ПОД РУКОВОДСТВОМ Джо Лундера «ВымпелКом» из года в год наращивает прибыль

ОПЕРАТОР мобильной связи «ВымпелКом» сообщил об итогах своей деятельности в 2002 году. Заняв лидирующие позиции на московском рынке и продемонстрировав заметный прогресс в «региональном развитии», компания увеличила консолидированную абонентскую базу почти на 3 млн подписчиков. Основные финансовые индикаторы работы «ВымпелКома» в очередной раз выросли на десятки и сотни процентов.

Итак, за минувший год абонентская база «ВымпелКома» увеличилась на 144% и достигла 5,15 млн пользователей. По состоянию на 1 января 2003 года 3,71 млн таких абонентов проживали в Москве и Московской области. На день предоставления отчетности общее число подписчиков достигло 6,15 млн, в том числе 3,93 млн абонентов московской лицензионной зоны и 2,22 млн — жителей российских регионов.

В отчетном году чистый операционный доход оператора вырос на 81,8% и составил 768,5 млн долл. Показатель EBITDA увеличился до 322,2 млн (или на 117%), а объем чистой прибыли составил 129,6 млн долл. (рост на 173,9%). Опубликованные результаты являются консолидированными, то есть включают в себя показатели деятельности региональных филиалов «ВымпелКома». Последние израсходовали на строительство сетей на 23,2 млн долл. больше, чем получили от продажи услуг.

Совокупные капитальные вложения компании в 2002 году составили 578,3 млн долл. На покупку имущества и оборудования потрачено 509,1 млн долл. Еще 69,2 млн ушли на приобретение региональных операторов GSM (в частности, «Восток-Запад Телеком» и «Экстел»). Капитальные затраты в московской лицензионной зоне равнялись 241,9 млн долл.

Ссылаясь на данные независимых аналитических агентств, представители компании-оператора сообщили, что на конец 2002 года рыночная доля «ВымпелКома» в московском регионе составляла 51,6% — на 5,1% больше, чем годом ранее. В целом по России рыночная доля оператора на конец 2002 года оценивалась как 28%. Значительные улучшения финансовых и операционных результатов его деятельности связаны, прежде всего, с лавинообразным увеличением пользовательской аудитории. Кроме того, росту финансовых показателей способствовали эффект экономии на масштабах развития и сбалансированная бюджетная политика.

Так, средние затраты на привлечение одного абонента (SAC) в IV квартале 2002 года уменьшились до 20,9 долл. (для сравнения: в III квартале 2002 года они составляли 24,6 долл., а в IV квартале 2001 года — 35,7 долл.). Поступательное сокращение SAC связано с уменьшением дилерской комиссии и большей отдачей от рекламы. Рост весового коэффициента менее дорогих региональных подключений также повлиял на снижение SAC «ВымпелКома».

В минувшем году показатель средней доходности в пересчете на одного абонента компании (ARPU) продолжил падение и составил приблизительно 18,3 долл., что на 30,2% ниже уровня конца 2001 года. Уменьшение ARPU отчасти обусловлено общим снижением тарифов на рынке, но отражает и структурные изменения в абонентской базе «ВымпелКома». Число prepaid-абонентов росло значительно быстрее, чем количество контрактных подписчиков. В процентном соотношении число московских абонентов, работающих по схеме prepaid, увеличилось за последний квартал 2002 года с 78,4 до 80,5%.

Отток абонентов в 2002 году составил 30,8%, то есть на 7,8% больше, чем в предыдущем году. Данная тенденция также связана с ростом доли малобюджетных абонентов и усилением рыночной конкуренции на столичном рынке мобильной связи. Вместе с тем этот достаточно тревожный сигнал свидетельствует о предстоящем замедлении темпов роста мобильных подключений в московской лицензионной зоне.

В этой связи генеральный директор «ВымпелКома» Джо Лундер заявил: «Российские регионы уже доказали свой огромный потенциал, и в 2003 году мы ожидаем продолжения стремительного роста нашего бизнеса за пределами Москвы».


Предварительные итоги МТС

Когда верстался этот номер о предварительных неаудированных итогах 2002 года объявил лидер российского рынка мобильной связи, ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Выручка МТС за 2002 год достигла 1,36 млрд долл., что на 52,5% выше по сравнению с 2001 годом.

Ежемесячная выручка от продаж услуг в расчете на одного абонента (ARPU) составила по итогам всего года 22,9 долл.

За прошедший год абонентская база оператора увеличилась примерно на четыре миллиона человек (или на 152%) и по состоянию на 31 декабря 2002 года равнялась 6,64 млн пользователей.

Коэффициент оттока абонентов по итогам года вырос до 33,9%. А показатель средней ежемесячной продолжительности разговора (MOU) остался практически на прежнем уровне (159 минут в 2002 году по сравнению с 157 минутами годом ранее).

Аудированные финансовые результаты компании за четвертый квартал и 2002 год в соответствии со стандартами GAAP планируется объявить 20 мая 2003 года.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями