Игорь Масленников: «Если LAN-телефония работает без претензий, непонятно, зачем нужна параллельная телефонная сеть УПАТС»

Флагманом Internet-телефонии в нашей стране принято считать компанию CompTek. Во многом благодаря ее усилиям в 1999 г. эта технология была признана легальной основой ведения телекоммуникационного бизнеса.

Сегодня пришло время говорить о том, какие перспективы открывает IP-телефония именно бизнес-пользователям, и о том, какие перспективы сулит развитию этой технологии ее широкое внедрение в корпоративную среду. С этими вопросами ответственный редактор «Сетей» Игорь Елисеев обратился к директору по развитию бизнеса CompTek Игорю Масленникову.

Какова на сегодняшний день статистика внедрения в России решений класса IP-PBX?

Я буду говорить только о решениях Cisco; о фактах внедрения подобных продуктов других производителей мне ничего не известно. Реальных (то есть осуществленных в промышленных, а не демонстрационных целях) внедрений систем LAN-телефонии пока немного, статистики как таковой еще не ведется. Мне известны всего лишь несколько десятков инсталляционных проектов в мире и меньше десяти в России. Тестовых проектов, конечно же, на порядок больше.

Однако уже внедрено несколько систем, поддерживающих тысячи абонентских IP-телефонов (например, в самой Cisco Systems, в МТИ или в фирме Mary-Lunch). В целом на сегодня мире установлено не больше 200 тыс. этих устройств. По сравнению с базой обычных телефонных аппаратов это совсем немного.

Почему из всего многообразия продуктов класса IP-PBX ваша компания выбрала оборудование Cisco?

На самом деле большого разнообразия-то пока не наблюдается. По большей части решения LAN-телефонии от известных производителей — это инкапсуляция фирменных цифровых телефонных протоколов в IP или в Ethernet (Lucent-Avaya, Siemens, Alcatel, Nortel), иными словами, своеобразная «маскировка» под LAN-телефонию.

Решения Cisco Systems оказались для нас наиболее предпочтительными именно потому, что они являются не маскировкой, а воплощением стратегически продуманного движения. Они позволяют реально создавать новые элементы инфраструктуры и сервисы. Без соблюдения этих условий даже думать не приходится о замене обычной учрежденческой телефонной сети на системы LAN-телефонии. IP-телефония — один из первых и самый заметный IP-сервис, не связанный с персональным компьютером. Появились (и еще будут появляться) и другие сервисы. Cisco Systems это очень хорошо понимает, и ее архитектура AVVID — набор продуктов и технологий, уже сейчас обеспечивающий большую функциональность, чем современные офисные телефонные сети. Системы LAN-телефонии на базе AVVID поддерживают практически недостижимый для традиционной телефонии уровень интеграции с корпоративными IP-сетями и Internet, системами управления, базами данных. С их помощью можно легко создавать любые сервисы для персонала, менеджмента, партнеров и клиентов. Пожалуй, именно здесь кроется ключ к росту популярности LAN-телефонии.

Как за последний год изменилась функциональность архитектуры AVVID?

Очень многое изменилось. Я имею в виду, что сегодня, по сравнению с ситуацией годичной давности, AVVID — действительно архитектура, а не просто сервер CallManager c IP-телефонами.

Во-первых, появилось питание IP-телефонов через порты коммутаторов Catalyst непосредственно по витой паре Ethernet. Для работы в тех сетях, где используются старые модели семейства Catalyst или коммутаторы другого производителя, предусмотрено питание через Inline Power Patch Panel.

Во-вторых, модули LAN-телефонии для коммутаторов Catalyst серий 4000 и 6000 фактически трансформировались до уровня полноценных цифровых шлюзов, DSP-ресурсов для транскодинга голоса и поддержки конференций. Теперь существуют даже модули для подключения обычных аналоговых телефонов и факсов.

В-третьих, начали развиваться приложения, обеспечивающие интеллектуальность сетей LAN-телефонии на базе AVVID.

Как меняются показатели стоимости серверов и Ethernet-портов для корпоративной IP-телефонии?

Пока что основная битва идет не в ценовой плоскости, хотя в каком-то смысле снижение стоимости произошло, так как появились более дешевые модели IP-телефонов и новые модули LAN-телефонии для коммутаторов Catalyst. Фирма Cisco остается верна прежней ценовой политике: система LAN-телефонии не должна быть дешевле традиционной телефонной сети с сопоставимой функциональностью. Конечно, когда этот рынок станет массовым, цены упадут.

В отличие от других производителей, обеспечивающих в своих продуктах поддержку технологии LAN-PBX, Cisco призывает к упразднению PBX «как класса». Не является ли такая стратегия слишком радикальной для российского заказчика?

Что значит «призывает»? Не очень понятно, зачем нужны две разные системы телефонии одновременно, — это похоже на ситуацию с двумя стульями и одной головой. Если LAN-телефония работает и претензий к ней нет, зачем нужна параллельная телефонная сеть на основе УПАТС?

Впрочем, сценарии внедрения LAN-телефонии могут быть самыми разными, в том числе подразумевающими интеграцию элементов старой инфраструктуры (включая PBX) в новую.

Можете ли вы привести конкретные примеры внедрения технологии IP-PBX и проанализировать, какие мотивы при этом двигали заказчиком?

Я могу говорить только об опыте CompTek, потому что наши заказчики не давали мне полномочий рассказывать об их проектах. У нас система LAN-телефонии Cisco AVVID используется уже года полтора-два, практически с момента ее появления. Естественно, мы инсталлировали ее, так сказать, «по долгу службы»: IP-телефония нашей компании очень интересна, мы занимаемся ею профессионально, и к тому же являемся крупнейшим в России дистрибьютором Cisco Systems.

Сегодня в нашем офисе «живут» параллельно две телефонные системы — традиционная, на базе PBX Definity, и «пакетная», на базе сервера CallManager и IP-телефонов. При этом они тесно интегрированы между собой - применяют единое номерное пространство, обеспечивают единые сервисы и полную прозрачность для пользователей.

Мы не планируем отказываться ни от той, ни от другой. Дело в том, что, во-первых, Definity у нас стоит тоже «по долгу службы» (CompTek — крупный дистрибьютор таких станций), а во-вторых, мы постоянно экспериментируем с LAN-телефонией, пробуем новые решения и технологии. Для рабочей системы, «стоящей под нагрузкой» без резерва, это может обернуться неприятностями.

Интересно отметить, что никаких организационных мероприятий по выбору сотрудниками нашей компании телефонов для оснащения своих рабочих мест мы не проводили, и теперь на некоторых столах можно увидеть только обычный цифровой телефон Definity, на других — только IP-телефон (Cisco7960 или другой), а часть людей имеет и тот и другой. Я отношусь к последним, но пользуюсь в основном IP-телефоном — он удобнее и имеет ряд дополнительных функций. Например, меня устраивает, что, нажав на кнопку Services, я вижу на дисплее телефона текущий курс доллара с сайта www.rbc.ru или прогноз погоды с другого сайта, а возможность позвонить человеку, просто щелкнув мышкой на экране компьютера его имя, меня вообще до сих пор изумляет.

IP-телефоны стоят в наших иногородних отделениях и в американском офисе фирмы и являются частью единой телефонной сети с внутренними номерами. Это несравненно удобнее, чем задействовать сети общего пользования, и к тому же дешевле.

Кого вы видите в качестве потенциальных потребителей технологии IP-PBX?

На сегодня есть несколько типов реальных заказчиков систем LAN-телефонии. Первый - это новаторы, которым всегда интересно внедрять «свежие» решения и которые верят в потенциал LAN-телефонии. Вторая категория состоит из тех бизнес-пользователей, которым необходимо построить инфраструктуру корпоративной связи «с нуля». Скажем, это может понадобиться при переезде в другое здание, где нет «наследия» традиционной телефонии и где можно, таким образом, сэкономить на прокладке кабельной системы.

Третий тип потенциальных потребителей LAN-телефонии - компании, у которых возникли технические или организационные трудности при попытке решить проблему телефонной связи в традиционных рамках, скажем, если нет свободной номерной емкости на офисной или городской АТС, а апгрейд невозможен или очень дорог. И наконец, если заказчика попросту не устраивают качество и функциональность традиционной телефонной связи, он будет искать альтернативные решения. Думаю, что после накопления некоторого позитивного опыта эксплуатации систем LAN-телефонии появятся и другие типы заказчиков. И это произойдет довольно скоро.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями