Об этом постоянно говорилось на прошедшей в первой декаде июня 5-й юбилейной конференции комитета «БЕспроводные СЕти передачи ДАнных» (БЕСЕДА) Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ). В ее работе приняли участие сотрудники более 30 компаний, работающих на рынке БСПД в 19 городах России и других стран СНГ. Как всегда, важную роль в организации конференции сыграла компания CompTek, представитель которой Петр Кочегаров является председателем этого комитета.

Со времени 1-й конференции, состоявшейся в ноябре 1996 г., число БСПД в СНГ выросло почти в пять раз. Если накануне 2-й конференции, в мае 1997 г., было всего 20 сетей, включая находившиеся в стадии подготовки к коммерческой эксплуатации, то, по данным Петра Кочегарова, сейчас их 91 и функционируют они в 72 городах. Рост солидный — 455%, только вот каждая из этих сетей имеет в среднем по 30 абонентских узлов, т.е. располагает 30 высокоскоростными каналами связи. Как отметил г-н Кочегаров, до августа 1998 г. на БСПД приходилась треть всех цифровых каналов доступа в сети передачи данных, а сейчас их доля сократилась приблизительно в пять раз.

А ведь планы были грандиозные. Расчет делался на то, что в стране с неразвитой телекоммуникационной инфраструктурой без радиосвязи никак не обойтись. В общем-то, идея здравая, но одной ее оказалось недостаточно. Технология, изначально созданная для локальных сетей, не могла обеспечить в территориально-распределенных не только качества обслуживания (QoS), но и элементарной устойчивости связи, а также прокламируемых широких полос пропускания. Короче говоря, клиенты обращались к услугам БСПД лишь тогда, когда альтернативы не просматривалось.

Собственно, самые продвинутые люди уже в 1997 г. стали осознавать, что коллизионный протокол передачи данных и отсутствие гарантий QoS заведут БЕСЕДУ в тупик. В 1998 г. на рынке появились устройства CompTek и израильской компании BreezeCom, которые эту проблему решали, но... все, наверное, помнят, что случилось в августе того года.

По словам Петра Кочегарова, на целый год рынок БСПД замер, а в некоторых регионах практически перестал существовать. А тут еще и неразбериха со стандартами. Бывший председатель БЕСЕДЫ Аркадий Волож год назад, на 4-й конференции, выразился так: «Не успела отрасль как следует освоить стандарт на 2 Мбит/с (IEEE 802.11), как тот уже потерял актуальность, и все основные производители бросились выпускать 11-Мбит/с системы. И опять — кто во что горазд. Что характерно, ни один из них не поддерживает в новых решениях свои старые фирменные технологии и не планирует никаких мер для облегчения плавного перехода с них на 11 Мбит/с».

Все же во второй половине прошлого года началось оживление, и, как считает г-н Кочегаров, перед отраслью снова замаячили хорошие перспективы. Правда, он признает: иллюзий 1996 г. уже нет, роль БСПД довольна ограниченна, сверхприбылей никто не ждет, основными потребителями оборудования будут альтернативные небольшие операторы и, наоборот, крупные корпоративные клиенты (в первую очередь — из нефтегазовой промышленности), осваивающие «целинные» земли.

Петр Кочегаров назвал и несколько положительных моментов, которые способны дать дополнительный импульс развитию отрасли. В первую очередь, к ним относятся

  • стабилизация ситуации со стандартами;
  • появление радиомаршрутизаторов серии Orinoco у компании Lucent («есть оборудование и есть из чего выбирать»);
  • возобновление производства радиомодулей Aironet, которое было фактически приостановлено на полгода в связи с покупкой этой фирмы корпорацией Cisco.

Вместе с тем остаются два фактора, которые не позволят БСПД занять заметное место на телекоммуникационном рынке — несмотря на «модность» беспроводных технологий во всем мире.

Во-первых, позиционирование. По словам председателя БЕСЕДЫ Петра Кочегарова, операторы БСПД видят своими клиентами средние и крупные компании (организации). Это тот сектор рынка, где требования к надежности системы связи и гарантированной полосе пропускания превалируют над такими параметрами, как стоимость решения и теоретически возможная пропускная способность. До сих пор операторы БСПД не смогли доказать, что их сети так же надежны, как кабельные (медные и оптические) линии связи, поэтому при наличии последних эти операторы, как правило, остаются не у дел. Очень хотелось бы привести какие-либо параметры надежности БСПД, но мне не удалось их получить от участников 5-й конференции. Никто из них не смог сказать чего-нибудь вроде того, что обычно говорит своим оппонентам Билл Роухана, основатель и глава компании WinStar, которая строит беспроводные сети в диапазоне 38 ГГц по всему миру.

Позволю себе привести выдержки из его рассказа о том, как он пришел в «беспроводной» бизнес. «В 1992 г. мне принесли бизнес-план развертывания беспроводных сетей в диапазоне 38 ГГц. Я его прочел, и, должен признаться, в этом 12-страничном документе не было ничего вдохновляющего — за исключением двух строк: «Радиоканалы в спектре 38 ГГц являются эквивалентом оптических каналов связи как по пропускной способности, так и по надежности, которая составляет 99,999%». Я справился у своих знакомых в Европе, которые уже работали в данном диапазоне, правда ли это. Их данные полностью соответствовали тому, что было записано в бизнес-плане. Тем не менее в США никто не верил, что система будет работать во время дождя. Тогда я спросил своего знакомого англичанина, а бывают ли на британских островах дожди? Он ответил, что случается и такое. «И что, ваша система работает?» — был мой следующий вопрос. «Естественно, — ответил мой знакомый. — Неужели ты думаешь, что мы бы использовали плохо функционирующую сеть?» В то время абсолютное большинство людей еще не знало, что в конце 80-х по заказу американского правительства технология передачи данных в сверхвысоких диапазонах была доведена до совершенства в рамках программы по применению «интеллектуальных» бомб. Результаты этой работы можно было наблюдать во время войны с Ираком — бомбы, которые всегда попадали в цель, управлялись на частоте 40 ГГц».

К сожалению, участники конференции ничего подобного рассказать не смогли. Более того, некоторые из моих собеседников пытались делать вид, что им ничего не известно о сомнениях в надежности беспроводных технологий, бытующих среди существующих и потенциальных пользователей систем передачи данных. Лишь российский представитель компании BreezeCom Сергей Портной признал наличие этого негативного фактора.

Во-вторых, росту числа абонентов препятствует то, что этим бизнесом занимаются небольшие компании, которые не способны обеспечить широкие зоны покрытия, содержать мощные службы технической поддержки и обслуживания клиентов, наконец, просто провести широкомасштабную рекламную кампанию. Такие фирмы не в силах предложить привлекательные цены клиентам из малого бизнеса, которые не могут себе позволить выделенные проводные каналы, тем более с пропускной способностью до 2 Мбит/с. Современные российские операторы БСПД, как правило, с трудом наскребают 300 тыс. долл., чтобы развернуть сеть на 30 абонентов, в то время как уже упоминавшаяся компания WinStar только за новые частоты (в диапазоне 28 ГГц) в 15 регионах США заплатила в конце 1998 г. 43,4 млн долл.

Выступавшие на конференции привели некоторые факты, свидетельствующие о грядущих изменениях в данной области. Петр Кочегаров, в частности, ожидает, что уже в нынешнем году цены на радиоадаптеры к компьютерам снизятся с 600—700 до 250—300 долл. Точки доступа будут стоить чуть больше, а беспроводные мосты — менее 1,5 тыс. долл. Если это произойдет, база потенциальных клиентов БСПД существенно расширится, но не настолько, чтобы включить в свою орбиту малый бизнес. Поэтому более интересны прогнозы о скором выходе на рынок БСПД крупных операторов, среди которых назывались «Глобал Один», региональные подразделения «Ростелекома», «Роснет», «МТУ-Информ» и некоторые другие. По словам Сергея Портного, к российскому рынку БСПД серьезно присматривается транснациональная корпорация Millicom International Cellular, дочернее предприятие которой, Tele2, построило и эксплуатирует в Великобритании крупную БСПД, базирующуюся на оборудовании BreezeCom.

Несомненно, эти игроки смогут предложить более доступные цены на оборудование и тарифы на свои услуги. В частности, представитель ногинского оператора «Флекс», эксплуатирующего БСПД в восточном Подмосковье, рассказывал о том, что «МТУ-Информ» собирается оказывать услуги БСПД в г. Королеве по расценкам, в несколько раз меньшим, чем у «Флекс».

Была отмечена и еще одна тенденция: на рынок БСПД стали выходить пейджинговые компании. Так, екатеринбургская «Экском-Экспресс», как сообщил Сергей Портной, за неполный год сумела привлечь около 100 абонентов. По российским масштабам — хороший показатель, тем более что в Екатеринбурге это не первая БСПД. По всей видимости, одним из факторов успеха компании является гибкость тарифов. Например, по одному из них («Breeze-Express») плата за подключение составляет 300 долл., а оборудование стоимостью 1600 долл. передается абоненту на правах безвозмездной аренды. Ежемесячно пользователь Internet за 240 долл. может скачивать 600 Мбайт информации. Каждый последующий мегабайт стоит 16 центов. С 26 июня «Экском-Экспресс» вводит для частных лиц очень интересный тарифный план «Персональный». В нем отсутствует абонентская плата, а входящий трафик стоит от 10 до 50 центов за 1 Мбайт — в зависимости от дня недели и времени суток. Тариф на трафик, по моему, достаточно привлекательный, только вот много ли найдется индивидуальных пользователей, готовых выложить за абонентское оборудование 1600 долл.

Как всегда, на конференции БЕСЕДА большое внимание уделялось техническим вопросам. Представители BreezeCom и CompTek в очередной раз рассказали о преимуществах оборудования своих компаний, проявляющихся в крупных сетях. В том же ключе выступил Юрий Писарев из Diamond Comunications, посвятивший свой доклад семейству Orinoco производства Lucent, которое первоначально стало известным под именем WaveAccess. Всем этим выступлениям, на мой взгляд, не хватало «примеров из жизни».

Конечно, было интересно услышать от представителей подразделения Aqua компании CompTek о многочисленных новинках, внесенных в ПО WanFlex радиомаршрутизаторов Revolution. Речь шла об увеличении максимальной скорости передачи информации по 11-Мбит/с радиоинтерфейсу до 650 Мбайт/с, об IP-роуминге, добавлении поддержки карточек Aironet PC4800 и Lucent ORINOCO PC Card, новых функциях службы разрешения удалённого доступа RAPS, создании собственного контроллера зоны (gatekeeper), а также об аппаратных новинках (в частности, новых устройствах 3000-й серии и телефонных интерфейсных модулях с четырьмя портами FXO). Только вот как это все повлияло на производительность, безопасность и многофункциональность реально работающих сетей, участники конференции не узнали.

Пробел попытался восполнить технический директор компании Art Communications Алексей Сухов, однако его доклад пестрел оговорками (устройства разных производителей тестировали в разных сегментах сети с различной нагрузкой; не проводилась настройка оборудования, недоступная конечному пользователю; не проверялись функции предоставления различных уровней QoS и многое другое). Самый главный недостаток тестирования Art Communications заключался в том, что оборудование, предназначенное для крупномасштабных сетей, испытывалось в ячейках с 10 абонентами, причем ту ячейку, в которой был установлен маршрутизатор Revolution, даже не удалось полностью загрузить. Короче говоря, в испытаниях Art Communications не было выявлено никаких особых преимуществ устройств компаний BreezeCom и CompTek по сравнению со старым 2-Мбит/с оборудованием уже не существующей фирмы Aironet (в конце прошлого года куплена корпорацией Сisco). Наверное, многие участники конференции хотели услышать совсем другое: как себя ведут устройства BreezeCom, CompTek и Lucent (серия Orinoco) в ячейках с несколькими десятками абонентов (по утверждению многих специалистов, такие системы на базе оборудования Aironet неработоспособны) и действительно ли каждому из последних может быть обеспечен определенный уровень QoS?

В частности, Илья Уманский из корпорации Cisco даже не пытался противопоставлять серию Cisco Aironet 340 (новое название 11-Мбит/с устройств Aironet) оборудованию для территориально-распределенных сетей компаний BreezeCom, CompTek и Lucent. Вместо этого он кратко рассказал о новой системе WT2700, которая специально разрабатывалась для беспроводных территориально-распределенных сетей. WT2700 работает в диапазоне 2,5—2,7 ГГц, отведенном во многих странах мира, включая Россию, для систем эфирно-кабельного телевидения MMDS, и позволяет передавать данные в дуплексном режиме на скорости 44,4 Мбит/с. Оборудование использует алгоритм мультиплексирования VOFDM (vector orthogonal frequency division multiplexing), обеспечивающий совмещение синхронного и статистического уплотнения широкополосного канала. Другими словами, одновременно применяется коммутация каналов (для предоставления услуг телефонной связи) и пакетов (для сервиса высокоскоростной передачи данных, в том числе по протоколу frame relay). Кроме того, эта система работает по отраженному сигналу, чем преодолевается главный недостаток СВЧ-систем — функционирование лишь в условиях прямой видимости между антеннами передатчика и приемника. WT2700 совместима с устройствами стандарта DOCSIS 1.1 (разработан для передачи данных по сетям кабельного телевидения), в частности с универсальным маршрутизатором uBR7200.

Как выразился Петр Кочегаров, это оборудование совершенно другого класса. По данным ИАЦ «Телекоммуникации», базовая станция системы стоит порядка 150 тыс. долл. В настоящее время выпускаются системы «точка—точка», которые тестируются у разных операторов. До конца года должна появиться система «точка—много точек».

Итак, игроки на рынке БСПД ждут перемен. В прошлом году объем сектора беспроводного оборудования составил, в соответствии с различными оценками, от 3,5 до 5 млн долл. Что же покажет 2000 год?

ОБ АВТОРЕ

Евгений Евдокименко — директор ИАЦ «Телекоммуникации». С ним можно связаться по адресу eugen_e@mis.ru.