К нашему величайшему сожалению, с докладами об услугах широкополосного доступа по спутниковым каналам выступили только два человека — Олег Кажарский (компания «Классика») и Леонид Брусиловский («Сеть-Сервис»). Следует сразу отметить, что оба решения ориентированы на асимметричный доступ и используют не российские спутники: первое — Intersat 604 (600 в. д.), а второе — Asiasat 3S (105,50 в. д.).

«Классика» представляла систему высокоскоростного асимметричного доступа HeliosNet, созданную ею совместно с МГТРК «МИР» на базе спутниковых емкостей, арендуемых последней у Intelsat. (Хотелось бы заметить, что данный КА не относится к самому новому поколению спутников: он был запущен в июне 1990 г., а в настоящее время еще и нестабилен.) Зона обслуживания этого КА распространяется на восток только до Уральского хребта.

Доступ в международную сеть Internet обеспечивается через узел HeliosNet в Москве по каналу 6 Мбит/с. Не углубляясь в описание возможностей и услуг HeliosNet (они достаточно подробно изложены в докладе, напечатанном в сборнике материалов конференции), оценим минимальную стоимость широкополосного доступа для индивидуального пользователя в Москве (поскольку чем дальше от столицы, тем дороже антенна). Суммируем единовременные затраты: спутниковый модем — 350 долл., антенна (0,9 м) — 30 долл., конвертор — 30 долл., плата за подключение — 50 долл. Всего — 460 долл., и это без предоплаты за трафик (допустим, 2 Мбайт), что добавит еще 340 долл. Итого — 800 долл. Использование канала (неограниченный объем трафика) превратит эту цифру в 1560 долл. (при нулевом CIR).

Такая цена кажется, мягко говоря, высоковатой. Именно поэтому среди нескольких десятков корпоративных пользователей HeliosNet (в основном провайдеров Internet и организаций) «индивидуалов» — единицы.

Приведенный в сборнике конференции доклад Л. Брусиловского можно назвать расширенной версией его же статьи в нашем издании (см. «Сети» 1999, № 12, с. 102). «Расширение» коснулось стоимостных характеристик разных спутниковых систем и используемого для подключения оборудования. Однако его выступление несколько отличалось от представленного печатного текста. В нем он выделил два типа услуг спутникового Internet — канальные (для провайдеров и крупных корпораций) и информационные (для «индивидуалов» и рынка SOHO).

Предлагаемый компанией «Сеть-Сервис» канальный сервис Thaicom Protrunk доступен на значительной территории России, выходит в Internet-магистраль США через шлюз в Дубаи (ОАЭ), имеющий два канала с пропускной способностью 45 Мбит/с в международную Сеть — UUNet и GTE (BBNPlanet). Приведенные в докладе цены спутникового канала существенно ниже наземного, к тому же они коррелируют с гарантированной «информационной» скоростью (CIR).

Конкурирующая с «Классикой» услуга относится ко второму типу и тесно связана с системами комбинированного доступа (СКД). Г-н Брусиловский акцентировал внимание на трех основных достоинствах СКД, предлагаемых его фирмой. Первое — обширная зона покрытия КА, второе — высокая пропускная способность канала в Internet-магистраль и третье — повременная оплата доступа.

У спутника Asiasat 3S (мультимедийная платформа Astra Gen2) зона обслуживания с хорошими энергетическими показателями охватывает большую часть РФ (исключен только север Чукотки). КА принадлежит фирме Phoenix.Net, одним из учредителей которой является компания Asiasat, а контрольный пакет Asiasat принадлежит консорциуму SES — оператору европейской спутниковой системы ASTRA. Платформа расположена в Китае (в Гонконге). Предлагаемая «Сеть-Сервисом» услуга спутникового Internet носит название SpeedCast. В рамках той же используемой на Asiasat 3S технологии Phoenix.Net клиенты «Сеть-Сервиса» могут воспользоваться и другими услугами, например широковещательной или групповой потоковой и файловой рассылкой, а значит, возможностью получать электронные газеты, организовывать корпоративное цифровое IP-телевещание или дистанционное образование, а также иметь доступ к финансовым информационным системам в режиме реального времени.

Джентльментский набор пользователя СКД будет стоить не менее 500 долл. (модемная плата + конвертор + антенна + регистрация), но повременная плата за трафик — 2 долл./ч — даст ему существенный выигрыш. За такие деньги, живя не в столицах, уже можно подумать о спутниковом Internet на дому. Плохо только одно: диаметр антенны не менее 2 м, так как Asiasat 3S работает в С-диапазоне.

Конечно, оба представленных проекта интересны. Но главный вывод неутешителен. Похоже, в России услуга спутникового Internet в масштабах всей страны пока явно не востребована. И на это косвенно указывает тот факт, что представители Diamond, которые совсем недавно были главными апологетами DirectPC, на нынешней конференции не сочли нужным представлять данное решение, а на заседании «круглого стола» как бы невзначай бросили фразу об отсутствии в России спроса на этот вид услуг. Ответ на вопрос, почему услуги спутникового доступа в Internet в нашей стране не востребованы, на мой взгляд, — тема совсем другой дискуссии.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями