам 120 тыс. абонентов будет происходить поэтапно. Но уже сейчас компания заявляет, что необходимый подготовительный этап завершен: проект модернизации сети утвержден, оборудование (13 мультиплексоров SDM, цифровая головная телевизионная станция и четыре станции, конвертирующие «цифру» в «аналог» ) закуплено. После монтажа всех необходимых устройств транспортный уровень сети будет готов к дальнейшей реализации бизнес-планов, и дело станет за выбором методики продаж.

Медленно, но верно

Ситуация с опорными сетями в Санкт-Петербурге во многом схожа с картиной, наблюдаемой в Москве. В северной столице рынок передачи данных также находится под контролем альтернативных операторов связи, флагманом которых является «ПетерСтар». Большинство его клиентов — различные представители категории средних и крупных корпоративных пользователей (государственные и коммерческие предприятия, банки, гостиницы, биржи).

Опорная сеть «ПетерСтара» буквально с начала строительства и до нынешних дней повторяет общие черты развития транспортной инфраструктуры передачи данных московского оператора «МТУ-Информ». До недавнего времени даже общая протяженность волоконно-оптических линий и пропускная способность обеих сетей были примерно одинаковы. Что и неудивительно: для решения в общем-то схожих рыночных проблем в Москве и Санкт-Петербурге использовались одни и те же базовые технологии — SDH, ATM, frame relay и IP. Возможно, единственное различие в бизнесе этих компаний заключается в более выгодном положении «МТУ-Информ» в секторе частных пользователей. Но тому есть прозаичное объяснение: средний уровень жизни в столице России все-таки выше, и спрос на достаточно дорогие телекоммуникационные услуги, такие как цифровое кабельное ТВ и высокоскоростной доступ к Internet, здесь существенно больше.

По этой причине в ближайшее время «ПетерСтар» намерен продолжать освоение корпоративного рынка. Среди разноообразных сервисов передачи данных по наложенным сетям ATM и frame relay самым перспективным предложением считается интегрированная услуга «Датафон», которая позволяет организовать по одному каналу несколько голосовых телефонных соединений, а также передачу данных и трафика Internet. На физическом уровне для реализации этой услуги используется обычная телефонная пара. Примерно год назад по сути аналогичная услуга считалась наиболее «хитовой» в перечне предложений «МТУ-Информ», однако впоследствии она незаметно «сошла с дистанции». По-видимому, главной тому виной стало активное продвижение в этом же рыночном секторе (SOHO и малый бизнес) более дешевых решений на базе технологии ADSL.

Модернизация SDH-сети «ПетерСтара», которая завершилась совсем недавно, не преследовала никаких революционных целей и вполне соответствовала заявленной бизнес-программе компании. Задачами проекта были увеличение емкости, повышение надежности сети и расширение пропускной способности магистральных линий. Впервые в истории развития фирмы запланировано целевое выделение ресурсов уровня STM-1 (155 Мбит/с) и STM-4 (622 Мбит/с) для служб передачи данных. В рамках проекта компания Lucent Technologies поставила петербургскому оператору системы SDH WaveStar ADM 16/1 и платформу сетевого управления ITM SC.

Теперь волоконно-оптическая транспортная сеть «ПетерСтара» включает в себя десять колец SDH со скоростью передачи 2,4 Гбит/с (уровень STM-16). До конца текущего года оператор намерен создать собственный шлюз в Internet и предоставить своим клиентам доступ как по выделенным, так и по коммутируемым линиям. При этом параллельно будут развиваться прежние направления деятельности.


Мультимедиа — по «цифре»

Цифровая передача мультимедийного трафика по сети SDH предполагает организацию асимметричного потока данных, который учитывает разные потребности в пропускной способности для прямого (к абоненту) и обратного (от абонента) каналов. Безусловно, объем нисходящего трафика значительно превышает интенсивность восходящего, и важной задачей оператора становится распределение емкости задействованного под обслуживание частных абонентов оптоволокна между различными сетевыми службами — доступа в Internet, цифрового и аналогового телевещания (рис. 1). Такое спектральное планирование является неотъемлемой частью сертификационных требований Минсвязи РФ к мультимедийной транспортной сети, вследствие чего любое изменение соответствующих сетевых настроек должно находить отражение в регламентирующих деятельность оператора документах.

Рис. 1. Типичная схема спектрального планирования оптического сигнала для доставки мультимедийных услуг

Одну из ключевых ролей в формировании мультимедийного сигнала играет аппаратный блок INA (Interactive Network Adapter), который «замешивает» данные Internet в свободные от телевизионного сигнала участки спектра оптоволоконной линии (рис. 2). По сути, блок является устройством преобразования протоколов и оснащен двумя интерфейсами, один из которых служит для обработки IP-пакетов на скорости 100 Мбит/с, а другой — для соединения с цифровой кабельной сетью. К примеру, будущая мультимедийная сеть «МТУ-Информ» проектируется так, чтобы каждый ее узел (головная передающая станция и блок INA) обслуживал порядка 1000 абонентов. Преимущества цифровых технологий для передачи трафика на дальние дистанции неоспоримы: обеспечиваются, во-первых, практически полное отсутствие размывания сигнала в результате интерференции, а во-вторых, возможность установки в сети специальных регенераторов, которые восстанавливают информационный пакет в прежнем виде.

Рис. 2. Типичная архитектура мультимедийной сети на участке от головной телевизионной станции до абонентского устройства

ЦГС ТВ - цифровая головная телефонная станция

INA - блок Interactive Network Adapter

ДУ - двунаправленный усилитель цифрового сигнала

СП - станция преобразования цифрового сигнала в аналоговый

STB - устройство Set Top Box

Cab - кабельный модем

На стороне абонента происходят извлечение пакетов, отвечающих за различные сетевые приложения, и формирование отдельных потоков аналогового и цифрового телевещания, а также доступа к Internet. Однако здесь проявляется технологическое ограничение на количество одновременно подключаемых к сети телевизионных приемников. Дело в том, что аналоговый вещательный поток транслируется по сети в «чистом» виде (то есть он не требует обратного преобразования), поэтому для приема определенного канала необходима лишь настройка абонентского устройства на определенную частоту. В итоге к одному порту HFC можно независимо подключить несколько телеприемников. В случае цифрового вещания нужен декодер (Set-Top-Box, STB), который в каждый определенный момент времени декодирует сигнал только одного телевизионного канала. Таким образом, для одновременного получения нескольких цифровых телеканалов абонент должен установить соответствующее количество декодеров.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями