На прошедшей в Ганновере выставке CeBit 2001 компания Avaya заявила, что Европа является весьма перспективным рынком для внедрения систем IP-телефонии корпоративного уровня, и представила свою стратегию в этом направлении. Она подразумевает наличие как эволюционного, так и революционного пути, иными словами, предприятие может либо модернизировать действующие УАТС Definity, добавив функции IP-телефонии, либо развернуть то или иное решение «с нуля» только на базе IP. Однако Avaya подчеркивает, что первый вариант обеспечивает заказчику более эффективную защиту инвестиций наряду с возможностью использования передовых IP-технологий.

Революционный сценарий перехода на рельсы IP Avaya проиллюстрировала на выставке CeBIT, где было сообщено о создании системы LAN-телефонии для немецкого системного интегратора MasterBit и о модернизации действующей инфраструктуры голосовой связи голландской фирмы LAN-Alyst. Эти проекты ознаменовали собой начало выхода на европейский рынок корпоративных решений IP-телефонии, известных под маркой ECLIPS (Enterprise Class IP Solutions). Как показывает опыт внедрения конвергентных решений Avaya, крупные европейские предприятия, обладающие развитыми унаследованными системами, тяготеют к эволюционному пути, тогда как малый и средний бизнес склонен к одномоментному переходу на технологию LAN-телефонии при условии обеспечения широкой функциональности приложений.

Avaya активно развивает свой телекоммуникационный сервер Definity в направлении полной интеграции телефонии и передачи данных. Использование транков поверх ATM и IP позволяет интегрировать Definity с коммутаторами для локальных сетей Cajun, создав единую систему передачи информации. Все известные функции УАТС могут выполняться как в традиционной, канальной, так и в пакетной инфраструктуре IP. В то же время продукты серии ECLIPS призваны предоставлять заказчикам интегрированный доступ к любым услугам связи и обеспечивать последующее развитие системы без дополнительных инвестиций. В это семейство входят, в частности, решение для небольших офисов и домашних пользователей Network Alchemy и решение для создания виртуальных частных сетей более крупных предприятий Avaya VPN, в котором используются механизмы приоритезации трафика и интеграции с межсетевыми экранами.

Решение IP-телефонии на базе сервера Definity представлено двумя группами продуктов — абонентами Definity IP и Definity IP Trunk. В качестве абонентов Definity IP могут выступать как Н.323-совместимые телефонные аппараты собственной разработки Avaya, так и программные клиенты IP Soft Phone и CentreVu IP Agent.

Решение Definity IP Trunk используется для построения частных телефонных сетей и для связи со шлюзами IP-телефонии других производителей. Использование IP-протокола для передачи голоса в системах Definity не накладывает ограничений на набор услуг, характерных для сетей с коммутацией каналов. Кроме фирменного протокола частной сети DCS (Distributed Communication System) решение IP Trunk поддерживает стандартные протоколы ISDN и QSIG, что позволяет реализовать функции ведомственной сети связи (АОН, передача номерной емкости, оповещение абонентов, голосовая почта, контроль за состоянием линий и удаленных узлов и т. д.).

В зависимости от конфигурации сервер Definity обеспечивает поддержку от 1 тыс. до 5 тыс. абонентских и служебных H.323-портов. Параметры качества обслуживания устанавливаются в пределах каждого сетевого домена (условно выделенного фрагмента IP-сети, через который осуществляется связь между станциями или между станцией и H.323-абонентами).

Подобно тому как различные направления в сети с коммутацией каналов могут иметь свои особенности, различные фрагменты распределенной корпоративной IP-сети могут отличаться рядом параметров. Если абоненты подключаются к Definity, например, через спутниковый канал и LAN, то целесообразно установить разные значения параметров качества обслуживания (QoS) для этих подсетей. К механизмам, гарантирующим качество обслуживания в сетях Definity, относятся DiffServ, приоритизация трафика и алгоритмы обхода IP-транка при ухудшении параметров канала связи.

Разумеется, одним из важных условий успешного продвижения на рынок решений Definity IP является их совместимость (по протоколу H.323 v.2) с VoIP-оборудованием различных поставщиков. Как удалось выяснить, УАТС Definity с модулем IP Trunk реально совместима с голосовыми шлюзами Cisco. Этот факт подтверждают в компании CompTek, где оборудование Cisco и Avaya совместно эксплуатировалось в режиме рабочей нагрузки. Если принять во внимание популярность в нашей стране УАТС Definity и распространенность IP-маршрутизаторов Cisco, а также достижение совместимости такого оборудования, то не нужно иметь много смелости, чтобы предсказать большое будущее подобным «гетерогенным» сетям предприятий.


По данным IDC, в 2000 г. объем корпоративного рынка конвергентных УАТС (передающих голос как по сетям с коммутацией каналов, так и поверх IP) в Европе составлял 50 млн долл., а в 2004 г. он превысит 350 млн долл. На этот же период Avaya прогнозирует годовой рост мирового рынка IP-телефонии на базе LAN на уровне 70% и увеличение парка модернизированных УАТС с функциями IP более чем на 90%.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями