Компанию Cisco Systems без преувеличения можно назвать пионером и законодателем мод в области корпоративной LAN-телефонии. Эта технология развивается уже более двух лет, и в настоящее время Cisco предлагает наиболее полное и законченное решение для создания конвергентных сетей корпоративных заказчиков, основанное на единой архитектуре AVVID (архитектура для передачи голоса, видео и интегрированных данных).

Эта архитектура состоит из следующих компонентов: IP-маршрутизаторов, включающих в себя шлюзы VoIP, центра управления и контроля соединений, серверов приложений и оконечных устройств для голосовой связи и передачи данных. Но степень востребованности технологии LAN-телефонии на рынке лучше всего отражает именно количество проданных абонентских устройств IP-Phone. Как сообщили в московском офисе Cisco, к сегодняшнему дню в мире установлено более 400 000 IP-телефонов производства Cisco. Среди этих инсталляций у восьми клиентов локальная сеть насчитывает более 2000 телефонов, у 33 клиентов — от 500 до 2000, и более 1400 принадлежащих клиентам локальных сетей клиентов содержат от 50 до 500 IP-телефонов этого производителя.

По России статистика, разумеется, выглядит скромнее: в корпоративных сетях отечественных заказчиков действует около 800 IP-телефонов Cisco. У двух клиентов количество установленных IP-Phone превышает 200, еще двум поставлено более 50 таких устройств; в остальных сетях число IP-телефонов колеблется от 5 до 50 единиц.

Платформа Cisco Call Manager является хорошо масштабируемым ядром для построения корпоративных телефонных сетей IP-PBX с централизованной или распределенной обработкой вызовов. При этом может меняться количество обслуживаемых абонентов от 1 до 10 000 000 пользователей (в распределенных решениях) и сохраняться единый план нумерации. Ядро может работать как составная часть интеллектуальных приложений — центров обработки вызовов, систем интерактивных голосовых меню, систем унифицированной обработки сообщений и т. д.

Построение единой конвергентной сети на базе архитектуры Cisco AVVID

За счет применения стандартных протоколов взаимодействия с внешним миром Cisco Call Manager легко интегрируется как с традиционными телефонными станциями, так и с программными продуктами других производителей. Благодаря встроенной поддержке языка запросов SQL, Cisco Call Manager интегрируется с внешними базами данных, протокол LDAP позволяет обращаться к корпоративным директориям, JTAPI — создавать новые приложения, язык XML выводит информацию на экраны IP-телефонов.

Cisco продолжает ускоренно расширять портфель своих предложений. За последний год в семействе продуктов AVVID, появились такие приложения, как IP IVR (система интерактивных голосовых меню), IP АА (автоматическая консоль), а также система унифицированной обработки сообщений Cisco Unity. Готовится выпуск новых приложений: Acive Assistant - программы, позволяющей владельцу IP-телефона направлять входящие вызовы по заранее заданным бизнес-правилам, и IP ICD - системы автоматического распределения поступающих звонков. В корпоративных сетях уже сейчас можно разворачивать IP Contact Center (унифицированные центры обработки вызовов) для обработки как голосовых вызовов, так и сообщений электронной почты и Web-запросов.

Осознавая сложность и низкую эффективность широко распространенного в сетях IP-телефонии протокола H.323, Сisco пошла по пути альтернативного развития нового стандарта SIP. В компании считают, что это один из перспективных протоколов для создания мультисервисных приложений, и некоторые продукты этого семейства AVVID уже сегодня поддерживают SIP. Примером могут служить телефоны 7960, маршрутизаторы Cisco 2600 и Cisco 3600.

Вопреки сложившемуся мнению, представители компании утверждают, что, продвигая решения типа IP-PBX, они не призывали к упразднению УАТС как технологии в целом. На самом деле подход Cisco Systems заключается в том, что коль скоро клиент строит новую систему телефонии, то можно обойтись без УАТС и прокладки двух кабельных сетей — для телефонии и LAN. Если же клиент уже эксплуатирует УАТС и, более того, доволен ее работой, то телефонную станцию не стоит выбрасывать: пакетная телефония в системе Cisco Call Manager будет работать совместно с обычной телефонной системой с коммутацией каналов, обеспечивая единый номерной план и взаимное использование базовых сервисов.

Вместе с тем один из «железных» аргументов Cisco годичной давности в пользу развертывания систем IP-PBX, касающийся динамики снижения стоимости голосовых портов и абонентских устройств VoIP, не выдержал испытания на прочность. В московском офисе компании подтверждают, что в целом стоимость Ethernet-портов снижается, а средняя стоимость портов УАТС держится на прежнем уровне или снижается незначительно. Однако это лишь общемировая тенденция, а сама Cisco пока не планирует снижения цен на IP-телефоны и прочие устройства, входящие в AVVID.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями