Более 100 специалистов Центрального и Северо-Западного регионов России собрались на первую конференцию пользователей DEFINITY, которая проходила 1—2 сентября в Великом Новгороде.

Коммуникационный сервер DEFINITY вместе с коммутаторами семейства Cajun и СКС SYSTIMAX переходят от Lucent Technologies в ведение независимой компании AVAYA Communication. Российское подразделение AVAYA, начавшее работать уже в середине лета, энергично принялось за «раскрутку» нового имени. Конференция (ее планируется сделать ежегодной) состояла из докладов технических специалистов европейского, московского и петербургского офисов AVAYA, а также «круглых столов», на которых пользователи и продавцы DEFINITY обсуждали опыт эксплуатации и возможности «свежих» версий этой популярной телекоммуникационной платформы.

«Пользовательские конференции DEFINITY USERS GROUP ежегодно проходят в тех регионах мира, где работает компания AVAYA. Уровень подготовки технических специалистов наших заказчиков за последнее время значительно вырос, а количество установленных систем DEFINITY достигнет в нынешнем году 3 тыс. Поэтому наше общение с пользователями перестало укладываться в формат технических семинаров, им требуется гораздо более широкое обсуждение вопросов, связанных с эксплуатацией наших продуктов», — считает Сергей Купцов, заместитель генерального директора российского представительства AVAYA Communication.

Директор по продажам Дмитрий Кондратьев отметил, что основными задачами новой компании в странах СНГ являются поддержка продукции, ее сертификация, «подгонка» под локальные стандарты и требования, а также организация производства DEFINITY в России. Офисы AVAYA есть в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Екатеринбурге, Киеве и Алматы. В них работают более ста сотрудников и активно набираются новые специалисты.

Выделение части Lucent в независимую фирму позволит, по мнению ее представителей, упростить управление и тратить гораздо больше средств на исследования и разработки. Структура бизнеса компании, в соответствии с которой через партнеров она получает 95% своего дохода, сохранится и позволит в полном объеме поддерживать продукты, перешедшие в наследство от Lucent Technologies.

Два ключевых специалиста из европейского офиса AVAYA — менеджер по продуктовому маркетингу Марк Элкинс и его коллега Гавин Стюарт (который, к сожалению, не смог получить российскую визу и общался с участниками новгородской конференции из своего офиса в Великобритании с помощью конференц-связи), — а также руководитель группы технической поддержки московского офиса Георгий Санадзе подробно рассказали о реализованных и планируемых технических возможностях новых версий коммуникационного сервера DEFINITY, о предполагаемых сроках их выхода на наш рынок. Так, в ноябре ожидается появление долгожданного Ethernet-телефона 4624D.

Среди IP-решений наибольший интерес представляет возможность разделения каналов управления и передачи речи. Голос передается по обычным коммутируемым каналам (таким образом устраняются характерные для IP-телефонии задержки и искажения), а все управление осуществляется по IP-каналам. Данное решение позволяет замкнуть речевые потоки для связи двух абонентов внутри локальной сети, не тратя на это ресурсы коммуникационного сервера DEFINTY и передавая через него только управляющие сигналы (см. рисунок).

Другое важное направление развития платформы DEFINITY, которое реализовано в 9-й версии, — вынос части функций (в том числе коммутируемой емкости) на периферийные устройства семейства Remote MAX, созданного на базе технологий приобретенной Lucent фирмы Ascend. Благодаря этим устройствам «живучесть» коммуникационного сервера многократно возрастает, и связь между абонентами сохраняется даже при выходе из строя центрального процессора. При соединении пар абонентов с помощью Remote MAX также не занимаются каналы передачи речи центрального сервера DEFINITY, а управление осуществляется с помощью коротких IP-пакетов через плату C-LAN.

Наиболее «продвинутые» из серийно выпускаемых станций DEFINITY (версия One R2) будут поставляться в Европу с конца ноября, а в Россию — с января-февраля 2001 г.

Сотрудники московского и петербургского офисов AVAYA рассказали о центре обработки вызовов (Максим Киселев) и сервере компьютерной телефонии Intuity Conversant (Константин Каллас).

На «круглом столе» представители российских партнеров AVAYA высказали представителю европейского офиса свои пожелания относительно поставляемых в СНГ продуктов, их комплектации и функционального наполнения. Основные объемы продаж в нашей стране приходятся на младшую (и по возможностям, и по цене) модель DEFINITY — ВCS. Старшая модель, ECS, обладает качественно иными свойствами, на ее развитие тратятся основные усилия разработчиков, но и цена этого продукта значительно выше. Представители AVAYA пояснили, что если потребители хотят дальнейшего совершенствования и развития используемой ими телекоммуникационной платформы, необходим постепенный переход с установленной базы BCS-станций на ECS.

Некоторое недоумение у Марка Элкинса вызвали многочисленные пожелания производить системы, позволяющие имитировать селекторную связь, применение которой весьма характерно для российских методов руководства, а также создавать аппараты с большим числом (до 150) кнопок быстрого набора номеров (сейчас Lucent выпускает устройства лишь с 24 кнопками). Кроме того, прозвучала просьба наладить дистанционное обучение специалистов через Internet.

Заключая обсуждение, Сергей Купцов отметил, что высокотехнологичная компания подходит к запросам потребителей несколько иначе, чем фирмы, ориентированные главным образом на конечного пользователя. С7пециалисты Lucent и AVAYA тщательно изучают потребности клиентов. Если они расценивают какие-либо из этих потребностей как «сиюминутные», следует совет немного подождать. Спустя некоторое время, с появлением более совершенной версии продукта, нужда в столь необходимой, казалось бы, функциональной возможности отпадает сама собой. «В принципе, Lucent и AVAYA совместно с партнерами могут реализовать любую прихоть клиента, о чем свидетельствует вся история развития DEFINITY (а ей в нынешнем году исполнилось 15 лет). Но мы должны разумно оценивать затраты и думать о перспективе», — сформулировал позицию компании Сергей Купцов .


Новгородские телекоммуникации

Среди участников конференции оказались и руководители ОАО «Новгородтелеком» (НТ). В перерыве между докладами заместитель генерального директора этой фирмы Валентина Лупанова и начальник отдела развития Сергей Смирнов кратко рассказали о том, как обстоят дела с телекоммуникациями на новгородской земле.

«Новгородтелеком» является традиционным оператором и в первую очередь предоставляет услуги телефонной связи на территории области. Компания обеспечивает весь спектр телекоммуникационных услуг, за исключением, пожалуй, мобильной связи. В Новгородской области проживает около 750 тыс. человек, из них 230 тыс. — в самом Новгороде. На них приходится около 130 тыс. телефонных номеров, 30 тыс. из которых относятся к цифровым АТС. По уровню действующего коммутационного оборудования область занимает, считают специалисты НТ, среднее среди российских регионов положение. Здесь работают и электронные АТС EWSD, и координатные, и даже декадно-шаговые. Как и везде, остро стоит проблема телефонизации сельских районов, которую предполагается решить за счет организации беспроводного доступа по технологии CDMA.

В транспортной сети сейчас смонтировано оборудование SDH (уровня STM-4) израильской фирмы ECI Telecom. При выборе технологии этой сети специалисты рассматривали в качестве кандидатов ATM и SDH. Учитывая небольшие размеры области и города, в 1995 г. они остановились на SDH как более дешевом варианте. В 1997 г. была разработана генеральная схема транспортной сети для области.

Со временем поверх SDH станут передаваться потоки ATM, пока же острой необходимости в этом нет. Основными клиентами, использующими сеть передачи данных, являются банки. По мнению Виктора Смирнова, для пропуска телефонного трафика по внутризоновой сети на ближайшие пять лет хватит одного потока STM-1, а остальные три предусмотрены на более отдаленную перспективу.

Доступ в Internet обеспечивают НТ и ее дочерние фирмы, а также НовГУ по программе фонда Сороса. «Новгородтелеком» имеет примерно 700 клиентов (в основном используется коммутируемый доступ, а для нескольких десятков пользователей — выделенные линии), дочерняя компания «Дэйтаком» — около 500. Разработано много тарифных планов для разных категорий потребителей, отрабатывается услуга «Internet-карта», планируется расширение единого узла доступа в глобальный Internet.

В услугах IP-телефонии, по мнению руководства НТ, область пока не нуждается. Существуют хорошие междугородные цифровые каналы с запасом пропускной способности, поэтому «перетягивать» часть трафика на IP сейчас нет смысла. Правда, у НТ уже появился частный конкурент, который получил лицензию на IP-телефонию, но его влияния фирма пока не ощущает.

Инвестиционный климат в области весьма благоприятный, создано свыше 150 совместных предприятий. По старым меркам, они небольшие, но их потребности в связи достаточно высокие (как и запросы по отношению к качеству и разнообразию услуг).

В крупных городах подобные бизнес-клиенты, как правило, становятся добычей альтернативных операторов, однако «Новгородтелекому» удается привлекать их внимание. Фирма поддерживает партнерские отношения c крупными производителями оборудования и петербургскими системными интеграторами. Сейчас на установленной в областной администрации станции DEFINITY разрабатывается комплекс дополнительных услуг.

«Нас, как традиционного оператора, очень привлекает идея развертывания центров обработки вызовов, которым был посвящен один из докладов на конференции, — отметила Валентина Лупанова. — Службы обработки вызовов создавались у нас на базе старого оборудования. Современные бизнес-станции, в том числе УАТС DEFINITY, позволяют вывести их на качественно иной уровень, обеспечить выполнение ими множества функций. Мы хотим на базе оборудования AVAYA отработать сервис предоплаченных карточек для междугородной и международной связи. Пока для этих целей используется рабочее место оператора EWSD».