По платью встречают, да по уму провожают.
Русская пословица

В конце прошлого года в нашей стране родилась новая академия — Российская Академия Интернет. В разосланном в СМИ пресс-релизе сообщалось, что таковая учреждена как «самостоятельная творческая организация» и ее целями являются «содействие дальнейшему развитию Интернет в России, популяризация лучших Интернет-произведений в российской и международной аудитории, объединение российских деятелей Интернета для защиты их профессиональных интересов и авторских прав, а также сотрудничество с российскими и зарубежными организациями, деятелями науки и культуры Интернет-сообщества», — уфф, конец цитаты. Но прочтите ее еще раз внимательно. Не кажется ли вам, что цель и виды деятельности такой организации, как академия (если придерживаться традиционной трактовки этого понятия), должны быть несколько иными, а означенные задачи скорее подходят для фонда или ассоциации? Не слепое ли это следование моде?

Не так давно учебные заведения страны, ранее называвшиеся училищами и институтами, стали превращаться в колледжи, университеты и академии. Собственными академиями обзавелись и некоторые министерства. И если в нынешних университетах академиками, по-старинке, называют лишь действительных членов Академии наук России, то в министерских «академиях» таковыми считаются «советские» доктора и даже кандидаты наук. Вот и разберись, кто из них действительный член! Не требовать же, как милиционер: «Предъявите документы!»

«Наша» Академия — в том же ряду. Согласно списку ее академиков-учредителей, самым «научным» из них является Сергей Капица. В число его коллег входят Юрий Башмет и Дмитрий Мендрелюк, Олег Газманов и Владимир Катуков, Андрей Кончаловский и Николай Репин, Стас Намин и Андрей Сербант — всего 54(!) АКАДЕМИКА. Если это шутка, то открытие Академии надо бы приурочить к 1 апреля. Сама идея организации столь масштабного по задачам института с участием, как писали в прежние времена, «представителей интеллигенции» вызывает только положительные эмоции, но зачем же обряжать хорошее дело «продвижения Internet в массы» и «формирования Интернета как весомого общественного явления России» в скоморошьи одежды псевдонаучной деятельности? Не пристало людям культуры и искусства, даже столь известным, и техническим специалистам, стоявшим у истоков российского Internet, наделять друг друга приятными на слух титулами и званиями без должных оснований.

Оставим, однако, внешнюю сторону события и обратимся к сути. Некоторые фразы новоявленных академиков, прозвучавшие на торжественном открытии упомянутой организации, заставили присутствовавших глубоко задуматься — для «технарей» оказалось весьма необычным такое представление о Сети.

Например, Анатолий Прохоров из киностудии «Пилот», который считает себя и своих коллег по Академии, с одной стороны, «друзьями Интернета», а с другой — «ареопагом российского Интернета», выдвинул тезис: «Интернет не имеет отношения ни к технике, ни к компьютерам, поскольку это новое четвертое СМИ». Каково! Конечно, в его словах есть доля правды, поскольку Internet предоставляет поле для публикаций и является источником информации, в том числе оперативной. Несомненно также, что возможности Сети как СМИ следует учитывать при создании информационного наполнения Web-узлов и предоставлении услуг. Но — «не имеет отношения»?..

Вообще, выступления «друзей Интернета» стоило послушать — они были весьма небезынтересными. Многих из академиков беспокоит, что вскоре национальная часть Сети будет «забита» информацией, «сляпанной» на чудовищном языке, определить который как русский можно лишь по начертанию букв. Их опасения отнюдь не назовешь пустыми, поэтому уже сам факт включения в состав Академии таких деятелей науки и культуры, как Юрий Башмет, Александр Житинский, Сергей Капица и Борис Стругацкий, вселяет надежду на то, что в Internet можно будет найти материалы, написанные настоящим русским языком.

Хотелось бы сказать несколько слов по поводу основной (правда, достаточно тривиальной) цели Академии: «Интернет в России должен быть доступен всем». По мнению некоторых уважаемых академиков, для привлечения пользователей к Internet нужно, чтобы они осознали: «Устройство компьютера имеет к Интернету такое же отношение, как устройство печатного станка — к письменности».

Позволю себе с этим не согласиться. Когда образованный обыватель XV века впервые взял в руки книгу, напечатанную на станке Гутенберга, ему не нужны были никакие дополнительные знания и приспособления для ее прочтения, чего не скажешь об Internet. Пользователь Сети должен располагать хотя бы минимальными сведениями об устройстве ПК и обладать основными навыками общения с ним, как то: умение выбирать нужный пункт меню, вводить время от времени «загадочные» сочетания символов и т.п. Мне могут возразить, что теперь этому учат в любой школе. Действительно, учат, но, вопреки распространенному мнению, далеко не во всякой школе, особенно вне пределов Москвы. Кроме того, академики почему-то забывают, что для выхода в Internet необходимы, как минимум, не только ПК, но и такая мелочь, как модем (который, кстати, нужно уметь настроить). А оборудование и подключение к Сети «стоят денег», причем по российским меркам, немалых. В ближайшем будущем требуемые средства вряд ли появятся у каждого «среднестатистического» жителя России.

Итак мне кажется несколько наивным надеяться на быстрое распространение Internet в России. Возможно, «заграница» в чем-то нам и поможет (ведь стала же Intel титульным спонсором «Национальной Интел Интернет премии»), но на значительные «подарки», с помощью которых можно будет реализовать благородную цель интернетизации всей страны, рассчитывать не приходится.

Что же касается новой Академии, давайте судить о ее «явлении» по будущим результатам. Согласитесь, сама по себе идея организации сообщества людей, столь разных по профессиональной принадлежности и своим «неинтернетовским» интересам, является небанальной. А многие научные и культурные «откровения» появились на свет именно благодаря нетрадиционному подходу их авторов к тому или иному вопросу. Если Академия сумеет дать дополнительный толчок развитию национальной части Internet, то честь ей и хвала. Вдруг и вправду через год-другой Сетью будет охвачен хотя бы каждый пятый дом России и в наших «.ru» появятся оазисы новой гуманитарной среды, взлелеянной усилиями учредителей Академии Интернет?