Однако большинство из них специализируется на международной связи. Сотрудникам ИАЦ «Телекоммуникации» удалось обнаружить только четырех провайдеров («Ситек», «ОСС», «Ринотел» и «Зонд-Холдинг»), которые обещают связь с любой точкой России и по приемлемым тарифам (у некоторых операторов минимальная стоимость телефонной карты составляет 1000 руб. и выше). В самый последний момент из этого списка выбыла компания «Ситек», припасшая для клиентов ряд «сюрпризов» (например, с каждого клиента взимается регистрационный «налог» в размере 2 долл., а при звонках в Санкт-Петербург за каждый сеанс связи берется дополнительно 5 центов).

Способ продажи телефонных карт

Наиболее удобным вариантом оказалась покупка карточки корпорации «ОСС»: в Москве имеется около 120 магазинов, где можно приобрести карту «ОСС-плюс». Компания «Ринотел» продает карточки только у себя в офисе, расположенном в центре Москвы. «Зонд-Холдинг» также распространяет телефонные карты через офис, однако, по заверению сотрудников компании, вскоре должно открыться около 60 точек для их продажи. Кроме того, здесь есть возможность оплаты через любое отделение Сбербанка. После поступления денег на счет «Зонд-Холдинга» покупатель может получить PIN-код по электронной почте.

«ОСС» предлагает карты за 5, 10, 25, 50 и 100 долл. Телефонные карты «Ринотела» продаются по номиналу в 20, 50 и 100 долл. Стоимость карточек «Зонд-Холдинга» — 150 и 500 руб.

Тарифы

Стоимость минуты разговора в сети корпорации «ОСС» составляет 25 центов (с Санкт-Петербургом — 16 центов). Тарификация звонка — посекундная. В сети «Ринотела» стоимость минуты варьируется от 15 до 39 центов в зависимости от зоны. Всего предусмотрено шесть зон, причем первой (15 центов) является Москва. Тарификация звонков — поминутная. Минута разговора в сети компании «Зонд-Холдинг« стоит 20 центов. Тарификация — посекундная.

В настоящее время дневные тарифы (с 8 до 20 часов) «Ростелекома» на обычную автоматическую междугородную телефонную связь составляют от 2,09 руб./мин (при расстояниях до 100 км) до 14,25 руб./мин (более 6000 км). Очевидно, что услуги IP-телефонных операторов становятся выгодными при звонках на расстояния как минимум свыше 100 км (тариф «Ростелекома» для зоны 100—600 км составляет 4,34 руб., или приблизительно 16 центов).

Описание сетей

Сеть «Ринотела» построена на основе оборудования фирмы Dialogic и ПО Vocaltec Telephony Gateway. Связь в пределах СНГ осуществляется по каналам передачи данных компаний Global One и «Совинтел». Основное направление деятельности компании «Зонд-Холдинг» — развитие собственной цифровой спутниковой сети. Однако для оказания услуг IP-телефонии используются кабельные линии связи и оборудование Clarent. Сеть корпорации «ОСС» базируется на оборудовании Vocaltec.

Оборудование

Для того чтобы воспользоваться услугами IP-телефонии, понадобится телефонный аппарат с тональным набором. Именно такие телефоны обеспечивают набор не только номера узла оператора, но и обязательного PIN-кода, указанного на телефонной карте, кода города и номера вызываемого абонента.

Качество связи у всех провайдеров приблизительно одинаковое. Довольно сильное эхо вначале затрудняет разговор (по прошествии определенного времени на него перестаешь обращать внимание). Соединение происходит довольно быстро. Слышимость хорошая, пожалуй, даже лучше, чем при аналоговой связи. Временами окончания фраз собеседников обрываются (что, вероятнее всего, связано с потерей IP-пакетов), однако это не сказывается на восприятии информации.

Если во время разговора по сети «ОСС» заканчиваются деньги на счете, то оператор предупреждает об этом за 15 с до отключения. Такая же услуга существует и в сети «Зонд-Холдинга», однако в нашем случае она почему-то не сработала. Разговор в сети «Ринотела» был также отключен без предупреждения.

По надежности IP-телефония уступает традиционной. Так, к примеру, целый день (с 10 до 16 часов 17 января) не работала сеть «Ринотела». В службе технической поддержки заявили, что «завис» сервер, причем даже неизвестно, по какой причине. В этой же сети 28 января слышалось такое сильное эхо, что практически невозможно было вести разговор. А в сети «Зонд-Холдинга» был случай, когда после набора номера произошло разъединение и раздался голос оператора: «Разговор окончен».

Кроме того, ни по одной из протестированных сетей не удалось отправить факс в другой город с факсимильного аппарата. Компании «Ринотел» и «Зонд-Холдинг« предлагают услугу по отправке факсов с компьютера, однако этот сервис оплачивается дополнительно (за каждый доставленный факс).

Получение статистики

Проверить состояние лицевого счета можно на Web-сервере оператора («ОСС») или в справочной службе всех трех компаний. По окончании срока действия телефонных карт я обратился к провайдерам за статистикой проведенных разговоров. Система выдачи необходимой информации наиболее отлажена у корпорации ОСС. Через 15 мин после отправки сообщения оператору PIN-кода данные прислали по электронной почте. Сразу выяснилось, что стоимость минуты разговора составляет не 25 центов, как указано в тарифном плане, а 30 (компания забыла указать «без учета НДС»). В тарифах остальных операторов приведены суммы, включающие все налоги. В «Ринотеле» статистику высылает тот сотрудник, у которого была приобретена карточка. Полученная информация показала, что на счете осталось 13 центов, что в свою очередь свидетельствует о неправильном отключении автоматом телефонного разговора. В компании «Зонд-Холдинг» выдача статистических данных стоит 1 долл. К тому же за ними надо ехать в офис оператора.

Вердикт

Ведение бизнес-переговоров IP-телефония пока обеспечить не может, поскольку ее надежность непредсказуема. Однако для личных нужд эта технология является оптимальным решением, так как при междугородных звонках на расстояние свыше 100 км она, как правило, более выгодна экономически, а качество связи предоставляет вполне достаточное.

Об АВТОРЕ

Андрей Тутов (telforum@dol.ru) — ведущий специалист ИАЦ «Телекоммуникации» по компьютерным технологиям.