Жесткая логика любого коммерческого предприятия в том, что его успешность определяется единственным объективным показателем того, что есть на самом деле «лучше», — его прибыльностью. Причем нагляднее всего несоответствие между приведенными понятиями проявляется в телекоммуникационном бизнесе, где рост абонентской базы оператора зачастую сопряжен с ростом издержек и падением доходности от предоставления услуг.

Тем не менее операторы неутомимо стремятся к увеличению числа подписчиков на свои услуги. Потому что при грамотной тарифной политике и управлении рисками количественный рост абонентов рано или поздно приводит к стабильному улучшению финансовой ситуации. Впрочем, существует и альтернативный подход, который по своей рискованности напоминает карточную игру «вслепую». Таковым, например, является крупномасштабный инвестиционный проект по строительству сетей абонентского доступа.

По существу, каждый подобный проект можно считать инвестиционным, так как, вне зависимости от сиюминутного спроса на подключение, оператор обязан построить опорную сеть, подвести к жилым микрорайонам щупальца магистральных каналов, создать центры технического и абонентского обслуживания. Собственно говоря, сеть доступа должна быть доведена до уровня «последнего ярда» (подъезда дома) еще до того, как к ней подключится первый пользователь, а оператор получит первый доллар от продажи услуг. Кто из операторов может дать гарантию, что в таком проекте полностью отсутствует доля непредсказуемого риска, связанного, скажем, с макроэкономическими катаклизмами?

Оказывается, такие есть. Событием месяца на телекоммуникационном рынке стал официальный анонс грандиозного проекта по строительству широкополосной кабельной сети в Подмосковье, осуществляемого компанией «Пентаком». Удивление здесь вызывает не столько «планов громадье» (подключить 1 млн квартир за четыре года, вложить 250 млн долл. в развитие сети), сколько непоколебимая уверенность руководства в том, что ситуация не выйдет из-под контроля.

Конечно, очень хотелось узнать, что же в дебрях нашей действительности «Пентаком» открыл такого, что скрывалось от глаз других московских операторов, ни один из которых до сих пор не отваживался на столь серьезные инвестиции. Глава компании улыбнулся и жестом показал на заоконный пейзаж, где по одну сторону расположились шикарные особняки, а по другую высились многоэтажки Мытищ. Если выбрать первое направление — почти каждый из подмосковных «сквайеров» станет абонентом широкополосной сети, если же второе — в лучшем случае услугами воспользуется каждый двадцатый. А себестоимость подключения одного шикарного коттеджа сопоставима с аналогичными расходами для целого квартала жилых высоток.

Взвесив аргументы, «Пентаком» пошел «в массы» вопреки закону исторического материализма. Насколько был верен такой выбор между «больше» и «лучше» — рассудит время, но роли первооткрывателя совсем не стыдно позавидовать.

Игорь Елисеев