«Открытые коммуникации» — дочерняя компания ОАО «Центральный телеграф» — оказалась, пожалуй, единственной фирмой, которая за последние полтора года предложила российскому рынку Internet-услуг два инновационных проекта, финансируемых за счет собственных средств.

О намерении создать интеллектуальный Web-обозреватель «Идеальная газета» («ИГ») она объявила широкой общественности в начале 2002 года, когда инвесторы категорически отказывались даже рассматривать бизнес-планы, связанные с контентными Internet-проектами. С тех пор «ИГ» переросла рамки отдельного программного продукта и превратилась в многофункциональный персонализированный Web-сервис. В 2002 году пользователями информационных систем компании «Открытые коммуникации», разработанных на базе технологий «ИГ», стали Совет Федерации и администрации нескольких регионов России. Кроме того, ряд технологических новшеств «ИГ» нашли применение при разработке государственной автоматизированной системы «Выборы» и образовательных информационных систем субъектов РФ. Сейчас у «Идеальной газеты» порядка 200 подписчиков.

Примерно год спустя фирма сообщила о старте нового проекта, призванного сделать ресурсы Internet максимально доступными для частных пользователей. Его название — «Свободный доступ к сайтам» — говорит само за себя. По сути дела, это услуга для владельцев информационных ресурсов, направленная на привлечение к ним многомиллионной армии пользователей Internet. Ведь не секрет, что для многих абонентов плата за коммутируемое соединение местному провайдеру остается очень высокой, что сдерживает темпы роста активной аудитории и продолжительность сеансов общения с Сетью. «Открытые коммуникации» предложили решать эту проблему за счет владельцев Internet-ресурсов, нуждающихся в собственной раскрутке.

Идея сервиса «Свободный доступ к сайтам» аналогична телефонной услуге «free-phone 8-800», при использовании которой за звонок платит вызываемый абонент. Техническая реализация этой идеи весьма проста. Владельцу ресурса необходимо заключить договор с «Открытыми коммуникациями», после чего ссылка на ресурс размещается в соответствующем разделе каталога на сайте www.openwww.ru. В свою очередь, пользователь должен лишь правильно настроить Web-браузер, прописав в него адрес proxy-сервера и его порт.

Если выгода для частных абонентов очевидна и в комментариях не нуждается, то владельцы сайтов также получают определенные преимущества от участия в данном проекте. Во-первых, это выход на новую целевую аудиторию конечных потребителей. Во-вторых, это повышение эффективности использования онлайновых коммуникаций для продвижения товаров и услуг. Последняя возможность особенно интересна Internet-магазинам, в которых покупатели вынуждены проводить довольно много времени, прежде чем выбрать товар и оплатить его.

Первые месяцы существования проекта в тестовом (с 3 февраля по 11 марта), а затем и в коммерческом режимах уже позволяют сделать некоторые выводы относительно перспектив развития подобных услуг в нашей стране. За март суммарное время сессий на сайте www.openwww.ru составило более 17 тыс. часов. В «Открытых коммуникациях» ведется учет статистических данных и определяется активность пользователей. На середину апреля получены следующие усредненные параметры:

  • количество сайтов, открытых для свободного доступа, — свыше 150;
  • число пользователей, посещающих каталог OpenWWW с бесплатного модемного пула (или dial-up-сессий), — более 4 тыс. ежедневно;
  • количество переходов (контактов) со страниц каталога OpenWWW на сайты участников проекта — 12 тыс. в день;
  • продолжительность одной пользовательской сессии/соединения — примерно 40 мин.

Как сообщают сотрудники «Открытых коммуникаций», количество договоров, заключенных с владельцами сайтов, неуклонно растет. На сегодняшний день коммерческие отношения связывают проект «Свободный доступ» с несколькими десятками информационных и торговых ресурсов Рунета. Среди них стоит выделить Internet-магазины Bosch (бытовая техника), Braun (бытовая техника), Комод.Ру (мебель), «Линия МО» (офисная мебель), службу доставки товаров на дом «Служба 777» и многое другое. По словам генерального директора компании Дмитрия Соловьева, 90% сайтов из каталога OpenWWW являются Internet-магазинами, деловыми ресурсами или справочными Web-системами. Неторговым ресурсам, то есть контентным проектам, отвечающим интересам аудитории «Свободного доступа», предлагаются эксклюзивные условия сотрудничества. Помимо размещения в каталоге владельцы таких ресурсов могут воспользоваться услугами хостинга на специально оборудованной площадке центра данных «Езон», расположенной на территории «Центрального телеграфа».

Точный портрет среднестатистического пользователя услуги на данном этапе составить трудно. Но эта информация необходима для дальнейшего развития проекта, поэтому планируется провести соответствующие исследования. Как отмечает Дмитрий Соловьев, услуга свободного доступа вряд ли интересна любителям «халявы», поскольку основная масса предоставляемой информации имеет коммерческий или познавательный характер. В каталоге не участвуют бесплатные почтовые сервисы, поисковые машины, специфические развлекательные ресурсы и т. д. Как показывает статистика, даже нераскрученный сайт бизнес-тематики ежедневно привлекает на свои страницы от 50 до 300 пользователей каталога OpenWWW.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями