, поскольку солидная доля журнала «Сети» отводится как раз под материалы, описывающие светлое телекоммуникационное будущее. Однако в ходе дальнейшего разговора выяснилось, что речь идет не о многочисленных и зачастую довольно коротких статьях, в которых говорится о будущем отдельных секторов отрасли (на их чтение, как оказалось, у руководителя крупной компании просто не хватает времени), а о солидном прогнозе, охватывающем все стороны телекоммуникационной жизни. Мы согласились с упреком и пообещали в ближайшем будущем написать еще одну «заказную» статью. А пока поговорим о сравнительно узкой области — дальней телефонной связи в США.

Повод к этому разговору дала в начале июля компания MCI WorldCom (второй по величине оператор дальней связи в США). Она ввела новый тарифный план на междугородную связь «5 Cent Sundays», который предоставил американцам возможность с 7 вечера до 7 утра по рабочим дням и круглосуточно по выходным звонить в любую точку их необъятной родины, платя всего 5 центов (чуть больше рубля) за минуту разговора. Так MCI WorldCom ответила на вызов компании Sprint, которая несколькими неделями раньше обнародовала тарифный план «Nickel Nights», предполагающий, что междугородние звонки с 7 вечера до полуночи также стоят 5 центов в минуту.

Штатовские аналитики заговорили о зарождении нового стандарта на междугородние телефонные тарифы. «Мы наблюдаем, как цены катятся вниз, — сказал Тэрри Барнич, президент чикагской консультационной фирмы New Paradigm Resources Group. — Сейчас психологический барьер находится на уровне 5 центов. Я полагаю, что этот тариф вскоре введет большинство операторов».

Одна из причин такой уверенности аналитика лежит на поверхности: постоянно снижаются расходы операторов дальней связи на оплату услуг региональных телефонных компаний. Традиционно они составляют около 40% стоимости междугороднего разговора. И если в начале 80-х дальнобойщикам приходилось отстегивать операторам местной связи не менее 17 центов за минуту, то сейчас дань в среднем не превышает 4 центов в минуту.

Кроме того, стоимость обслуживания междугороднего звонка в США также снижается по мере строительства новых высокотехнологичных оптических сетей, способных «переваривать» огромные объемы телефонного трафика и данных. «Сокращение расходов не отстает от падения цен», — утверждает Джорж Рид-Диллинджер из Washington Analysis.

AT&T шагает не в ногу

Правда, и в Америке есть официальные национальные операторы, которые, пока их коллеги пытаются стабилизировать тарифы на уровне 5 центов в минуту, упорно не хотят их снижать. Например, корпорация AT&T (летом она еще контролировала 56% рынка междугородней связи) традиционно отстает от ее менее крупных конкурентов по скорости снижения расценок, полагаясь на свой имидж и широкую номенклатуру услуг. Такое поведение вызывает постоянный отток клиентов, который может резко усилиться с новым витком падения цен.

Тарифы междугородней связи

Оператор Абонентская плата, долл. Повременная плата, цент./мин
MCI WorldCom 1,95 25
4,95 10
Sprint 5,95 10
AT&T - 15
4,95 10 (5*)
Источник: Network World      * По воскресеньям (требуется специальный договор)

По мнению экспертов, AT&T строит свою ценовую политику не на соревновании тарифов, а на предоставлении комплексного сервиса, включающего пакет услуг мобильной связи, высокоскоростного доступа в Internet, кабельного телевидения (КТВ), местной и дальней телефонной связи. Компания уже давно является оператором дальней и мобильной телефонной связи, а кроме того, менее чем за два последних года она потратила более 100 млрд долл. на приобретение сетей КТВ, намереваясь предоставлять в последних не только телевизионный сервис, но и услуги местной телефонной связи.

В последние полгода ее примеру последовали и ближайшие конкуренты. Sprint и MCI WorldCom приступили к скупке операторов эфирно-кабельного ТВ (MMDS), что позволит им оказывать конечным пользователям услуги высокоскоростного доступа в Internet, КТВ и телефонной связи в обход местных телефонных компаний. Кроме того, MCI WorldCom и Sprint предоставляют скидки тем, кто выходит в Internet по межгороду.

За 4 руб. на Аляску

Кстати, американцы теперь и днем не так уж много платят за междугородку. MCI WorldCom, например, предлагает два тарифных плана. Первый включает в себя ежемесячную абонентскую плату в размере 1,95 долл. и повременку 25 центов в минуту (около 6 руб./мин), второй — абонентскую плату 4,95 центов и повременную 10 центов за каждую минуту. Клиентам Sprint при абонентской плате 5,95 долл. каждая минута разговора обойдется в 10 центов (около 2,5 руб.). Наконец, в AT&T хоть на Аляску в любое время можно позвонить без абонентской платы менее чем за 4 руб./мин (15 центов в минуту), а с абонентской платой в размере 4,95 долл. — за 10 центов в минуту. По специальному договору предоставляется возможность звонить в воскресенье за 5 центов в минуту.

Мы уже рассказали о двух причинах столь низких расценок на междугороднюю связь в США. Есть еще одна, о которой операторы не любят говорить, но эксперты не забывают напомнить. Ожидается, что в конце этого года — начале следующего появятся первые региональные операторы, которые докажут Федеральной комиссии по связи, что они открыли рынок местной связи для конкуренции. Тогда в соответствии с Законом о связи, принятым в США в 1996 г., они будут допущены на рынок дальней связи. Так вот, аналитики полагают, что в преддверии этого неминуемого события ветераны дальней связи хотят накрепко привязать к себе как можно больше клиентов. Американские эксперты считают, что после выхода регионалов на рынок дальней связи разница между стоимостью местного и междугороднего звонка исчезнет. Высказывается даже мнение, что за второй (как сейчас за первый) не будет браться повременка. Останется лишь небольшая абонентская плата.

Через пять-десять лет телефонный трафик, по крайней мере в США, займет маргинальную нишу в мощных волоконно-оптических магистралях, переносящих в секунду десятки и сотни гигабит интернетовского трафика. Вполне возможно, что услуги стационарной телефонной связи будут предлагаться в качестве бонуса тем, кто подпишется на доступ в Internet, сервис мобильной или мультимедиа-связи. Станет это возможным благодаря свободе предпринимательства и конкуренции в ясных и строгих рамках закона, а также полной либерализации телекоммуникационного рынка США, которая началась в 1996 г.

Упомянутая в начале статьи глава российской телекоммуникационной компании очень просила, чтобы наш заказной прогноз не относился к одному очень распространенному протоколу передачи данных, а был ближе к жизни. С чувством глубокого удовлетворения надо отметить, что в прочитанной вами статье нет ни одного упоминания о нем. Хотя вы, конечно, догадываетесь, какой именно трафик будет проноситься по многогигабитным магистралям через пять-десять лет..

Sprint расширяет свою империю MMDS

Корпорация Sprint приобрела за 108 млн долл. фирму WBS America — еще одного, пятого по счету, поставщика услуг стационарного широкополосного доступа на основе технологии эфирно-кабельного телевидения MMDS. До этого были куплены Videotron, Transworld Telecommunications, People`s Choice TV и American Telecasting. Общая сумма средств, истраченных Sprint на эти цели, превысила, таким образом, 900 млн долл.

WBS America предоставляет услуги доступа в Internet и кабельного телевидения в шт. Калифорния и Флорида обитателям более чем 2 млн домов. Получение доступа к конечным потребителям телекоммуникационных услуг — одна из главных причин, заставляющих оператора дальней связи Sprint тратить столько денег на скупку операторов систем MMDS. Располагая собственной сетью беспроводного абонентского доступа, Sprint сможет избежать значительных расходов на оплату услуг компаний местной телефонной связи, владеющих кабельными абонентскими сетями.

Системы MMDS, работающие в диапазоне 2,5—2,7 ГГц, позволяют передавать данные со скоростью до 3 Мбит/с. До последнего времени Федеральная комиссия по связи США не выдавала соответствующих лицензий, и системы MMDS использовались главным образом в качестве распределительных систем КТВ. Однако с начала текущего года в некоторых городах было разрешено использовать их для двусторонней передачи информации. Ожидается, что до конца года такое разрешение получат приблизительно 500 городов.

Все ведущие операторы дальней связи в США ищут способы обхода ненавязчивого сервиса компаний местной телефонной связи. Если AT&T скупает операторов обычного КТВ, то Sprint и MCI WorldCom — владельцев систем MMDS. В мае MCI WorldCom приобрела фирму CAI Wireless.

«Телеком-Форум»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями