В мае 2000 года представители «Системы Телеком», под контролем которой находятся компании МГТС и «ПТТ-Телепорт», объявили о начале предоставления коммерческих услуг ADSL в Москве. Чуть позже (в августе), отвечая на вопросы корреспондента журнала «Сети», генеральный директор «ПТТ Телепорт» Николай Репин сказал: «Я бы назвал текущий этап проекта «Точка. Ру» пилотной фазой. О коммерческой же фазе, хотя подключение клиентов уже идет, можно будет говорить только после полного построения широкополосной сети МГТС. А это произойдет, когда на всех 205 объектах МГТС, на которых размещены АТС этой телефонной компании, будут установлены и запущены в эксплуатацию DSLAM».

Открывая службу «Точка. Ру» восемь месяцев назад, МГТС и ее 100-процентная дочка «ПТТ-Телепорт» не могли предоставить услугу абонентам и четырех десятков АТС. В конце августа DSL-мультиплексоры израильской фирмы Orckit были установлены уже в 69 зданиях МГТС, в которых размещаются 172 АТС (охвачено 25% территории Москвы). К 1 декабря DSLAM (все производства Orckit) стояли в 80 зданиях МГТС, и покрытие Москвы достигло 30%. Что же касается числа клиентов, в начале августа 2000 г. была преодолена планка в 100, к 1 декабря — в 430, а к середине января 2001 г. — в 600 пользователей.

На состоявшейся по этому знаменательному поводу пресс-конференции заместитель генерального директора МГТС Семен Рабовский и генеральный директор «ПТТ Телепорт» Николай Репин уточнили некоторые детали проекта. В частности, на построение ADSL-сетей доступа выделено 17 млн долл. Весь проект, включая высокоскоростное ядро широкополосной сети на базе оборудования Cisco, обойдется в 37 млн долл. На организацию одной цифровой абонентской линии требуется 750 долл. Задача по оснащению DSL-мультиплексорами всех объектов МГТС должна быть решена до конца нынешнего года, и тогда ADSL-сервис охватит всю Москву.

К середине января 2001 г. три четверти потребителей услуг «Точка. Ру» были корпоративными клиентами; в основном, по данным «ПТТ Телепорт», это небольшие и средние предприятия. Среди крупных клиентов названа авиакомпания «Аэрофлот», которая использует ADSL-каналы для своей организации виртуальной частной корпоративной сети.

К числу корпоративных пользователей принадлежит и «Вымпелком», который в декабре прошлого года приобрел компанию «Мобайл Центр» вместе с тремя линиями ADSL. Руководитель сектора ИТ последней Николай Можайкин очень доволен сервисом ADSL. Дело в том, что компания уже давно искала способ заменить каналы RadioEthernet на что-нибудь более надежное. Операторы сервиса ISDN, чьими услугами традиционно пользуется «Мобайл Центр», не смогли дотянуться до требуемых точек. Операторы выделенных линий предлагали варианты, которые были не по карману даже столь крупной торговой фирме. В «Мобайл Центре» внимательно следили за развитием проекта «Точка. Ру», и, как только «щупальцы» службы достигли улиц Профсоюзная и Большая Тульская, сразу же был заключен контракт. «Когда магазины, расположенные на этих улицах, работали по радио, связь с ними пропадала чуть ли не через день, — рассказывает г-н Можайкин. — Теперь, если перебой в связи и происходит, мы просто не успеваем его заметить — ADSL-модем тут же восстанавливает связь без посторонней помощи». Начальник сектора ИТ «Мобайл Центра» даже не смог поделиться впечатлениями о службе технической поддержки «ПТТ-Телепорт», поскольку ему ни разу не пришлось в нее обращаться.

«Мы рассматриваем установку 600 ADSL-линий, — заявил на пресс-конференции Николай Репин, — как очень успешный результат. До сих пор компаниям, осуществляющим подключение к Internet по выделенным линиям, требовалось два-три года для достижения аналогичных результатов. За все время существования проекта «Точка. Ру» ни один клиент не отказался от услуг сети, что подтверждает соответствие качества услуги ожиданиям потребителей».

Николай Репин еще раз подчеркнул, что «ПТТ-Телепорт» постепенно преобразуется в поставщика услуг. Технической поддержкой инфраструктуры, на которой базируется сервис «Точки. Ру», будут заниматься операторы МГТС и «МТУ-Информ»; по отношению к ним «ПТТ-Телепорт» выступит в качестве арендатора технологических ресурсов. Кроме того, происходит целенаправленное разграничение сфер деятельности сервисных компаний «ПТТ Телепорт» и «МТУ-Интел» (дочернее предприятие «МТУ-Информ»). Первая все больше концентрируется на ADSL-сервисе, вторая — на услугах коммутируемого модемного доступа. Координация этого процесса возложена на Николая Репина, который с 1 декабря прошлого года стал еще и главой «МТУ-Интел». На базе ADSL-сетей доступа и широкополосной сети МГТС фирма «ПТТ Телепорт» будет по-прежнему предоставлять дополнительные услуги — организации виртуальных частных сетей (VPN), хостинга и размещения физических серверов клиентов в своем Центре данных.

По оценке Николая Репина, сейчас 95% всех денег на рынке Internet-услуг зарабатывается на предоставлении доступа, и вряд ли в обозримом будущем это положение существенно изменится. «На мой взгляд, — говорит он — в области дополнительных услуг бума не будет». По его мнению, в ближайшей перспективе станет стремительно расти лишь спрос на хостинг, поэтому данное направление «ПТТ-Телепорт» собирается активно развивать.

Николай Репин прогнозирует, что в течение трех лет цена на ADSL-услуги в Москве значительно снизится и не будет превышать 50 - 60 долл. Вот тогда этот сервис станет доступен широким слоям населения. Мне же представляется, что российский частный пользователь (в массе своей) не станет покупать ADSL-сервис ни за 35 долл./мес. (таковы сейчас расценки на неограниченный ADSL-доступ в США), ни даже за 24 долл./мес. (такую возможность имеют в настоящее время немцы).

Давайте пока не будем мечтать о массовости ADSL-сервиса, а обратим свой взор на корпоративный рынок. Трудно возразить главе «ПТТ-Телепорт», когда он говорит, что «на корпоративном рынке нашу услугу уже можно назвать массовой». 600 ADSL-линий вполне могут претендовать на 10% московского рынка выделенных линий. Нет никакого сомнения, что доля ADSL на корпоративном рынке доступа в сети передачи данных станет неумолимо увеличиваться. «ПТТ-Телепорт» обещает к концу текущего года включить 3 тыс. линий, а это уже претензия приблизительно на 40% рынка. Если поставщики выделенных линий будут продолжать спать и не предпримут радикальных действий для удешевления своих услуг, такая планка вполне может быть взята.

Об авторе

Евгений Евдокименко (eugen_e@mis.ru)—директор ИАЦ «Телекоммуникации».


500 клиентов ADSL в Санкт-Петербурге

Петербургский Internet-провайдер «Вэб Плас» 25 января объявил о подключении 500-го клиента, работающего по технологии ADSL. Коммерческую эксплуатацию ADSL-доступа компания начала в апреле 2000 года. Первыми клиентами «Вэб Плас» стали «Кей» (фирма, владеющая сетью компьютерных магазинов), представительство компании General DataComm (поставщик телекоммуникационного оборудования) и петербургские офисы израильской компании ECI Telecom.

В реализации проекта приняли участие несколько фирм, причем их роли распределились следующим образом: «Вэб Плас» устанавливает конечное оборудование, подключает абонентов и обеспечивает доступ в Internet. Компания «ПетерСтар» пропускает через свою сеть АТМ трафик ADSL. «Петербургская телефонная сеть» (ПТС) предоставила собственную кабельную инфраструктуру, благодаря чему «Вэб Плас» смогла предоставлять услуги ADSL по всей территории города.

Объем инвестиций в первый этап строительства ADSL-сети составил около 1,8 млн долл. В последующем этот показатель планируется довести до 8—9 млн долл. Благодаря новой технологии ПТС сможет уменьшить нагрузку на сеть, создаваемую Internet-трафиком. С вводом в действие повременной оплаты телефонных разговоров темпы подключения новых абонентов должны возрасти, поскольку ADSL не задействует телефонные каналы. Пользователь будет платить за доступ в Сеть только провайдеру и избежит дополнительных расходов на использование телефонной линии, которые станут неизбежными для хозяев аналоговых модемов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями