В прошлом году компания потратила около 2 млрд долл. на приобретение производителей оборудования для беспроводных сетей передачи данных, и вряд ли мы сильно ошибемся, утверждая, что такие сети уже в скором времени станут очередным хитом коммуникационной индустрии.

По заверениям же руководителей самой Cisco Systems, последние крупные инвестиции пришлись как нельзя кстати: ведь рынок беспроводных ЛВС переживает бурный подъем, а широкополосный доступ к корпоративным сетям сегодня занимает первые строчки в списке пользовательских приоритетов.

«Что касается сроков нашего выхода на рынок беспроводных технологий и затраченных на это усилий, то момент выбран крайне удачно», — заявил в интервью еженедельнику Network World президент и генеральный директор корпорации Cisco Джон Чемберс.

Напомним, что в ноябре прошлого года Cisco анонсировала планы приобретения за 799 млн долл. компании Aironet Wireless Technologies, известного поставщика оборудования для беспроводных сетей (наш комментарий см. в журнале «Сети», 1999, № 12, с. 112. — Прим. ред.). Еще раньше, в феврале 1999 г., корпорации Cisco и Motorola сообщили о начале совместной деятельности по разработке и коммерческой реализации среды для развертывания беспроводных сетей доступа в Internet; стоимость проекта составляет около 1 млрд. долл. В организационном плане работы ведутся в компании SpectralPoint Wireless, образованной фирмами Cisco и Motorola на базе предварительно приобретенного техасского отделения Bosch Telecom. Предполагается, что SpectralPoint Wireless сконцентрирует усилия на создании технологии передачи данных, голоса и видео по каналам фиксированной беспроводной связи на «последней миле».

Без малого полгода назад, в октябре 1999 г., Cisco объявила о сотрудничестве еще с десятью компаниями (в число которых, впрочем, вошла и Motorola) с целью разработки стандартов на услуги широкополосной беспроводной связи в Internet, а уже через месяц выпустила первые продукты, базирующиеся на предложенных стандартах.

Итак, что же за всем этим стоит? Если говорить о мировом рынке широкополосных систем LMDS (Local Multipoint Distribution Services), то, согласно оценкам некоторых аналитических фирм, его объем в 2003 г. превысит 2 млрд долл. Основания для столь оптимистичных прогнозов просты: технология фиксированного беспроводного доступа LMDS позволяет обойтись без обычных телефонов и проводных линий. Руководители Cisco вполне разделяют этот оптимизм. Так, по мнению Марка Милаццо, директора корпорации по развитию бизнеса беспроводных систем, высокоскоростные технологии фиксированного доступа способны составить достойную конкуренцию системам на базе цифровых абонентских линий и сетей кабельного телевидения.

По прогнозу исследовательской корпорации IDC, объем рынка беспроводных каналов в составе локальных сетей в 2003 г. превысит 280 млн долл., тогда как в завершившемся 1999 г. он равнялся 168 млн. долл. (ежегодный рост в среднем на 14%). Ожидается, что в течение ближайших трех лет рекордные объемы оборудования для таких сетей будут проданы как традиционным категориям заказчиков (представителям торговли и транспорта, владельцам складских хозяйств), так и тем клиентам, которые прежде не проявляли особого интереса к беспроводным технологиям (медицинским и образовательным учреждениям, а также домашним пользователям).

Беспроводные технологии уже давно снискали славу эффективного решения для передачи голоса. Около десяти лет назад возникло ощущение, что настоящий их звездный час пробьет тогда, когда дело дойдет до транспортировки данных. Довольно долго этому ощущению не суждено было материализоваться, но в последнее время ситуация заметно изменилась.

Значительное падение цен на абонентские устройства мобильной связи привело к резкому обострению конкуренции. Чтобы сохранить прибыльность своего бизнеса в изменившихся условиях, производители оборудования и поставщики услуг вынуждены ломать голову в поисках технических находок и маркетинговых идей, отличающих их продукты от предложений конкурентов. Милаццо считает, что путь к подобной дифференциации лежит через передачу данных и услуги сетевого доступа. Этому способствует и тот факт, что в ряде стран мира (к которым, правда, сегодня не относятся ни США, ни Россия. — Прим. ред.) мобильный телефон является доминирующим средством коммуникаций.

С экономической точки зрения технология фиксированного широкополосного радиодоступа является достаточно эффективной, а главное, не заставляет пользователей арендовать линии связи у операторов или прокладывать новый кабель. А преимущество устанавливаемых антенн состоит не только в переносимости, но и в способности поддерживать до восьми каналов T1.

Что же касается беспроводных локальных сетей, то увеличение скорости передачи данных с 2 до 11 Мбит/с, а также расширение базового стандарта 802.11, предложенное соответствующими рабочими группами IEEE, воскресило этот сегмент рынка, одно время пребывавший в полном забвении.

«Для Cisco такое эволюционное развитие совершенно естественно прежде всего потому, что компания внесла значительный вклад в становление рынка кабельных сетей передачи данных, — подчеркивает Ларри Свеси, вице-президент исследовательской фирмы Allied Business Intelligence (ABI). — Теперь изрядная доля данных начинает мигрировать в эфир. Отсюда изменение приоритетов у поставщиков информационных услуг в Internet, операторов беспроводной связи и производителей аппаратных и программных средств. Все они проявляют неподдельный интерес к стандартам, которым предстоит регламентировать обмен трафика по беспроводным сетям. В течение десятилетия мы будем наблюдать неуклонное возрастание доли данных, передаваемых по беспроводным каналам». На ближайшие пять лет специалисты ABI прогнозируют устойчивый рост продаж абонентских устройств широкополосного доступа и оборудования для беспроводных локальных сетей (см. диаграммы).

На рынке средств фиксированного доступа продукция Cisco сегодня представлена комплектом WT2700 Wireless Technology Suite, включающим беспроводные интерфейсы для маршрутизаторов uBR7246 и uBR7223. Все эти устройства обеспечивают беспроводную двунаправленную передачу смешанного трафика (данные, голос и видео) в корпоративные сети или на компьютеры домашних пользователей.

Представители семейства WT2700 используют технологию векторного ортогонального частотного уплотнения каналов (VOFDM), оптимизированную для применения как в густонаселенных городских районах, так и в сельской местности. По утверждению представителей Cisco, она позволяет преодолеть ограничения на дальность и направление связи (наличие прямой видимости), площадь покрытия и размеры антенн, которые являются ахиллесовой пятой многих патентованных беспроводных систем, работающих в нижней части микроволнового диапазона.

Если говорить об оборудовании для беспроводных локальных сетей, то приобретение Aironet предоставило в распоряжение фирмы Cisco адаптеры беспроводных ЛВС и оборудование точек доступа, обеспечивающее связь с проводной коммуникационной инфраструктурой и управление трафиком. Кроме того, в ассортименте продукции Aironet имеются беспроводные мосты, используемые для организации связи между зданиями в топологиях «точка—точка» и «точка—многоточка».

Среди корпоративных заказчиков бывшей Aironet — такие представители «500 крупнейших компаний» журнала Fortune, как Dell, Ford, Hewlett-Packard, IBM Microsoft. Эта клиентская база перешла к новому хозяину.

Согласно прогнозам аналитиков из фирмы ABI, уже в этом году миллионы абонентов воспользуются протоколом WAP для беспроводного доступа в Internet. Этот протокол, обеспечивающий доступ к глобальным сетям и телефонным сервисам с сотового терминала или иного мобильного беспроводного устройства, открывает перед операторами связи новые возможности.

«По беспроводным сетям никогда не будет передаваться трафик такого же объема, как по проводным, — признает Свеси. — Тем не менее операторы будут вынуждены предлагать услуги беспроводной передачи данных по мере роста доли мобильных пользователей телефонных и вычислительных сетей. Для корпорации Cisco это обстоятельство гарантирует по крайней мере десять лет устойчивого роста.

ОБ АВТОРЕ

Джим Даффи — старший редактор еженедельника Network World.


Беспроводные технологии прокладывают дорогу к корпоративным сетям

Источник: Allied Business Intelligence.

Предсказываемый аналитиками рост продаж абонентского и базового оборудования для беспроводных сетей в течение ближайших лет неизбежно затронет и корпоративные сети. Это означает, что популярность беспроводных ЛВС будет только возрастать

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями