Однако они встретились с огромными трудностями и фактически упустили инициативу. Сейчас в нашей стране телефонные компании, предоставляющие услуги ADSL-доступа, имеют больше абонентов, чем операторы КТВ. С целью получения информации о современном состоянии, наверное, самого «старого» в России Internet-проекта на базе сети КТВ мы обратились в недавно созданную компанию «Комкор ТВ» (к ней этот проект перешел «по наследству» от телекоммуникационной корпорации «Комкор»). На вопросы нашего корреспондента, директора ИАЦ «Телекоммуникации» Евгения Евдокименко, согласились ответить заместители генерального директора «Комкор ТВ» Михаил Силин и Владимир Беленкович.

Евгений Евдокименко: Господа, прошло уже полгода с тех пор, как компания «Комкор ТВ» объявила о намерении начать предоставление доступа в Internet на базе своей сети КТВ. В мае стало известно, что эта услуга уже оказывается и что ею пользуются порядка 40 подписчиков. Каково сейчас состояние данного проекта и почему о нем почти ничего не слышно?

Михаил Силин (на фото): Мы завершили создание абонентских сетей доступа в микрорайонах Хамовники и Чертаново и подключили их к создаваемому ядру нашей опорной сети, которая строится на базе мощнейшего коммутирующего маршрутизатора GSR 12008 компании Cisco. Практически выполнены работы по сдаче сети передачи данных (СПД) Главгоссвязьнадзору, и это событие должно состояться со дня на день. Затем мы сможем приступить к коммерческому предоставлению услуг в вышеназванных микрорайонах. В них сетью КТВ охвачено 90 тыс. квартир, и мы предполагаем, что еще до конца текущего года наберем несколько сотен подписчиков на доступ в Internet.

Одновременно со сдачей СПД Госсвязьнадзору мы продолжаем ее эксплуатацию в тестовом режиме с участием 40 абонентов. Кроме того, завершена разработка пакета услуг и определен порядок их ввода. Главным результатом этой деятельности стало установление приоритетов. Хотя мы будем предлагать довольно широкий спектр услуг, в первую очередь наши усилия направлены на предоставление сервиса, требующего широкой полосы пропускания. Мы также намерены обеспечить специальные пакеты услуг для бизнес-клиентов.

Е.Е.: На какой контингент пользователей Internet-услуг рассчитывает ваша компания?

М.С.: Раз уже речь зашла о бизнес-клиентах, давайте начнем с них. Мы считаем, что имеем выгодные пакеты всевозможных услуг для небольших и средних компаний. В частности, мы готовы предложить им сервис с гарантированным уровнем обслуживания. Что же касается домашних пользователей, мы рассчитываем записать на свой счет до конца 2001 г. 3,5% семей, проживающих на освоенных нами территориях. По нашим данным, это приблизительно тот процент московского населения, который в настоящее время имеет доступ в Internet.

Е.Е.: Вы хотите сказать, что все пользователи Internet, проживающие в Хамовниках и Чертаново, бросят своих прежних провайдеров и перебегут к вам?

М.С.: Мы полагаем, что для активных пользователей наше предложение окажется самым привлекательным, и большинство из них так и поступят. Конечно, некоторые люди, которые уже подключены к Всемирной паутине через домашние сети или по RadioEthernet, останутся верны своим провайдерам, но мы компенсируем их отсутствие среди наших клиентов за счет тех, кто раньше Internet не пользовался. Здесь должны сыграть свою роль два фактора.

Во-первых, это массовый характер подключения. Согласитесь, мир слухами полнится. Когда в доме подключится одна, вторая, третья квартира, соседи, хочешь не хочешь, задумаются о возможности последовать примеру первопроходцев. Поскольку мы уверены, что о нашем сервисе будет распространяться информация в основном положительного характера, то не сомневаемся и в притоке новых пользователей.

Во-вторых, комплексность сервиса. Обязательно найдутся семьи, которые раньше не могли себе позволить расходы и на КТВ, и на доступ в Internet (причем сомнительного качества). Когда мы предложим подобные услуги пакетом и совершенно другого класса, они могут не устоять. Тем более что и на них будет влиять первый фактор.

Е.Е.: Но есть же слой пользователей, которые не в состоянии позволить себе расходовать на Internet более 10—15 долл. Их удел — ночной коммутируемый доступ. Вы посчитали, каким должен быть доход семьи, чтобы она смогла выделить средства на услуги по вашему самому дешевому, 30-доларровому, тарифу?

Владимир Беленкович (на фото): Есть исследования, результаты которых свидетельствуют, если мне не изменяет память, что на связь (включая телевидение) среднестатистическая семья выделяет 4% своего бюджета. Произведя простое вычисление, мы получим, что наши услуги доступны семьям с общим доходом свыше 750 долл. Я думаю, и при такой, достаточно высокой, планке мы свои 3,5% наберем.

Причем даже на первом этапе, когда мы будем предлагать лишь стандартный набор услуг доступа в Internet, данный сервис может претендовать и на многие другие статьи семейного бюджета. Ведь Сеть — это и образование, и развлечения, и, наконец, информация. Когда же мы начнем расширять спектр услуг, вообще будет трудно найти статью расхода, на которую не претендует наш сервис.

Е.Е.: Вы намекаете, что и семьи с месячным доходом менее 750 долл. станут выделять З0 долл., например, для покупки картофеля через Internet?

В.Б.: У нашей сети будет отчетливый территориальный фокус: она свяжет потребителей и розничную сеть микрорайона. В этом и состоят ее преимущество и отличие от Internet, которая связывает всех на свете, но не создает особых отношений между продавцом и покупателем. В микрорайоне такие отношения возникают сами собой. Если человек знает, какой товар и какого качества продается в соседнем магазине, ему практически все равно, покупать его непосредственно или через сеть.

Кроме того, стиль общения продавца с покупателем в нашей сети может значительно отличаться от того, который характерен для Всемирной сети. Что предлагают глобальные Internet-магазины? Как правило, — перечень товаров и номер телефона службы доставки, в лучшем случае — фотографии довольно низкого качества (они должны быть не очень объемными, чтобы их можно было скачать на модемных скоростях). Внутри нашей сети практически нет ограничений на скорость передачи информации. Используя аудиовизуальные инструменты, продавец станет общаться с удаленным покупателем почти так же, как если бы тот находился непосредственно в магазине, и демонстрировать практически все грани предлагаемого продукта. Покупатель разве что не сумеет попробовать товар на ощупь и вкус.

Е.Е.: Вы все очень хорошо рассказываете, но у меня такое впечатление, что это картинки из жизни в какой-то другой стране. Я уж не говорю о том, что мне трудно представить хозяина магазина, в котором я обычно покупаю хлеб, молоко и прочую мелочь, вкладывающим деньги в Web-дизайн, специфическое ПО, услуги программиста, наконец. Мне кажется, наш среднестатистический продавец попытается «срубить» дополнительные деньги на электронной торговле. И не за счет увеличения оборота, а с помощью е-наценки. Возможно, 3,5% жителей микрорайона она не испугает, но абсолютное большинство, видимо, предпочтет пройтись 100—200 м и купить тот же товар подешевле.

В.Б.: Чем цивилизованнее продавец, тем больше участников процесса. Маржа — разница между оптовой и розничной ценой — делится между ними в определенных пропорциях. Есть модель челнока — такой продавец ни с кем не делится. Но это не наш клиент: мы будем работать с теми, кто думает о рекламе, дополнительном информировании покупателей, оказании им помощи в поиске и выборе товара. Такие функции, а также проводку заказов, платежей, отслеживание выполнения заказа мы можем взять на себя. Сеть способна решать многие задачи, за исключением одной — доставки, этому она пока не обучена. Мы создаем среду для новой экономики и собираемся работать с любым поставщиком товаров и услуг, у которого есть сетевые идеи. Будем помогать их внедрять. Наша модель не рекламная, не баннерная, она экономическая.

Е.Е.: Как я понимаю, до конца текущего года из этой модели вряд ли что-то удастся реализовать?

М.С.: Да, до конца года мы будем предлагать стандартный пакет услуг Internet-провайдера — доступ, место для персональной Web-странички, два почтовых ящика, новостные конференции. Для того чтобы приступить к реализации модели, которую озвучил Владимир Михайлович, надо набрать определенную базу пользователей. Нескольких сотен или даже тысяч пользователей недостаточно, чтобы выйти на рынок с новыми моделями бизнеса, поэтому пока — стандартный пакет, но на более высокой скорости (от 128 кбит/с), с постоянным подключением к Internet и не занимая телефонной линии. Эти преимущества нашего сервиса дают нам уверенность в том, что за сравнительно короткий период мы наберем абонентскую базу, необходимую для начала реализации модели сетевой экономики.

Е.Е.: Тогда расскажите, пожалуйста, о техническом оснащении вашей сети.

М.С.: Во-первых, она будет базироваться на самом мощном на сегодняшний день в России гигабитном маршрутизаторе GSR 12008. Мы первыми из отечественных операторов приобрели устройство, способное работать на IP-магистралях с пропускной способностью 2,5 Гбит/с. По АТМ-каналам опорной сети, которые мы арендуем у корпорации «Комкор», к этому маршрутизатору будут подключены головные станции передачи данных, основанные на универсальных широкополосных маршрутизаторах uBR 7223 также производства Cisco. На первом этапе будут работать четыре uBR 7223 (на первичных узлах в Хамовниках, Чертаново, на ул. Неглинной и в здании ИАС на ул. Дмитрия Ульянова). В качестве абонентского оборудования мы станем предлагать бизнес-клиентам кабельные маршрутизаторы Cisco, а частным лицам — кабельные модемы стандарта DOCSIS различных производителей. Сейчас мы уже протестировали и закупили партии модемов компаний E-Tech и 3Com. В дальнейшем появятся устройства и других поставщиков.

Е.Е.: По каналам какой пропускной способности головные станции подключены к центральному узлу на базе GSR?

М.С.: Пока пользователей мало — по 2-Мбит/с. Однако наш абонент будет платить за трафик (по каждому тарифному плану трафик сверх определенного объема оплачивается отдельно), поэтому нам нет смысла ограничивать его потребности в полосе пропускания. Мы считаем, что соотношение суммарной пропускной способности абонентских подключений к одному uBR и магистрали между этим uBR и GSR должно составлять 4:1. Условно говоря, каждой группе из 60 подписчиков тарифного плана с максимальной скоростью передачи 128 кбит/с мы собираемся предоставлять в магистрали 2 Мбит/с. Технические возможности нашей опорной сети позволяют уже сейчас подключить все uBR?ы по 155-Мбит/с каналам. Однако в этом году нам такая полоса пропускания не понадобится.

Е.Е.: Какую максимальную скорость доступа к различным источникам контента будут иметь ваши клиенты и предоставляете ли вы какие-то гарантии минимального быстродействия?

М.С.: Внутри нашей сети и при доступе к ресурсам наших партнеров, с которыми мы имеем межсетевые соглашения, скорость ограничена величиной, указанной в тарифном плане для конкретной услуги. При доступе в публичный Internet мы гарантируем эту скорость только до нашего узла доступа в Internet. Однако для максимального удовлетворения потребностей абонентов мы постараемся сделать так, чтобы они имели постоянную возможность качать данные на максимальных для их тарифных планов скоростях. Что же касается минимальных скоростей, с бизнес-клиентами мы готовы заключать соглашения об уровне обслуживания (SLA) и обеспечивать им необходимую полосу пропускания уже сегодня.

Е.Е.: Собираетесь ли вы ускорять доступ клиентов к популярным источникам Рунет и Internet?

В.Б.: Я понимаю, о чем Вы спрашиваете. Мы не будем предпринимать сверхусилий для организации изощренных систем кэшинга, хостинга и зеркалирования, поскольку не собираемся специализироваться на предоставлении услуг в данной области. Однако мы готовы сотрудничать с теми, у кого все это уже отлажено. Мы хотим строить свой сервис, о котором говорилось ранее, а доступ в публичный Internet — по возможности.

Е.Е.: Насколько я понимаю, собственных каналов в международную часть Internet у вас нет и не предвидится?

М.С.: В этом году нет. Мы будем пользоваться ресурсами других Internet-провайдеров через точку обмена трафиком М9. К ней мы подключены каналом 155 Мбит/с.

Е.Е.: В мае я интересовался степенью готовности вашей службы поддержки клиентов к работе с массовым пользователем. Сотрудники пресс-службы «Комкор ТВ» ответили, что в предоставлении доступа к Internet по сети КТВ нет ничего специфичного (по сравнению с любой другой системой массового обслуживания). В вашей компании все так считают?

М.С.: Конечно, нет. Специфики достаточно. Возьмем, к примеру, предоставление коммутируемого доступа. Там провайдер практически ничего не гарантирует, поскольку предоставляет услугу по сети другого оператора, для которого трафик данных — излишняя и часто нежелательная нагрузка. Предъявить претензии поставщику коммутируемого доступа, скажем, по поводу того, что скорость соединения составляет не 33,6, а 24,6 кбит/с, просто невозможно. У нас совсем другая ситуация. Мы оказываем услугу в своей сети и кивать нам не на кого. По качеству наша услуга аналогична предоставляемой операторами выделенных линий. Вот вам и специфика: по качеству — как у операторов выделенных линий, а по контингенту пользователей и их числу — как у поставщиков коммутируемого доступа.

Есть и другие особенности. Нам просто необходимо развивать широкополосные услуги, т.е. такие, которые требуют скоростей передачи данных в сотни и тысячи килобит в секунду. В России этим никто и никогда не занимался. Здесь мы являемся первопроходцами.

Е.Е.: Имеет ли пользователь возможность отслеживать «потребление» трафика? Как подсчитывается его объем?

М.С.: У нас есть сертифицированная биллинговая система, которая выполняет данную функцию. Кроме того, статистические данные о работе клиентов собираются на маршрутизаторах. Сам пользователь также способен отслеживать объемы потребляемого им трафика в соответствующем разделе нашего корпоративного Web-сервера.

Е.Е.: Что Вы можете сказать о планах на этот год по подключению клиентов и наращиванию контента?

М.С.: До конца года мы планируем набрать несколько сотен подписчиков на услуги доступа в Internet. Что касается контента, наши планы ограничиваются совершенствованием собственного Web-узла. Например, пользоваться стандартной программой ТВ при наличии 50—60 каналов очень неудобно. Наша программа на Web-узле будет построена по принципу базы данных. В частности, пользователь, интересующийся спортом, сможет по запросу «спорт» получить в удобном формате список спортивных передач всех транслируемых каналов с указанием их времени выхода в эфир. Кроме того, мы начали работать с компаниями, создающими сетевые игры, и налаживаем отношения с поставщиками решений в области электронного бизнеса.

Е.Е.: Большое спасибо за интервью.