тех, кто официально прошел регистрацию у кого-либо из Internet-провайдеров). Из этого числа порядка 10 тыс. относятся к категории корпоративных пользователей, подключенных к Сети по выделенным каналам, как правило, с полосой пропускания, не превышающей 128 кбит/с. Их периодически или регулярно используют около 1 млн человек (сотрудники компаний, административных и научно-исследовательских учреждений, студенты и преподаватели вузов). С учетом того, что правами доступа индивидуальных клиентов также пользуются члены семьи и реже знакомые, можно предположить, что к услугам Всемирной сети в нашей стране постоянно либо время от времени обращаются около 2 млн человек, или, по данным заместителя председателя Госкомсвязи РФ Александра Волокитина, примерно 2,5% взрослого населения страны (в развитых странах хотя бы периодически пользуются Internet не менее 10% всего населения). Основная доля пользователей (60%) сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге.

Председатель правления РОЦИТ Андрей Зотов оценивает объем российского рынка доступа в Internet в 1998 г. суммой от 50 до 150 млн долл., объем производства Web-ресурсов - от 4 до 6 млн долл., платных информационных услуг - от 1 до 5 млн долл. и рынка Internet-рекламы - от 250 до 500 тыс. долл. Таким образом, по самой оптимистичной оценке, объем российского рынка Internet не превышает 162 млн долл.

Главная причина удручающего состояния дел с приобщением населения нашей страны к Всемирной информационной магистрали заключается, вне всякого сомнения, в неописуемом "благосостоянии" россиян. Однако это далеко не единственная причина. Ведь общепризнано, что приблизительно 10% населения нашей страны имеют достаток, который позволяет воспользоваться плодами современной цивилизации. С учетом того, что семья, как правило, состоит из трех, реже четырех человек, следовало бы ожидать порядка 4,5 млн официальных (зарегистрированных) и свыше 10 млн "присоседившихся" домашних пользователей Internet. А их нет, почему?

Прежде всего, конечно же, потому, что высокий уровень достатка очень часто не совпадает с уровнем культуры (образования). Чтобы стать киберпутешественником, надо по крайней мере, во-первых, уметь обращаться с компьютером и, во-вторых, располагать кругом интересов, выходящим за рамки мыльных опер. И с тем, и с другим в России проблема. Две трети российских пользователей Internet по роду своей работы связаны с информационными технологиями. Очевидно, что абсолютное большинство населения к этой области деятельности не имеет никакого отношения, и вот эта огромная масса людей не идет в Internet, так как не представляет ценности Всемирной сети, а часто просто не знакома с компьютером, а тем более с модемом.

В цивилизованных странах до трети пользователей Internet - это студенты, вместе со школьниками их доля среди киберпутешественников достигает 40%. В России к категории учащихся и студентов относится, по различным исследованиям, от 18 до 22% пользователей Internet. Дед одного из авторов говаривал: "Нет ума до 20 лет - и не будет". То же самое можно сказать и о доступе в Internet: нет его у молодого человека до 20 лет - и не будет. Похоже, в России это понимают только руководители "МТУ-Информ", которые совместно с Московским комитетом образования с осени прошлого года реализуют проект "Московский образовательный Интернет" по бесплатному подключению столичных школ к Всемирной сети.

На начало апреля текущего года компания "МТУ-Информ" подключила к Internet в Москве и Московской области 460 школ. Проект продлится до июня 2000 г. Кроме "МТУ-Информ" в Москве действует еще более сотни провайдеров, но ни один из них не подхватил инициативу этой компании. Создается впечатление, что руководители провайдерских фирм просто не представляют себе, что такое Internet (об этом говорит и тот факт, что многие из них не имеют собственного адреса электронной почты). А ведь эта штука буквально засасывает в себя каждого, кто совершил пару полноценных киберпутешествий. Неужели отцы-руководители не догадываются, что после нескольких школьных часов, проведенных в Internet, детки замучат своих родителей просьбами о подключении к Всемирной паутине.

Эх, дороги...

Как известно, в России издавна две беды: дураки и плохие дороги. Первую проблему мы частично осветили. Что же можно сказать по поводу второй?

Рост доходов телефонных компаний все в большей степени зависит от способности операторов пропускать по своим опорным сетям данные (цифровой трафик). Уже сейчас в мире вес телефонного оператора определяется мощностью его магистралей и в первую очередь тех из них, которые служат для транспортировки Internet-трафика.

В России телекоммуникационные компании разделяются на признанных (официальных, традиционных) и присоединенных (альтернативных, новых) операторов. Традиционные располагают коммутационными мощностями и, что самое главное, каналами дальней связи ("Ростелеком") или опорными сетями регионального масштаба и абонентскими, в основном медными линиями доступа (более 80 региональных телефонных компаний). Присоединенные операторы, за исключением ряда дочерних предприятий признанных операторов и ведомственных телекоммуникационных компаний, входящих в состав естественных монополий типа МПС, РАО ЕЭС и "Газпром", канальной базой, как правило, не располагают и арендуют ее у признанных операторов. По принятой в мире классификации абсолютное большинство присоединенных операторов на самом деле являются поставщиками услуг (service providers).

По большому счету вышеописанное разделение телекоммуникационных компаний существует во всем мире. Однако в той его части, которую нередко называют цивилизованной, в настоящее время осуществляется переход к новым взаимоотношениям на рынке связи. В течение первой четверти XXI века на этом рынке завершится формирование двух типов игроков: операторов глобальных опорных сетей (а фактически операторов Internet) и поставщиков различных услуг, базирующихся на магистральных каналах операторов Internet. Самое главное, что никакие громкие имена вроде "Ростелеком" или Deutsche Telekom не смогут предотвратить опасности превратиться в простых реселлеров полосы пропускания операторов Internet. Более того, если кто-то попытается не уступить ни пяди родной земли, не предпринимая срочных мер по строительству многогигабитных наземных магистралей, он будет обойден по воздуху (космосу). К 30-м годам следующего столетия спутниковые 2-Мбит каналы будут стоить дешевле, чем сейчас 128-кбит ниточки нашего родного "Ростелекома".

К чему такое длинное вступление? А вот к чему: итоги развития российского сегмента Internet в 1998 г., а также ряд высоких собраний начала текущего года, включая коллегию Госкомсвязи, 16-ю конференцию АДЭ и РИФ '99, показали, что многих ответственных товарищей волнуют проблемы не следующего, а практически закончившегося XX века - СОРМ, что такое IP-телефония, по чьим каналам пропускать телефонный трафик, а по чьим данные. Неужели не понятно, что операторам Internet будет абсолютно наплевать на содержимое IP-пакетов, а об установке оборудования СОРМ, если уж некуда больше выбрасывать деньги, надо говорить как минимум на уровне международной штаб-квартиры Интерпола или организаций, разрабатывающих стандарты IMT-2000.

Еще у нас любят поговорить о "проблеме последней мили". Эта пресловутая миля, а, вернее, каналы доступа будут существовать всегда, только вот проблемы с ними в изначальном технологическом смысле уже несколько лет не существует. Изобретены и успешно внедряются различные технологии (xDSL, кабельные и широкополосные спутниковые модемы, MMDS/LMDS/MVDS, DirecPC-образные спутниковые системы и многое другое), которые обеспечивают доступ к абсолютно всем сегодня существующим в мире приложениям. Несмотря на изобретение технологий WDM/DWDM пока существует проблема "промежуточной" мили, т.е. магистральных каналов связи. И дело тут не только в том, что системы WDM/DWDM еще не подтвердили свою жизнеспособность (до сих пор лишь оператору MCI WorldCom удалось ввести в коммерческую эксплуатацию участок на соответствующем оборудовании). Главная проблема опорных сетей заключается в том, что предлагаемые средства еще не доказали свою рентабельность. По всей видимости, мировая экономика в ближайшее время не сможет взять на себя бремя построения магистральных каналов на базе этих технологий в труднодоступных и малонаселенных регионах. Скорее всего, проблему "промежуточной" мили решат только системы глобальной спутниковой связи.

Однако вернемся на родную почву. До 17 августа прошлого года лелеяли мечту попасть в когорту операторов Internet не только "Ростелеком", но еще по крайней мере семь операторов ведомственных сетей из структур МПС, МЧС, РАО ЕЭС, "Газпрома", "Связьтранснефти" и угольной промышленности ("Уголь-Телеком"). После обвала рубля их занимают совсем другие вопросы. Всю осень и вплоть до недавнего времени "Ростелеком" больше думал о реструктуризации долгов иностранным банкам, а теперь, наверное, ищет деньги, чтобы отдать хотя бы 10 оговоренных процентов. Операторы ведомственных сетей прошлой осенью еще не теряли надежды добыть деньги на модернизацию своих магистральных сетей, чем очень раздражали председателя Госкомсвязи. На январской коллегии он сурово их предупредил, что надо быть поскромнее, поскольку россиянам хватит и тех каналов, которые уже построил "Ростелеком". Нашим пользователям и вправду ростелекомовских ресурсов хватает с избытком - они их используют всего на 3-4% мощности. Может быть, россияне совсем некоммуникабельны?

Скорее всего, им просто не по карману ростелекомовское добро. Данные, приведенные в табл. 1, говорят о том, что абонентская плата за 128-кбит выделенные каналы в Москве (специально берем самый "богатый" город России), как правило, превышает 600 долл. В "бедных" США за эту цену можно арендовать 1,5-Мбит канал (т.е. на порядок большую полосу пропускания) и без всяких наценок за "превышение трафика". Трудно поверить, что такие тарифы объясняются лишь бессовестной жаждой наживы московских провайдеров. Почти все провайдеры (не только московские) жалуются, что канальные ресурсы составляют самую весомую долю себестоимости их услуг. По оценке ИАЦ "Телекоммуникации", эта доля колеблется в пределах 44-66%. Таким образом, на все иное, включая развитие, у провайдера остается в среднем менее 50% заработанных средств. Поэтому в качестве главной причины высоких тарифов для пользователей всегда называется высокая стоимость канальных ресурсов и прежде всего тех, которые обеспечивают выход в международный сегмент Internet.

Проблема с общенациональными и транснациональными каналами связи (табл. 2) в обозримом будущем в России решена быть не может: у "Ростелекома" и операторов ведомственных сетей связи денег на это нет. Поэтому местные Internet-провайдеры все чаще задумываются над созданием городских и региональных интрасетей. Эту задачу можно решить двумя способами.

Во-первых, на базе городских (региональных) транспортных сетей SDH, ATM или frame relay, способных объединить большинство местных Web-ресурсов и предоставить к ним высокоскоростной доступ, в том числе с помощью кабельных и ADSL-модемов. Этот способ довольно дорогой, а самое главное требует согласования интересов очень многих сторон, что в современных условиях России почти неразрешимая задача, особенно если одной из сторон является местная "Электросвязь".

Во-вторых, российские поставщики Internet-услуг видят решение проблемы построения интрасети (и это подтвердил последний РИФ) в создании местного мегаресурса контента, доступ к которому они готовы предоставлять по значительно меньшим ценам по сравнению с выходом в глобальные сети. Этот мегаресурс можно назвать порталом, хотя он, конечно, будет во многом отличаться от своих тесок в международном сегменте Internet.

Там главные функции портала заключаются в снабжении пользователя основными инструментами для дальнейшей целенаправленной работы (времяпрепровождения) во Всемирной сети. В соответствии с этим минимальный набор услуг портала включает: поисковую машину, новостной раздел, каталог ресурсов типа "белых" или "желтых" страниц, бесплатную электронную почту и ссылки на наиболее интересные, по мнению владельцев портала, ресурсы контента. В настоящее время большинство крупных порталов содержат электронные ярмарки. По всей видимости, в ближайший период сервис электронной торговли войдет в обязательный набор услуг портала. По данным исследовательской компании Media Metrix, крупнейшими мировыми порталами являются Web-узлы Yahoo, AOL и Microsoft.

В России на роль, если так можно выразиться, стандартного портала претендует Web-узел "ИнфоАрт", сопровождаемый созданной в конце февраля компанией IT Infoart Stars. В рамках этого проекта будут функционировать службы вещания (iTV), Internet-почты (iMail), поиска (iSearch), электронной коммерции (iCommerce), персонального обслуживания (iCenter), Internet-навигации (iStars) и электронной рассылки (iPush).

Портал интрасети должен быть по возможности не начальной, а главной точкой путешествия в киберпространстве. Основная его задача - максимальное ограничение выхода местных пользователей во внешние сети. Естественно, цель должна достигаться не путем сооружения железного занавеса, а за счет популярности и разнообразия контента, а также предоставления пользователю тарифных преимуществ.

Что касается наполнения, то портал интрасети, по-видимому, будет располагать всеми или большинством служб обычного портала. Главным их отличием станет местная направленность. Особенно это касается справочных и навигационных разделов. Они призваны обеспечить пользователю быстрое и удобное нахождение любой информации, необходимой в повседневной жизни конкретного города или региона. Диапазон этой информации очень широк: погода в регионе и программа телевидения, расписания городского и пригородного транспорта, репертуар кино- и драматических театров, наличие товаров в магазинах и на рынках, а также актуальные цены на них, часы приема специалистов в поликлинике, руководителей местной администрации, адвокатов и нотариусов, постановления органов местной власти, криминальная хроника, обстановка на дорогах и многое другое. Значительно повысит привлекательность местного портала применение Internet-телефонии и компьютерно-телефонных приложений. Так, пользователь, нашедший в информационной базе портала аптеку, где есть необходимое ему лекарство, должен иметь возможность, щелкнув мышью по номеру телефона этой аптеки, позвонить в нее и убедиться, что информация не устарела. При этом важно, чтобы абонент мог воспользоваться не только компьютером (у него может не оказаться микрофона и звуковой платы), но и обычным телефоном. Естественно, на противоположной стороне вызов должен поступить на телефон.

Особое внимание следует уделить информационному разделу. В отличие от многих других он не должен замыкаться на местном материале. Даже 14 региональных и городских газет, публикуемых, например, на сервере нижегородского провайдера "Сэнди Инфо", не удовлетворят информационные потребности пользователей. Портал обязан содержать информацию с наиболее известных в стране и мире Web-ресурсов. Многие региональные провайдеры организуют на своих серверах зеркала популярных российских Web-узлов. Это одно из решений, которое, правда, не всегда исключает обращения к оригинальным ресурсам. Так, Алексей Егоров, Web-мастер портала "ИнфоАрт", поражается количеству посещений из тех городов, где имеются зеркала "ИнфоАрт".

Американские операторы интерактивных компьютерных служб на базе сетей кабельного телевидения (КТВ) типа Road Runner и @Home сделали ставку на мощные кэш-серверы. На них закачивается содержимое самых популярных в Северной Америке Web-ресурсов (фактически на серверах местных сетей КТВ создаются знакомые нам в России зеркала). Только вот запросы пользователей обязательно направляются на эти кэш-серверы. И только в том случае, если требуемая информация там не находится, запрос следует в глобальную сеть.

Эту стратегию перенял и крупнейший австралийский телекоммуникационный оператор Telstra, но уже не только для обеспечения скоростного доступа владельцев кабельных модемов, а для всех своих клиентов, включая пользователей обычных модемов. По понятным причинам австралийских киберпутешественников не может удовлетворить лишь национальный контент. Многие из них предпочли бы обращаться к ресурсам в США. Однако канальная емкость трансокеанского кабеля стоит дорого, и Telstra назначила за импортный трафик (внутренний, так называемый интрасетевой трафик не тарифицируется) слишком высокие для большинства австралийцев помегабайтные расценки (ежемесячно 40 долл. США за 100 Мбайт общего объема входящего и исходящего трафика и 21 цент за каждый последующий 1 Мбайт). Многим австралийцам такой сервис оказался не по карману, и темпы роста пользователей оставались низкими. (Расценки некоторых российских фирм на сеансовый доступ см. в табл. 3.) Так, при возможности обслуживать 1 700 тыс. пользователей кабельных модемов к середине 1998 г. Telstra набрала всего несколько тысяч клиентов. Выход был найден с помощью кэш-серверов. Уже в августе прошлого года 20% запросов обслуживалось с их помощью, к концу 1998 г. эта цифра увеличилась до 30%.

А что же дает интрасеть пользователям? В Кемерове, например, работа в интрасети не тарифицируется. Клиенты платят только повременную плату за пользование телефонной линией, которая составляла до последнего времени 8 коп./мин. Расценки нижегородского провайдера "Сенди Инфо" для интрасетевиков в три раза ниже, чем для тех, кто предпочитает пользоваться внешними ресурсами. По словам директора "Сенди Инфо" Александры Шаровой, через месяц после введения этих пониженных тарифов количество участников Quake- и Chat-клубов возросло в 1,5 раза, а число читателей электронных версий газет удвоилось. Своеобразные интрасети есть и у московских провайдеров. Например, "Совам Телепорт" предоставляет бесплатно своим клиентам доступ к части ресурсов, которые для чужих являются платными. Компания "МТУ-Информ" не тарифицирует интрасетевой трафик абонентов своей сети передачи данных. Так, они не оплачивают трафик от портала "Инфоарт" и от поисковой машины "Яндекс", размещенных в сети "МТУ-Информ". Подобные поблажки предоставляет своим клиентам и ряд других московских поставщиков услуг Internet.

В подарок клиенту

Есть еще одна услуга, которая в прямую никакого отношения к интрасети не имеет, но может способствовать увеличению числа пользователей. В России некоторые поставщики Internet-сервиса (мы обнаружили 15 таких) предоставляют свое дисковое пространство для бесплатного размещения Web-страниц клиентов.

А теперь посмотрим, в чем же отличие бесплатного Web-хостинга у разных Internet-провайдеров. Сначала определим "номинальную щедрость". Как правило, это страница объемом 1 Мбайт, в который "укладывается" одно изображение размером примерно 100 Кбайт в формате .gif или .jpg, несколько ссылок и приблизительно 200 слов текста. Усредненный тариф за размещение большего объема не превышает 1,7 долл./Мбайт. Характер размещаемой на странице информации определяется ее владельцем. Большинство провайдеров не накладывают никаких ограничений на размещение коммерческой информации (рекламы или данных, предоставляемых за плату), но не рекомендуют размещать на бесплатной странице файлы типа .cgi (скрипты), поскольку не обеспечивают их проверку.

Типичный формат размещаемых данных - HTML. Дисциплина обновления: клиент присылает файлы по электронной почте, а провайдер гарантирует появление обновленной информации на странице в течение суток с момента получения файла и не берет за это платы. Стоимость дизайна и информационного наполнения по материалам клиента силами провайдера определяется отдельной договоренностью с учетом требований заказчика. Ссылки на бесплатные частные страницы (как физических, так и юридических лиц) присутствуют на титульной странице.

Главные различия - в размере бесплатно предоставляемого пространства для частной страницы и в оплате поддержки ее содержимого (табл. 4). Есть еще, правда, нюансы в представлении этих страниц на Web-сервере провайдера, но здесь, скорее, прослеживается тенденция, которую можно кратко сформулировать так: в провинции частные страницы пользуются большим уважением (если под уважением понимать размещение ссылок на них на титульной странице Web-сервера провайдера).

Тем не менее стоит отметить и особые отличия. Так, все ответившие нам поставщики Internet-услуг размещают бесплатные страницы клиентов, не увязывая это с потреблением ими платных услуг. Исключением является "Глобал Один" (не вошедший вследствие скудости данных по ее услугам в табл. 4). Этот оператор относится благосклонно лишь к тем клиентам, кто пропускает через узел провайдера трафик не менее чем на 1000 долл. в месяц. Для них компания готова бесплатно разработать Web-страницу размером 1 Мбайт, снабдить ее постоянным IP-адресом и разместить на своей титульной странице ссылку на нее. Клиент волен заполнять свою страницу любой информацией, в том числе коммерческой или рекламной; он может размещать на ней опросные листы и проводить статистические исследования. Для обновления информации "Глобал Один" обеспечивает ftp-вход.

Другой провайдер - АО "ИАС" дает возможность организовать личную страничку размером не более 60 Кбайт (50 Кбайт текста и 10 Кбайт изображения) на специальном сервере gallery.ru без ссылки на нее с основного сервера (www.iasnet.ru). Не возражая против размещения любой информации (в том числе и файлов .cgi), ИАС "наглухо" закрывает доступ на личную страницу для ее владельца.

Интересное маркетинговое решение для обновления данных предлагает компания "Демос-Интернет": "перенос информации абонента с дискет или ZIP-drive в офисе узла - 20 USD" (цитата). Комментарии излишни. Справедливости ради следует отметить, что "Демос-Интернет" спонсирует некоммерческие проекты, позволяя общественным организациям размещать автономные страницы на сервере компании без ссылок на них с титульной страницы. В частности, группа художников организовала на сервере "Демос-Интернет" картинную галерею, дизайн и информационное наполнение которой выполнили сами участники вернисажа.

Кто же из наших респондентов оказался самым щедрым и самым скупым? Мы определяли это на основании средневзвешенных оценок предоставленных данных (см. табл. 4). Оценка проводилась по следующей методике. Данные ранжировались в пределах 0-5 баллов по каждой из характеристик. При этом наивысшим баллом оценивались: возможность обновления информации как пользователем, так и персоналом провайдера, наибольшая частота обновления данных на странице и размещение ссылок на титульной странице провайдера. Вес (значимость) каждой характеристики дан в скобках после названия столбца. При отсутствии данных присваивалось не нулевое, а среднее значение рангового коэффициента. "Щедрость" определяется не только величиной бесплатно предоставляемого пространства и тарифами на его расширение, но и такими "качественными" услугами, как частота обновления или запрещение размещать на страницах определенный тип информации.

По результатам нашего опроса звание "Самый щедрый провайдер" заслужило АО "Реллайн", Москва (www.relline.ru), а звание "Самый скупой провайдер" - АО "Скифтелеком", г. Ставрополь (www.skiftelecom.ru).

В заключение хотелось бы отметить один момент, часто проявляющийся в ходе опросов. Как нам кажется, некоторые провайдеры вместо прямых ответов на поставленные вопросы предлагают ссылки на информацию, размещенную на их Web-серверах. Такие "ответы", по нашему мнению, не свидетельствуют о готовности респондента предоставить необходимые для анализа сведения. Скорее, они говорят о желании "завуалировать" точные данные "кисеей" многочисленных тарифных планов и дополнений к ним. На взгляд авторов, конкретные ответы на поставленные вопросы помогают избежать неоднозначной оценки той или иной услуги.

Многие российские провайдеры уже осознали, что увеличение абонентской базы, а следовательно, доходов возможно только за счет расширения спектра услуг на местном уровне. Дорогим и черепашьим доступом к столичным и иностранным ресурсам новых пользователей не привлечешь. Все те, кого это интересовало, уже работают в Сети. Поэтому по всей стране идет организация интрасетей, Quake- и Chat-клубов, поиск все новых и новых сервисов. Региональные провайдеры проявляют большой интерес к развитию бизнеса в Internet и пытаются получить гранты на освоение этой деятельности в Фонде "Евразия".

Однако и сами провайдеры вкладывают деньги в развитие новых услуг. По мнению Александры Шаровой, Web-дизайн сейчас себя не кормит. Электронная коммерция по большому счету - фикция. Структуры, продвигающие эти приложения, в той или иной мере спонсируются поставщиками доступа в Internet. Последние, как пылесосы, отсасывают деньги у населения и вкладывают их в разработку и развитие новых услуг, у многих из которых большое будущее. "Через десять лет, - говорит г-жа Шарова, - Internet станет частью любого бизнеса, подобно тому, как сейчас любой бизнес не мыслим без телефона".

ОБ АВТОРАХ

Евгений Евдокименко и Лиана Степанова - сотрудники ИАЦ "Телекоммуникации". С ними можно связаться по адресу telforum@dol.ru. Галина Большова (bolshova@networld.ru) - обозреватель журнала "Сети".

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями