Сегодня никто не сомневается в том, что наличие в арсенале компании-оператора большого числа современных технологий помогает ей энергично развиваться, расширять потенциальный набор услуг, снижать их стоимость, вести гибкую маркетинговую политику и обеспечивать комплексное обслуживание клиентов, прежде всего корпоративных. А это, в свою очередь, укрепляет позиции компании на рынке. Отечественные операторы связи подтверждают данные тезисы на практике.

Насущные потребности

В России задача коммерческих телекоммуникационных операторов первой волны была вполне простой — предоставить своим корпоративным клиентам какую-либо одну услугу связи, как правило телефонии или передачи данных. Однако быстрый рост отечественного корпоративного рынка связи, особенно в Москве, где сосредоточена деловая активность страны, очень скоро потребовал от операторов качественно нового, комплексного, обслуживания.

Универсальная сеть компании «МТУ-Информ»

Современного корпоративного клиента привлекает оперативное получение сразу всех услуг — проводной и беспроводной цифровой телефонии, передачи данных, доступа к ЛВС и Internet с обеспечением высокого качества связи. А поскольку есть спрос, российские компании-операторы стали обзаводиться лицензиями на предоставление разных видов услуг, формируя свои мультисервисные предложения. И эту тенденцию не поколебали даже известные экономические трудности годичной давности. Скорее, они несколько сократили лишь число потенциальных корпоративных клиентов, но не их запросы. Наоборот, клиент стал более «капризным», он требует как можно большего набора услуг. Соответственно, узкоспециализированные операторы «выходят из моды».

Заметим также, что после кризиса многие крупные корпоративные клиенты (главным образом, банки) перестали инвестировать средства в собственную инфраструктуру связи, оценив выгоды покупки услуг. Оказалось, что действующие операторы предоставляют любую услугу гораздо быстрее, чем в случае ее организации собственными силами, и что причитающаяся им абонентская плата — существенно меньше сумм, затрачиваемых на поддержку и эксплуатацию собственной телекоммуникационной инфраструктуры.

Надо сказать, что на первый план выходит не столько оперативность выполнения работ, сколько максимальное освобождение заказчика от хлопот по обустройству его сети и предоставление ему возможностей самостоятельного управления ею. Для крупных клиентов поставщики услуг часто стараются произвести за свой счет все работы по проектированию и строительству корпоративной сети, установке УПАТС и другого оборудования, прокладке кабелей и пр. (разумеется, в зоне своего обслуживания). В результате клиент получает готовую телекоммуникационную услугу, за которую он и платит. Для крупных потребителей, как правило, действует гибкая система скидок, зависящих от затребованного телекоммуникационного ресурса.

Услуги документальной электросвязи, наиболее популярной из которых стал доступ в Internet, — отдельный предмет обсуждения. Сейчас Internet-провайдерами стали практически все телекоммуникационные операторы. Однако вряд ли доходы от этой деятельности занимают существенную часть в общих доходах, потому что главная причина подобной массовости — потребности корпоративных клиентов, для которых работа в Internet является повседневной необходимостью. Следует отметить и особую моду на высокоскоростной доступ к Сети по выделенным каналам, поскольку осуществлять доступ через телефонную сеть общего пользования (dial-up) для многих корпоративных клиентов теперь просто несолидно.

Таким образом, доступ в Internet стал приправой к телекоммуникационным блюдам, которые подают многопрофильные компании-операторы своим клиентам. Напротив, традиционные для России провайдеры Internet, специализирующиеся исключительно на услуге dial-up, практически ничего не могут предложить корпоративным клиентам — их сферой деятельности остается работа с индивидуальными пользователями.

Выбор способа реализации мультисервисного обслуживания корпоративного клиента с «высокими запросами» и разветвленной инфраструктурой (значительным числом офисов, расположенных на обширной территории страны) — дело изначально непростое. Прежде подобные задачи решались медленнее, обходились дороже, да и, в сущности, не были комплексными. Традиционно ими занимались так называемые системные интеграторы, арендовавшие телекоммуникационные ресурсы у различных узкоспециализированных операторов. Возможности последних были довольно скромными, да и общее состояние российских телекоммуникаций не предполагало предоставления множества услуг, поэтому и требовались координаторы. Сегодня ситуация изменилась и первую скрипку играет оператор: он берет на себя большую часть работ по интеграции и сам подбирает соисполнителей по отдельным организационным направлениям. Даже требовательному корпоративному клиенту российский поставщик услуг может предложить немало интересного.

Сеть «с пылу, с жару»

Корпоративная сеть группы «Сибирский Алюминий». Схема организации связи в удаленном офисе такая же, как в ЛВС удаленных филиалов, в частности в Самаре и Саяногорске

Проект создания корпоративной телекоммуникационной сети группы «Сибирский Алюминий» (www.sibirskyalum.ru, в дальнейшем поменяется на www.sibal.ru) — пример взаимодействия с искушенным и требовательным клиентом. Весь цикл работ был выполнен в первой половине 1999 г. Дата ввода в эксплуатацию — 1 июня 1999 г. Заказчику было необходимо объединить его ЛВС и обеспечить услуги цифровой телефонии, видеоконференц-связи, передачи данных и доступа в Internet. О таких требованиях, как оперативность реализации, высокое качество связи и минимизация стоимости работ даже и упоминать не стоит.

Группа «Сибирский Алюминий» — первая в России вертикально интегрированная структура, обеспечивающая полный цикл производства (от добычи сырья и выплавки металла до получения полуфабрикатов и готовой продукции) и имеющая разветвленную сеть отделений в различных регионах России и за рубежом. Комбинированное решение, которое позволило уменьшить количество арендуемых каналов и дополнительно закупаемого оборудования, включало в себя объединение корпоративной сетью пяти офисов «Сибирского Алюминия», расположенных на территории Москвы (три офиса), в Самаре и Саяногорске (Хакасия) через центральный офис в Москве с помощью транспортной сети SDH компании «МТУ-Информ».

Управление корпоративной сетью осуществляется из центрального офиса, который является шлюзом в телефонную сеть общего пользования (ТфОП) и Internet. Для подключения офиса в Саяногорске служит арендованный спутниковый канал, а в Самаре — арендованный кабельный канал (см. рисунок). При этом для подключения самарского филиала с целью уменьшения числа арендованных каналов была использована технология «голос поверх IP» (VoIP), т.е. по общему каналу связи одновременно передаются речевой трафик и данные.

Типовое оборудование удаленного офиса клиента состоит из оптического модема ADC-E1 (ADC), подключенного к ближайшему мультиплексору SDM компании «МТУ-Информ», мультиплексора FCD-E1 (RAD), УАТС Business Phone-250 (Ericsson) и маршрутизатора Vanguard-320 (Motorola). Внутренняя ЛВС филиала подключается к ЛВС центрального офиса и Internet по протоколу IP (пропускная способность канала — 256 кбит/с). Предусматривается также обслуживание от 10 до 100 телефонных терминалов с возможностью получения услуг ISDN (в основном для нужд видеоконференц-связи).

Интересное (с точки зрения экономической эффективности) решение (по распределению потоков и унификации телефонных номеров было применено для организации телефонии. Управление телефонной частью корпоративной сети распределено между транзитной АТС цифровой телефонной сети компании «МТУ-Информ» (Nokia DX-200/5) и УПАТС центрального офиса группы «Сибирский Алюминий». В телефонной сети используется внутренняя унифицированная четырехзначная нумерация, где первые две цифры означают адрес офиса (определяется АТС «МТУ-Информ»), а последние две — адрес абонента внутри офиса (определяется местной УАТС). Алгоритм работы телефонной сети следующий:

  • первая цифра «0» — связь внутри данного офиса;
  • первая цифра не «0» — вызов поступает на УПАТС центрального офиса и переадресуется на УПАТС филиала (если набранный номер соответствует его логическому адресу) либо в ТфОП через цифровую сеть компании «МТУ-Информ»;
  • первая цифра «9» — выход на местную (московскую) телефонную сеть;
  • первая цифра «8» — выход в междугородную или международную телефонную сеть.

Дополнительные возможности связи будут обеспечены за счет ввода в эксплуатацию систем бесшнурового абонентского доступа на базе технологии DECT.

Рассмотренная сеть легко наращивается и будет развиваться для подключения новых офисов в других регионах России и за рубежом. Сегодня группа «Сибирский Алюминий» одной из первых в России создала законченную территориально распределенную корпоративную телекоммуникационную сеть, получив все услуги связи от одного оператора.

ОБ АВТОРАХ

С авторами можно связаться по следующим адресам: Александр Голышко — golychko@mtu.ru, Роман Романов — roro@mtu.ru, Александр Семенов — automat@cityline.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями