Отечественным предприятиям космической отрасли в нынешней экономической ситуации нелегко, но ведь можно и потерять право на ранее закрепленные за страной позиции.

Организация оптимального регулирования использования радиочастотного спектра и орбитально-частотного ресурса как его составляющей считается большинством государств мира одной из приоритетных задач. Без ее решения немыслимо развитие экономики, работа служб безопасности и сетей персональной связи.

Принятие актов и процедур, регламентирующих использование радиочастотного спектра и орбитального ресурса на территории любой страны, является ее внутренним делом. Однако эти процедуры не должны противоречить положениям Устава и Конвенции Международного союза электросвязи (МСЭ) и прилагаемого к ним международного Регламента радиосвязи, если эта страна в качестве члена МСЭ обязалась следовать указанным положениям и в пределах национальной территории, и во взаимоотношениях с другими странами — членами МСЭ.

В Уставе МСЭ содержится статья 44, обязывающая страны — члены союза учитывать, что радиочастоты и орбиты геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, поэтому их надлежит использовать рационально, эффективно и экономно в соответствии с положениями Регламента радиосвязи, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и частотам разных стран или их групп с учетом потребностей и географического положения. Регламент радиосвязи не догма, и при необходимости любая его часть пересматривается на Всемирных конференциях радиосвязи, в которых участвуют страны — члены МСЭ.

Состояние российских заявок

В последние годы в связи с развитием новых технологий и практически полной занятостью орбитального ресурса необходимость ревизий орбитально-частотного ресурса возникает все чаще и чаще. Известно, что юридически подтвержденная занятость ресурсов отнюдь не означает физическую занятость, так как многие коллеги по МСЭ запасали ресурсы впрок или для перепродажи. И МСЭ начал борьбу с так называемыми «бумажными» присвоениями частот, особенно для тех спутниковых систем связи (ССС), полосы частот и орбитальные позиции для которых заявлены, присвоены, но фактически не используются. В Резолюции 49, принятой на Всемирной конференции радиосвязи в 1997 г., изложен перечень действий МСЭ, которые будут предприняты для контроля исполнения административных мероприятий в отношении некоторых спутниковых служб связи.

Меры, предусмотренные данной Резолюцией, достаточно жесткие — вплоть до аннулирования запросов о координации или о внесении изменений в частотные планы, изъятия записей из Международного справочного регистра частот и другие подобные наказания. Все эти процедуры будут осуществляться в отношении спутниковых сетей и систем тех администраций связи, которые не представили в Бюро радиосвязи МСЭ в установленные сроки официальную информацию об исполнении мероприятий, касающихся спутниковой сети, об изготовителе спутника и об организации, обеспечивающей запуск.

Кроме того, Всемирная конференция радиосвязи 1997 г. изменила действовавший порядок резервирования емкости для создания новых спутниковых сетей и сократила срок владения незанятой позицией и неиспользуемым ресурсом до пяти лет, с возможностью продления его на два года только в случае форс-мажорных обстоятельств, связанных с реализацией спутниковой сети.

В связи с этими решениями МСЭ у ряда стран, в том числе и у нашей, возникли сложности, так как установленные ими сроки развертывания многих систем, согласно поданным ранее заявкам, уже истекают. Администрация связи России как правопреемник Администрации связи бывшего СССР проводит в Бюро радиосвязи МСЭ целенаправленную международно-правовую защиту частотных присвоений по 208 спутниковым сетям, космические станции которых размещаются в 83 точках стояния на геостационарной орбите, а также по девяти спутниковым сетям с космическими станциями, используемыми на других типах орбит. Особенность этого заявленного орбитально-частотного ресурса состоит в том, что в Бюро радиосвязи МСЭ около 100 спутниковых сетей зарегистрированы под аббревиатурой URS (СССР), причем 47 из них имеют зарегистрированные частотные присвоения в соответствующих орбитальных позициях на геостационарной орбите.

В 1991—1993 гг. Администрация связи России сумела скорректировать часть заявок на ресурсы и переназначить аббревиатуру администрации на RUS (Россия). Но только часть, всего по 103 спутниковым сетям (24 нотифицированы, 44 находятся в стадии координации с ССС иностранных государств, 35 — в стадии предварительной публикации).

По соглашению стран — участниц МСЭ приняты два принципа выделения орбитально-частотного ресурса — распределительный и координационный. Распределительная система «раздает» определенный ограниченный объем ресурсов конкретным службам. Примером распределительного решения МСЭ может служить Всемирный План вещательной службы, по которому все государства, в том числе Россия, получили на длительный срок орбитально-частотный ресурс на геостационарной орбите для развертывания сетей национальных систем непосредственного телевизионного вещания (до следующего пересмотра этого плана —как минимум лет двадцать). Выделенный на распределительной основе ресурс распределяется ГКРЧ внутри страны с учетом лицензий на вид деятельности (см. рисунок).

Однако большинство ССС получают ресурсы на координационной основе. Страна, планирующая создание спутниковой системы, заранее публикует (через МСЭ) ее основные характеристики, проводит их согласование (через свою Администрацию связи) со всеми владельцами соседних ССС, чьи интересы затрагиваются. Единственно законной основой для закрепления международного права на занятие орбитальной позиции является вывод на нее спутника после завершения международной координации параметров ССС с системами других стран и ее нотификации в Регистре МСЭ. Если спутник не введен в действие в установленные процедурами сроки, то нереализованный орбитально-частотный ресурс аннулируется МСЭ и поступает в общий пул ресурсов для координации в интересах других спутниковых систем, заявленных в этой позиции.

Рассмотренная процедура соответствует принципу «первым пришел — первым обслужен». Учитывая ограниченный орбитально-частотный ресурс геостационарной орбиты, при таком принципе получение места на орбите не гарантируется тем странам, которые по тем или иным причинам не могут сейчас создавать собственные спутниковые системы или опаздывают с реализацией заявленных систем в регламентированные сроки.

Присвоения для НТВ России

Орбитальные позиции космической отечественной группировки, юридически оформленные в МСЭ, охватывают как западную, так и восточную дуги геостационарной орбиты. Очевидный избыток планировалось использовать для обеспечения международно-правовой защиты действующих и перспективных спутниковых сетей Российской Федерации. Типичный пример ситуации, сложившейся вокруг российских орбитальных позиций 14? и 11? з. д. (табл. 1 и 2), показывает, как другие страны заполняют ближайшие орбитальные точки.

Сложная финансово-экономическая обстановка в нашей стране привела к тому, что изготовление и запуск космических аппаратов стали исключительно трудной проблемой. И если ее не решить, то, в соответствии с действующими международными процедурами, Россия потеряет как заявленные и находящиеся в стадии координации, так и уже нотифицированные позиции спутниковых сетей. Многие заявленные в МСЭ российские ССС хронически не выходят из стадии «бумажных» проектов, а их международно-правовая защита не проводится. Учитывая эти обстоятельства, ГКРЧ приняла решение об аннулировании опубликованных в МСЭ материалов по тем спутниковым сетям, которые не разрабатываются и для которых не проводится координация с иностранными государствами (в частности, по сетям «Прометей» и «Бумеранг»).

В сложившейся ситуации выигрывает тот, кто покупает серийные спутники лидеров мировой космической промышленности. Они-то способны в сжатые сроки изготовить и запустить мощные современные КА.

Государственное регулирование

В настоящее время законодательно-правовая основа деятельности в области использования радиочастотного спектра в нашей стране определяется федеральным законом «О связи». Статья 12 этого закона гласит: «Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи является исключительным правом государства».

Орбитально-частотный ресурс, используемый для связи и вещания в Российской Федерации, определен постановлением Правительства РФ № 1016 от 2.09.98. Расширение ресурса осуществляется в порядке, установленном Администрацией связи Российской Федерации. Заполнение позиций космическими аппаратами связи происходит в рамках Федеральной космической программы России и в соответствии с планом замены космических аппаратов, выработавших свой ресурс, а также по заявкам пользователей.

Новые потребности в услугах связи и переход страны к рыночной экономике обусловили необходимость в изменении государственной политики, в первую очередь в области спутниковых телекоммуникаций. Сегодня уровень развития спутниковой связи нельзя признать удовлетворительным, и причин тут несколько.

Спутниковая группировка состоит в основном из устаревших спутников «Горизонт» и «Экран-М», разработанных в конце 70-х гг., а также чуть более современных спутников «Экспресс», которые, к сожалению, печально известны своей низкой эксплуатационной надежностью.

Законы и органы надзора

Действующая сегодня спутниковая система (или ее остатки) экономически не эффективна из-за малого срока службы спутников и их ограниченной пропускной способности. Неудивительно, что из-за отсутствия перспективных и конкурентоспособных спутников и несвоевременной замены спутников в орбитальной группировке национальная спутниковая система связи и телевидения оказалась в критическом состоянии.

Чтобы исправить положение и конкретизировать статьи закона «О связи» с учетом текущего момента, по предложению Минсвязи России, согласованному с федеральными органами исполнительной власти, Правительство РФ постановлением № 88 от 1.02.2000 утвердило «Основные положения государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса РФ». В документе определены задачи и обязанности федеральных органов исполнительной власти и операторов спутниковой связи, а также порядок деятельности участников телекоммуникационного спутникового рынка в области использования и защиты орбитально-частотного ресурса.

Правительством РФ сохранены процедуры и сценарий координации радиоэлектронных средств. Повышен и статус ГКРЧ: федеральный министр по связи и информатизации является теперь председателем комиссии; расширен перечень министерств, ведомств и организации, участвующих в принятии ее решений.

Данный документ закрепил заявленные постановлением от 2.09.98 приоритеты распределения орбитально-частотного ресурса, обязательные к соблюдению ГКРЧ. А они предусматривают следующую очередность выделения ресурсов:

  • российские спутниковые системы связи;
  • спутниковые системы связи международных организаций, членом которых является Россия (Intersputnik, Intelsat, Eutelsat, Inmarsat и др.);
  • спутниковые системы связи, находящиеся под юрисдикцией иностранных государств, чьи сети скоординированы с сетями Администрации связи России.

В нем также конкретизированы задачи ГКРЧ, причем особо подчеркивается, что ее решения в области распределения и использования радиочастотного спектра обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами и служат основой для координации работы радиоэлектронных средств всех пользователей радиочастотного спектра вне зависимости от того, являются ли они членами Комиссии или нет.

Другой государственный орган, представляющий собой часть системы регулирования использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского применения, — Служба государственного надзора за связью в РФ при Минсвязи России. Ее функции хорошо известны. В настоящее время проводится реорганизация этой службы для повышения эффективности ее работы. Самый свежий документ Правительства РФ — постановление № 56 от 28.03.2000, которое утвердило Положение о Минсвязи России, закрепило перечисленные функции министерства и его департаментов по регулированию радиочастотного спектра.

В государственную систему регулирования входят также радиочастотные органы ряда министерств и ведомств — основных потребителей спектра, а кроме того, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, который создает нормативную базу и занимается сертификацией выпускаемых и закупаемых за границей радиоэлектронных средств по параметрам электромагнитной совместимости.

Все законодательные и нормативно-правовые акты, принятые в Российской Федерации, касающиеся регулирования использования радиочастотного спектра и орбитального ресурса, содержатся в Радиорегламенте РФ. Этот документ официально опубликован и доступен широкому кругу пользователей.

В последнее время активное участие в процессе регулирования стали принимать ассоциации, созданные операторами и пользователями связи, — Некоммерческое партнерство «Национальная ассамблея спутниковой связи» (НАСС) и Радиоассоциация. Руководство этих ассоциаций включено в состав ГКРЧ и тоже участвует в подготовке и принятии регламентирующих документов.

Наглядным примером такой деятельности послужило непосредственное участие А. С. Матвеева, исполнительного директора НАСС, в подготовке материалов для заседания ГКРЧ и соответствующего приказа Госкомсвязи России по малым земным станциям с диаметром антенн 3,8 м и менее. Документы, выработанные на основе этих материалов, опубликованы отраслевыми журналами.

Что же касается орбитальных частотных присвоений, которые заявлены в МСЭ и пока не освоены Россией, то будем надеяться, что Администрация связи России приложит все усилия для их международно-правовой защиты, а отечественная космическая промышленность сумеет реализовать новую программу современных спутников, направленную на пополнение российской орбитальной группировки.

ОБ АВТОРЕ

Александр Жилин — начальник отдела спутниковой связи и координации орбитально-частотного ресурса и позиций Департамента радио, телевидения и спутниковой связи Минсвязи России. С ним можно связаться по адресу: radiotv@ptti.gov.ru.


Федеральный орбитально-частотный ресурс (постановление № 1016 от 2.09.98)
Спутниковые сети «Экспресс», «Море» и «Волна» в десяти орбитальных позициях ГСО11? з. д., 14? з. д., 40? в. д., 53? в. д., 80? в. д., 90? в. д., 96,5? в. д., 103? в. д., 140? в. д., 145? в. д.
Сети НТВ в пяти орбитальных позициях ГСО36? в. д., 56? в. д., 86? в. д., 110? в. д., 140? в. д.
Сети ФСС «Руслан» и «Зеркало» в трех орбитальных позициях ГСО61? в. д., 88,1? в. д., 138,5? в. д.

Предельные сроки завершения координации основных заявленных Россией спутниковых сетей
СетьСрок, год
«Экспресс» (13 ОП)2000
«Волна-103E», «Марафон-4» (160W)2001
«Купон» (4 ОП), «Кросна-1» (76E), «Марафон» (7 ОП), «Коминком» (85E)2002
«Ямал-1» (2 ОП)2003
«Коминком-76E», «Ямал» (6 ОП)2005

Вести с коллегии Минсвязи

На семинаре-совещании, посвященном итогам работы и перспективам развития радиоотрасли, рассматривались не только сети проводного радио- и телевещания. Огромное внимание присутствующие уделили российской спутниковой группировке, играющей важную роль в структуре взаимоувязанной сети связи (ВСС) страны и в организации магистральных и международных каналов, а также зоновых связей в удаленных и труднодоступных регионах РФ.

В прошлом году усилия ГП «Космическая связь» (ГПКС) были направлены прежде всего на поддержание в работоспособном состоянии и восполнение национальной орбитальной группировки. Эти задачи обусловлены тем, что спутники связи уже выработали свой гарантированный ресурс и, кроме того, сократилось число действующих транспондеров. Ситуация осложнилась и по причине выхода из строя двух космических аппаратов (КА) «Горизонт», а также неудачного запуска (27 октября 1999 г.) КА «Экспресс-1А».

Однако уже в декабре специалисты ГПКС и НПО Прикладная механика (НПО ПМ, г. Красноярск) смогли восстановить работу трех стволов КА «Горизонт-32» (точка стояния — 1450 в. д.). Кроме того, стремясь повысить эффективность использования емкости КА, радиокомпании «МПТР России» и ВГТРК начали аналого-цифровое вещание через один ствол КА «Горизонт» (400 в. д.) двух программ — РТР и «Культура». Эти же компании совместно с НПО «Кросна» разработали проект модернизации действующих сетей вещания «Москва», «Орбита» и «Экран» с целью перехода на цифровые методы передачи информации.

В 2000 г. будут развернуты экспериментальные участки цифрового вещания в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде и принято окончательное решение о выборе национального цифрового стандарта. Кроме того, планируется передать на утверждение в государственные органы федеральный закон «О кабельном телевидении», который определит правила построения и использования не только телевизионных кабельных сетей, но и систем MMDS, MVDS и LMDS в России.

Пути развития спутниковой связи определены в «Генеральной схеме спутниковой составляющей первичной сети ВСС России», разработанной ОАО «Гипросвязь». В ближайшее время эта схема будет принята на заседании ГКЭС.

В рамках Федеральной космической программы ГПКС и НПО ПМ совместно с французской компанией Alcatel Espace реализуют проект создания серии КА «Экспресс-А», который предусматривает производство трех спутников общей емкостью 51 транспондер. (Недавно был успешно запущен второй КА данной серии, см. «Сети», 2000, № 4, с. 14). В первом полугодии будет выведен на орбиту еще один такой же спутник.

Интересное решение, направленное на пополнение национальной группировки, было принято в Минсвязи после того, как появилась реальная опасность утраты не используемых сейчас позиций на орбите, ранее закрепленных МСЭ за нашей страной. С этой целью предполагается вывод в эти точки малых спутников с числом ретрансляторов не более десяти. Решить такую задачу в существующих экономических условиях намного легче, чем создавать тяжелые и мощные КА типа «Экспресс». Данные меры позволят сохранить закрепленные за Россией точки стояния и частоты (только ГПКС владеет десятью позициями) и обогатить спутниковые ресурсы страны, столь необходимые для организации надежной связи и вещания в отдаленных регионах.

На совещании также рассматривались возможности обеспечения пользователей спутниковых и кабельных сетей вещания дополнительными услугами, в частности асимметричным доступом в Internet, видеоконференц-связью и т. п. Однако, к сожалению, из выступлений руководителей отрасли и представителей ее головного научного института — НИИ Радио — можно было сделать только один вывод: среди руководства отрасли нет понимания важности данного вида услуг в повышении культурного, профессионального, образовательного и прочих уровней населения. И хотя иногда все-таки звучали идеи «конвергенции телевидения и Internet», которые давно реализованы в Европе и Америке, порой казалось, что некоторые из присутствующих не только никогда не видели Web-страниц, но и считают все это не более чем данью моде.


Регулирование радиочастотного спектра — это комплекс правовых, административных, организационных и технических мер, основанных на соответствующих федеральных законах и нормативных правовых актах, нормативно-технической документации, а также на международных соглашениях. Цель регулирования — обеспечить эффективное использование радиочастотного спектра и электромагнитную совместимость радиоэлектронных средств.