Хайнцем Розенброком, рассказала собравшимся о структуре ETSI, основных направлениях его деятельности и изложила свой взгляд на отдельные телекоммуникационные технологии, развитие которых определит состояние отрасли связи, по крайней мере, на ближайшее десятилетие.

Структура и функции

Решение об учреждении ETSI было принято в марте 1988 г. Штаб-квартира этой организации расположена в Sophia Antipolis — довольно известном среди специалистов местечке на южном берегу Франции (примерно в 40 минутах езды на запад от Ниццы), где разместились европейские штаб-квартиры многих компьютерных, сетевых и телекоммуникационных компаний.

Возможно, благодаря своему названию ETSI нередко воспринимается как чисто региональная организация, деятельность которой затрагивает интересы только одного континента. Идет ли речь о профессиональной прессе, о технических или рекламных материалах отдельных производителей, ETSI упоминается заметно реже, чем другие международные органы стандартизации, например ISO, ITU и IETF, или промышленные консорциумы (чье общее число уже перевалило за 900) вроде ATM Forum, DAVIC или W3C.

Между тем руководство ETSI рассматривает его как разработчика стандартов для глобального рынка, которые могут найти (и находят) применение за пределами Европы. Действительно, по своей значимости для мировой телекоммуникационной индустрии некоторые стандарты и спецификации, вышедшие из стен ETSI, не уступают аналогичной «продукции», скажем, Комитета по телекоммуникациям Международного союза электросвязи (ITU-T); в качестве примеров достаточно назвать DECT, GSM, TETRA и UMTS. Более того, как известно, принимаемые тем же ITU-T, подчас недостаточно детализированы либо имеют слишком много опций. При необходимости их «доводку» с учетом ситуации на европейском телекоммуникационном рынке берет на себя ETSI.

Таким образом, с функциональной точки зрения деятельность ETSI осуществляется в двух дополняющих друг друга направлениях — адаптация мировых стандартов к европейским условиям и усиление роли европейских государств в выработке международных стандартов. Серьезное значение при этом имеют контакты ETSI с другими организациями — Европейской ассоциацией свободной торговли (EFTA), ITU, IEC, ISO, органами стандартизации отдельных стран, консорциумами производителей. По данным на апрель нынешнего года ETSI объединяет 552 члена, 62 наблюдателя и 83 ассоциированных члена из 50 стран, причем наибольшую активность проявляют производители (их 52%), несколько меньшую — операторы (18%) и поставщики услуг (17%).

Стратегические направления деятельности ETSI заключаются в содействии интеграции разнородных коммуникационных инфраструктур и построению панъевропейских сетей связи, в обеспечении возможности взаимодействия новых сетевых сервисов с уже реализованными, в достижении совместимости терминального оборудования разных изготовителей и в согласовании телекоммуникационных стандартов, действующих в разных странах Европы.

Основными структурными единицами ETSI являются технические органы. К ним относятся технические комитеты (TC), комитеты по проектам (EP) и комитеты по партнерским проектам (EPP). Кроме того, в составе ETSI действуют пользовательская группа и специальные комитеты, которые выполняют ряд административных функций, в частности координируют работу различных подразделений и согласовывают решение возникающих вопросов с другими организациями — Европейской ассоциацией производителей вычислительной техники (ECMA), Европейской группой по информированию о телекоммуникационных стандартах и др. В общей сложности эта структура охватывает более 3500 экспертов, объединенных примерно в 200 рабочих групп.

В настоящее время в составе ETSI работают десять комитетов по проектам. Их названия характеризуют приоритетные направления развития телекоммуникаций на ближайшие годы:

  • ATA (аналоговые терминалы и средства доступа);
  • BRAN (широкополосный радиодоступ);
  • DECT (включая использование этого стандарта в системах фиксированного беспроводного доступа);
  • DTA (цифровые терминалы и средства доступа);
  • EASI (взаимодействие ATM-сервисов);
  • PLT (передача данных по линиям электропитания);
  • PTS (платежные терминалы и системы);
  • TETRA;
  • IPHON (проект в области VoIP);
  • UMTS.

Работа комитетов по проектам в значительной степени определяется текущими потребностями рынка; вот почему после решения поставленных задач или революционных изменений в телекоммуникационной индустрии часть таких комитетов может быть расформирована. Проработка определенных технических аспектов обычно делегируется на субконтрактной основе соответствующим техническим комитетам.

Комитеты по партнерским проектам обладают наибольшей автономией. Организованные по принципу консорциумов производителей, они не обязаны следовать всем внутренним предписаниям, регламентирующим деятельность ETSI. Как ясно из названия, существенное место в их работе занимает сотрудничество с другими стандартообразующими органами; проработка же отдельных технических вопросов и в данном случае может быть поручена техническим комитетам, входящим в состав ETSI. Глобальный партнерский проект, над которым сейчас трудятся эксперты ETSI, связан с технологиями мобильной связи третьего поколения, включая эволюцию сетей GSM и стандарт UMTS. При этом конкретными объектами стандартизации являются базовая инфраструктура сетей подвижной связи, сети беспроводного доступа, сетевые сервисы и терминальное оборудование.

Деятельность технических комитетов и рабочих групп сфокусирована на технологиях, а не на проблемах регулирования рынка. В каком-то смысле эти подразделения — наиболее устойчивые образования в составе ETSI, они работают по своим внутренним программам и, кроме того, выполняют технические задания, поступающие из других комитетов. Надо сказать, что сегодня деятельность ETSI охватывает все сферы телекоммуникаций (в том числе беспроводную связь), а также смежные области эфирного вещания и информационных технологий. В составе ETSI действуют 14 технических комитетов; чтобы составить представление о спектре решаемых ими проблем, упомянем комитеты по информационной безопасности, электромагнитной совместимости и использованию радиочастотного спектра, методам тестирования телекоммуникационного оборудования, передачи трафика и мультиплексирования каналов, по управлению сетями связи (TMN).

ETSI в Центральной и Восточной Европе

14 стран этой части Европы представлены 39 компаниями. Число российских членов организации (5) пока не идет ни в какое сравнение с аналогичными показателями ведущих европейских государств (Великобритания — 131, Германия — 86, Франция — 72). Впрочем, надо признать, что в силу исторических причин вхождение восточно-европейских стран в мировое телекоммуникационное сообщество началось сравнительно недавно, поэтому свою основную задачу в данном регионе руководство ETSI формулирует как максимальное содействие распространению мировых и европейских стандартов, в частности их адаптации к особенностям телекоммуникационных рынков отдельных стран.

Два года назад ETSI разработал стратегическую программу своей деятельности в Центральной и Восточной Европе (Action Plan). Вопросам применения современных технических стандартов и спецификаций в унаследованных сетях связи и информационных системах посвящен документ Phare Programme (в вольном переводе с французского — «Путеводная программа»). Стоит упомянуть и Рекомендации по применению документов ETSI в странах Центральной и Восточной Европы (http://www.etsi.org/ceec/), второе издание которых появилось в мае этого года.

Новая телекоммуникационная директива

Новая директива Европейского сообщества по радио- и терминальному телекоммуникационному оборудованию (R&TTE Directive) должна вступить в силу в апреле будущего года. Ее принятие стало очередным проявлением «Нового подхода» к согласованию технических стандартов, инициированного Европейской комиссией еще в 1985 г.

Этот документ отражает общие тенденции либерализации телекоммуникационной отрасли. Смягчены требования к оборудованию в таких областях, как электромагнитная совместимость и использование радиочастотного спектра, упрощена процедура сертификации оборудования производителями. В качестве базового провозглашен принцип «презумпции соответствия» выпускаемого оборудования согласованным стандартам (Harmonized Standards). Ответственность за «привязку» продукции к этим стандартам остается за производителем, который обязан декларировать такое соответствие, а при желании может обратиться в органы технической экспертизы (Notified Bodies) для его подтверждения.

Действие новой директивы распространяется на все виды оборудования, обеспечивающего подключение к сетям связи, а также на широкий спектр беспроводных устройств. Ее появление обещает заметно упросить процедуру сертификации аппаратных и программных средств связи, а главное, устранить необходимость в сертификации в каждой из стран, куда поставляется продукция. Снимая множество административных ограничений, документ R&TTE заметно сократит путь новых продуктов к пользователю, главным же контролером их качества, по мнению сотрудников ETSI, должен стать сам рынок (естественно, директива не отменяет требования к оборудованию, гарантирующие безопасность для жизни и здоровья потребителя, электромагнитную совместимость и надлежащее использование частотного спектра).

При разработке согласованных стандартов ETSI учитывает деятельность национальных органов стандартизации в отдельных странах, подписывая с ними меморандумы о взаимопонимании. Последние предполагают, что национальные органы стандартизации стараются обеспечить максимальное соответствие местных стандартов регламентирующим документам ETSI.

Одобренная Советом министров стран — членов ЕС и Европейским парламентом, директива R&TTE в первую очередь адресована 15 государствам, входящим в состав Европейского сообщества. Тем не менее, как было подчеркнуто на семинаре, ей могут последовать и другие страны; в частности, переговоры о возможном согласовании стандартов уже велись между ETSI и российским ЦНИИС.

* * *

Зная, какую проблему представляет собой сертификация связного оборудования в нашей стране, остается только гадать, решатся ли (и когда) отечественные органы стандартизации поддаться общеевропейским веяниям, дабы существенно упростить работу производителей оборудования, их местных партнеров, российских операторов связи, а главное, способствовать скорейшему переводу российской телекоммуникационной инфраструктуры на современные технологии.

Сегодня существует ряд обстоятельств, не позволяющих достичь стопроцентного соответствия российских стандартов общеевропейским. Среди них на семинаре назывались специфика отечественных систем связи (значительная протяженность линий, функционирование в тяжелых климатических условиях и т.д.), исторически более жесткие (по сравнению с европейскими) требования к безопасности используемых систем и их воздействию на экологическую обстановку, иная «нарезка» телекоммуникационной отрасли на сферы стандартизации. Возможно, с течением времени влияние некоторых из перечисленных факторов будет ослабевать, действие же других сохранится. Тем не менее руководство ESTI выразило готовность сотрудничать с российскими организациями, занимающимися разработкой и утверждением стандартов в области связи, в том числе с комиссиями Гостелекома и отраслевыми институтами (ЦНИИС, ЦНИЭР и др.). Состоявшийся семинар можно рассматривать как один из первых шагов в этом направлении.

Доступные стандарты

О масштабах деятельности ETSI свидетельствует тот факт, что за одиннадцать лет своего существования эта организация выпустила около 4 тыс. нормативных документов. Продукция ETSI делится на несколько категорий: стандарты, технические спецификации, технические отчеты, специальные отчеты, руководства и др. Соответствующие документы различаются по характеру содержащегося в них материала, назначению, процедурам разработки и утверждения. Не вдаваясь в эти различия, упомянем одно важное обстоятельство, относящееся к дальнейшей судьбе создаваемых ETSI документов.

Тот, кому в силу профессиональных интересов приходилось обращаться к международным стандартам в области связи, наверняка знает, что доступ к ним получить совсем непросто. Так, полные тексты стандартов ITU — безусловно, основополагающей организации в данной области — доступны только за плату (причем немалую). В ответ на запрос, относящийся к какому-нибудь стандарту, посетитель Web-сервера ITU в большинстве случаев получит характеристику, которую трудно превзойти в лаконичности.

ETSI в этом вопросе исповедует более демократичный подход, стремясь максимально содействовать реальному внедрению стандартов, а заодно и пропагандировать собственную деятельность. Несмотря на то, что и эта организация активно распространяет свою продукцию на коммерческой основе (стоимость годовой подписки на комплект из пяти CD-ROM с ежеквартальным обновлением составляет около 2 тыс. долл.), на Web-сервере ETSI существует раздел бесплатной загрузки (http://webapp.etsi.org/publicationssearch/), где можно найти полную подборку выпущенных им документов. Во многих случаях стандарты ETSI практически совпадают с соответствующими стандартами ITU-T, а на имеющиеся расхождения в формулировках имеются явные указания. Ограничений всего два: перед загрузкой файла необходимо пройти процедуру электронной регистрации и, кроме того, за один сеанс разрешается «скачать» только один документ.