Функциональные возможности современных УПАТС чрезвычайно многообразны, а их интеграция с корпоративными информационными системами зашла столь далеко, что от характера использования этих станций начинает зависеть эффективность бизнеса в целом.

Пару месяцев назад в автобусе, доставлявшем участников российского Интернет-Форума в подмосковный пансионат "Лесные дали", моим попутчиком оказался руководитель отдела ИТ одного крупного федерального ведомства. Завязавшийся разговор какое-то время плутал в дебрях нескончаемых проблем отечественной телекоммуникационной отрасли, пока вдруг (неожиданно для меня самого) не "вырулил" на современную телефонию и учрежденческие АТС. Слушая рассказ моего собеседника о практике использования УПАТС в его организации, я не без удовольствия отметил про себя, что российские корпоративные заказчики постепенно начинают воспринимать учрежденческие станции не столько как средства, ориентированные исключительно на традиционные потребности телефонии, сколько в качестве комплексных многофункциональных систем, способных (при надлежащем применении) изменить характер работы отдельных сотрудников, прежде всего повысив ее эффективность. Эта поневоле краткая дискуссия стала одним из стимулов к написанию настоящей статьи.

От архитектуры к функции

Судя по некоторым признакам, сегодняшнее отношение к УПАТС отечественных пользователей (тех, кому приходится иметь с ними дело) аналогично восприятию компьютерной техники: господствовавший несколько лет назад интерес к техническим деталям постепенно уступает место вопросам о спектре поддерживаемых функций, наборе потребительских качеств и возможностях интеграции предлагаемых продуктов в корпоративные информационные системы.

Не последнюю роль в этом процессе играет постепенное упрощение архитектуры АТС и, главное, обеспечение максимальной прозрачности формируемых ими коммутационных сетей для абонентов. УПАТС, когда-то считавшиеся ключевым компонентом при построении диспетчерских и справочных служб, сегодня выступают в новом качестве. Постоянное совершенствование их функциональной "начинки" привело к тому, что эти станции исполняют самые разнообразные роли - от транзитных узлов в телефонных сетях общего пользования (ТфОП) до концентраторов мультимедиа-трафика, образующих фундамент корпоративных сетей связи.

Изменения, произошедшие в последние годы, дают все основания описывать современные учрежденческо-производственные АТС преимущественно с функциональных позиций, оставляя как бы в стороне особенности аппаратно-программной реализации.

Оговоримся сразу, что главным объектом дальнейшего рассмотрения станут так называемые "большие" учрежденческо-производственные АТС. Отличительные признаки станций этой группы - значительное число поддерживаемых внутренних абонентов (от нескольких единиц до сотни тысяч); высокая надежность благодаря задублированности основных компонентов; возможность масштабирования в широких пределах, в частности путем интеграции нескольких станций в единую систему; подключение к узлу ТфОП через специальные соединительные линии с межстанционной сигнализацией (например, по ИКМ-трактам) и др. Именно представители систем данной категории будут служить примерами при рассмотрении тех или иных функций. Однако справедливости ради стоит отметить, что ряд функциональных возможностей "больших" УПАТС сегодня реализован и в продуктах младшего класса, обычно называемых мини-АТС.

Среди разнообразных функций современных УПАТС выделяется несколько основных групп:

  • базовые функции телефонной связи (выход внутренних абонентов в ТфОП, междугородная и международная связь, внутренняя связь по сокращенному набору и т.д.);
  • интеллектуальные функции обработки вызовов;
  • функции почтового сервера (обработка речевых, факсимильных и текстовых сообщений);
  • тесно примыкающие к предыдущей группе средства оперирования смешанным трафиком, поддерживающие передачу данных и даже организацию видеоконференций;
  • функции сопряжения с локальными и корпоративными вычислительными сетями;
  • средства интеграции сети микросотовой связи в единую коммуникационную структуру.

Название первой группы говорит само за себя. Остальные же классы функций стоит рассмотреть подробнее.

Обработка вызовов

Исторически это было первое направление наращивания функциональных возможностей УПАТС, ознаменовавшее проникновение средств интеллектуальной вычислительной обработки в телефонию. Фактически данная область стала прямым отражением успехов в сфере компьютерно-телефонной интеграции.

Некоторые функции обработки вызовов сегодня настолько привычны, что возникает ощущение, будто они существовали всегда. Сюда можно отнести повторный набор и использование номеров ускоренного набора на телефонном аппарате, перевод звонка на свободный аппарат и подбор звонка с другого аппарата, удержание вызова и обратный вызов, автодозвон до занятого номера или отсутствующего абонента, автоответчик и т.п.

Менее привычными, однако уже реализованными в продуктах ряда компаний являются персональные и общие списки номеров, называемые также телефонными справочниками предприятия (дозвон по номерам из справочника можно осуществить с ПК); отслеживание перемещений абонента в пределах офиса; использование персональных паролей; фильтрация звонков; постановка звонков в очередь с возможностью ее просмотра; программирование с системного телефона процедур обработки вызовов на учрежденческой АТС; передача тарификационной информации в собственную систему обработки данных пользователя и даже такая экзотика, как запись разговора в записную книжку на заданную букву.

Большая часть перечисленных функций имеет дело с голосовыми потоками. Однако функциональные возможности УПАТС перешли на качественно новый уровень после появления средств обработки других видов трафика.

Почта на любой вкус

Первым результатом этого витка эволюции стали универсальные системы обработки сообщений (unified messaging systems). Их интеграция в УПАТС превратила последние в полнофункциональные почтовые серверы, способные совладать не только с голосовой и факсимильной корреспонденцией, но и с сообщениями электронной почты.

Одной из наиболее совершенных разработок данного класса является система INTUITY AUDIX корпорации Lucent Technologies. Этот продукт стал продолжением решения DEFINITY AUDIX, ориентированного на обработку речевых сообщений и предлагаемого заказчикам в течение многих лет.

Напомним, что последняя версия DEFINITY AUDIX (Release 3.2) - это модуль, устанавливаемый в кабинет УПАТС и содержащий максимум 16 портов1. Он обеспечивает хранение речевых сообщений суммарной продолжительности до 100 ч и поддерживает стандартные функции автоответчика, речевой почты (отправку сообщения в ящик без физического звонка абоненту, переадресацию сообщений, уведомляющий вызов о поступлении новой корреспонденции, уведомление о доставке и др.), автоматического оператора на основе голосового меню и системы справочной информации.

Модули почтовой системы INTUITY AUDIX
ХарактеристикаMAP 5MAP 40MAP 100
Макс. число портов184264
Макс. емкость памяти, ч1554251255
Макс. число локальных абонентов, тыс.151520
Макс. число абонентов Message Manager*, тыс.124
Макс. число рабочих сеансов Message Manager326496
Примечание. ПО управления сообщениями INTUITY Message Manager предоставляет в распоряжение пользователя удобный графический интерфейс, доступ с ПК ко всем видам сообщений и возможность их сохранения в виде файлов.

INTUITY AUDIX представляет собой внешнее устройство, находящееся между УПАТС и локальной вычислительной сетью Ethernet (функциональные параметры предлагаемых моделей приведены в табл. 1). Такое решение, во-первых, обеспечивает возможность применения системы со станциями других производителей, например с Meridian SL1 корпорации Nortel Networks (ситуация, которую сегодня на рынке встретишь нечасто), а во-вторых, открывает доступ к почтовым ящикам с компьютеров ЛС.

Обработка речевых сообщений новым продуктом аналогична тому, как это делается в DEFINITY AUDIX. Что касается факсимильной корреспонденции, то система позволяет получить доступ к факсу, помещенному в персональный почтовый ящик, из любой точки земного шара, после чего факс может быть распечатан на местном принтере. Реализованы возможность речевого аннотирования отправляемых факсов и уведомление об их доставке, адресация по списку, переадресация приходящих факсов в персональный ящик, в том числе без помощи оператора. Понятно, что для отправки сообщения в данном случае не требуется отдельного факсимильного аппарата.

Компонент INTUITY Internet Messaging позволяет отправлять мультимедиа-сообщения по электронному адресу; при этом нетекстовые компоненты преобразуются в присоединенные файлы. Поступающие по электронной почте сообщения могут быть сохранены в универсальном почтовом ящике системы INTUITY AUDIX. Алгоритм кодирования речи CELP, разработанный подразделением Bell Laboratories фирмы Lucent, дает возможность сжать речевое сообщение в 5,5 раза относительно формата WAV. Адресат, не являющийся пользователем INTUITY AUDIX, может прослушать сообщение после приведения его к формату WAV программой Lucent Voice Player, распространяемой бесплатно. В настоящее время в Bell Laboratories ведутся разработки технологии преобразования текста в речь, которые позволят прослушивать поступившие по электронной почте текстовые сообщения, например, соединившись с системой INTUITY по телефону.

Реализованные в INTUITY процедуры обработки сообщений означают придание ему статуса многофункционального почтового сервера. При этом на станции-клиенте может использоваться любое ПО, совместимое с протоколом POP3, включая клиентские части Microsoft Exchange и Lotus Domino.

В полном соответствии с современной практикой интеграции нескольких УПАТС в единую сеть компания предлагает решение для распределенной системы обработки сообщений. Программное обеспечение INTUITY Interchange Networking, устанавливаемое на устройство INTUITY MAP 100, превращает последнее в концентратор для группы территориально разбросанных систем обработки сообщений (в частности, других производителей). Мультимедиа-корреспонденция в этом случае передается по имеющимся каналам локальных или глобальных сетей с применением стандартных протоколов TCP/IP или DСP.

Мультимедиа-трафик и конференц-связь

Рассмотренные в предыдущем разделе возможности многофункционального почтового сервера могут служить наглядным примером того, как современные УПАТС оперируют смешанным трафиком. Скорость обработки входных потоков определяется производительностью коммутационной матрицы станции и некоторыми особенностями архитектуры. Практическим тестом производительности УПАТС может быть конференц-связь.

Многоточечные аудиоконференции сами по себе давно вышли из разряда непривычных приложений. Тем не менее проведение сразу нескольких конференций (ситуация, типичная для крупных организаций) способно создать значительную нагрузку на телефонную станцию. Максимальное общее число участников и количество одновременно поддерживаемых конференций - два показателя, которые позволяют сравнить продукты ведущих производителей в данной области.

Рекордные значения первого параметра измеряются сотнями участников; для их достижения, как правило, требуется установить в УПАТС несколько специальных плат либо подключить к ней дополнительные системы. Скажем, в одном шкафу Alcatel 4400 можно разместить три платы конференц-связи, каждая из которых поддерживает три одновременные конференции по 29 участников. Число одновременных конференций возрастает больше чем на порядок при объединении нескольких УПАТС корпорации Alcatel в сеть.

Другое решение предлагает фирма Ericsson. При наличии в составе станции MD110 специального блока расширения, поддерживающего аудиоконференции, максимальное количество одновременных участников возрастает со стандартных 24 до 360, которые могут быть разделены на группы (отдельные конференции) произвольным образом. Упомянем еще станции Harris 20-20 одноименной фирмы. Старшая модель этого семейства LX поддерживает до 768 участников.

Что касается использования дополнительных систем конференц-связи, то результатом всегда является значительный рост максимально возможного числа сотрудников, которые могут обмениваться информацией в коллективном режиме. Например, их число увеличивается с 32 до 360 при подключении к станциям Meridian 1 корпорации Nortel системы Confertel 2000. В ряде случаев (станции Hicom 300 компании Siemens) такое решение делает количество участников практически неограниченным, поскольку оно лимитируется лишь числом внутренних абонентских линий.

Вслед за аудиоконференциями в "сферу компетенции" УПАТС постепенно переходит и обработка множественных видеопотоков. В качестве примера приведем разработки французской компании Matra Communication. Выпускаемые ею станции MATRACOM 65xx могут выступать в роли серверов видеоконференц-связи.

Видеосигнал передается с кодека MC 890, подключенного к видеоадаптеру MC 840. Последний устанавливается в персональный компьютер и соответствует стандарту H.323. Видео передается по одному или двум B-каналам ISDN в обычном либо квартетном формате CIF (Common Intermediate Format) со скоростью 30 кадров/с и разрешением 640 x 480 точек. Для транспортировки голоса используются протоколы G.711/G.728. Управление видеоконференцией осуществляется при помощи программного обеспечения PLUG & SEE фирмы Matra, работающего в среде Windows.

Использование УПАТС и дополнительного периферийного оборудования того же изготовителя для организации видеоконференций еще нельзя назвать типичным. Решающую роль в поддержке подобных приложений играет технология передачи трафика между модулями самой станции: в модели MC 6550L для этой цели выбран режим асинхронной передачи (ATM) со скоростью 155 Мбит/с. По мере внедрения в УПАТС высокоскоростных систем внутренней коммутации станции начнут брать на себя и другие функции видеосерверов. (В этом отношении показательно наличие специального ПО для станций Hicom 300 E фирмы Siemens, которое поддерживает работу приложений мультимедиа.)

Сервер корпоративной сети?

Провокационный заголовок у этого раздела появился неспроста. Как следует из предыдущего изложения, современные УПАТС уже взяли на себя функции некоторых серверов приложений; обработка почтовых сообщений и поддержка видеоконференц-связи - яркое тому подтверждение.

В действительности, дело зашло еще дальше. Современные УПАТС способны выступать в роли низкоскоростных коммутаторов, через которые производится обмен данными между персональными компьютерами и ЛС или между локальными сетями.

В качестве примера рассмотрим те же станции MС 6550, фигурировавшие в предыдущем разделе. Эти УПАТС комплектуются специальными модулями обработки данных, которые поддерживают интерфейсы ISDN BRI и X.25. В результате становится возможным подключение терминалов, ПК и рабочих станций как непосредственно к УПАТС через асинхронный интерфейс V.24/V.28 (скорость обмена 19,2 кбит/с), так и через внешние интерфейсы (скорость обмена 64 кбит/с). Связь между УПАТС и локальной сетью Ethernet либо Token Ring осуществляется через шлюз TCP/IP MATRACOM 3410 по каналам V.24 или X.25 (в зависимости от интенсивности трафика и требуемого количества соединений). Отметим еще, что обмен данными по B- и D-каналам может выполняться независимо, а кроме того, УПАТС MC 6550 допускают мультиплексирование нескольких потоков данных в одном B-канале.

Приведенные выше значения скоростей передачи на несколько порядков уступают пропускной способности современных ЛС. Тем не менее низкоскоростной обмен через УПАТС может использоваться при формировании запросов в базы данных (если их интенсивность невысока), передаче файлов и служебной информации, для целей удаленного мониторинга, электронной почты, автоматизации офиса и др.

Чем же все это может кончиться? Установка современных процессоров, использование высокоскоростных технологий для коммутации потоков на внутренней шине, возможность наращивания памяти на жестких дисках, задублированность ключевых системных ресурсов - основополагающие элементы компьютерной архитектуры уже приняты на вооружение ведущими поставщиками средств телефонии. Не означает ли это, что со временем УПАТС вытеснят традиционные серверы из корпоративных сетей с соответствующими последствиями как для производителей, так и заказчиков?

Ответ на поставленный вопрос может быть дан только в рамках общего анализа конвергенции компьютерных и телекоммуникационных технологий, а это явно выходит за тематические рамки настоящей статьи. Замечу только, что интеграция не отменяет специализации, а, скорее, наоборот, открывает для нее новые возможности. Выделенные серверы в вычислительных сетях пока не утратили своей актуальности и вряд ли в обозримой перспективе уступят место универсальному компьютеру-монстру, на котором будут выполняться все сетевые приложения (хотя сторонники решений на базе мэйнфреймов, судя по всему, придерживаются иных взглядов). Так и УПАТС, разгрузив традиционные серверы от многих коммуникационных функций, займут свое место в окружении различных компонентов корпоративных сетей будущего.

К полной мобильности

Интеграцию внутрикорпоративной сети мобильной связи и сети телефонной сегодня реализуют многие компании. В этой области основные различия между продуктами разных фирм сводятся к поддерживаемым стандартам микросотовой связи, максимальному количеству мобильных абонентов и территориальному охвату абонентов в распределенной среде.

Что касается стандартов, то наибольшее распространение получила поддержка сетей, основанных на технологии цифровой передачи DECT, менее популярны системы, построенные на технологии CT2. Существенно, что в одних случаях УПАТС способна взаимодействовать с беспроводными системами разных производителей, в других изготовитель предлагает собственную разработку.

К продуктам первой группы относятся станции компаний NEC, Samsung и Telrad. Примерами УПАТС со встроенными системами мобильной связи той же фирмы могут служить Alcatel 4400, DEFINITY корпорации Lucent (в обоих случаях - DECT-системы), MС 65xx (поддерживаются технологии CT2 и DECT), NEAX 7400 ICS компании NEC (технология Personal Handyphone Systems, PHS), Meridian 1 корпорации Nortel Networks (CT2-система Meridian 1 Companion), Hicom 300 E производства Siemens (DECT-система Hicom сordless E) и Coral фирмы Tadiran Telecommunications (DECT-система CoralAIR). Внешние системы микросотовой связи для своих УПАТС предлагают упомянутые Alcatel, Lucent, NEC и Nortel, а также Ericsson (стандарт DECT) и некоторые другие фирмы.

Идеальной является ситуация, когда каждый абонент может быть мобильным. Такой вариант поддерживает компания Ericsson: при формировании сети из нескольких УПАТС MD110 и задействовании максимально возможной номерной емкости беспроводными терминалами может пользоваться любой из более чем 30 тыс. сотрудников организации. Однако чаще количество мобильных абонентов не столь велико. Скажем, для сети из нескольких станций Alcatel 4000 оно не должно превышать 2 тыс. человек, тогда как общее число портов может достигать 32 тыс. Похожие ограничения накладывают и УПАТС других производителей: система микросотовой связи NEAX2400 IMX-U фирмы NEC способна обслужить до 16 тыс. мобильных пользователей (68% максимально возможного числа абонентов), для CoralAIR этот показатель составляет 1536 из 5,5 тыс. абонентов УПАТС Coral (около 28%), а аналогичная система в составе станций MC 6550 компании Matra поддерживает 256 мобильных абонентов на кластер.

Однако даже в том случае, когда количество мобильных абонентов заметно уступает общему числу портов УПАТС, преимущества микросотовой связи оказываются особенно очевидными при наличии распределенной сети телефонных станций. Интеграция в единую структуру нескольких УПАТС, обслуживающих территориально разнесенные офисы (или целые кампусы), позволяет осуществить такое же "обобщение" микросотовых сетей, хотя радиус зоны обслуживания каждой из них, как правило, составляет порядка 1 км (вне помещений). В результате владельцы мобильных терминалов, удаленные друг от друга на сотни и даже тысячи километров, смогут общаться друг с другом так, будто они являются абонентами сети сотовой связи общего пользования, в то время как компания не будет нести никаких расходов, связанных с данной услугой.

Описанная возможность поддерживается сегодня УПАТС нескольких производителей. Критичным при этом является способность любой базовой станции микросотовой связи (независимо от ее расположения) обслуживать все мобильные терминалы, зарегистрированные в системе.

Рассказ об интеграции систем беспроводной связи с УПАТС был бы неполон без упоминания средств поддержки учрежденческими АТС абонентов сетей сотовой связи общего пользования. В данном случае функции УПАТС прежде всего сводятся к переадресации вызова на мобильный телефон сотрудника, который может находиться в любой точке земного шара. Подобное решение недавно разработала компания Lucent Technologies (см. врезку "Digital HotDesk: местный звонок за океан").

Что в "черном ящике"?

Как было сказано в начале статьи, ее цель - проиллюстрировать функциональные возможности современных "больших" УПАТС на примере продукции отдельных производителей. Такой подход, однако, не стоит воспринимать как пренебрежение технической стороной дела. Чтобы читатель не почувствовал себя полностью обделенным технической информацией, кратко остановимся на тех аспектах, которые в первую очередь должны приниматься во внимание при выборе конкретной модели учрежденческо-производственной АТС (табл. 2).

Главным количественным показателем, связанным с размером потенциальной организации-заказчика, является максимальное число портов, которое может иметь УПАТС. У современных "больших" станций этот параметр доходит до 30 тыс. (Alcatel 4400 производства Alcatel, MD110 фирмы Ericsson, DEFINITY G3R корпорации Lucent Technologies), а сети, состоящие из станций Hicom 300 E или MC 6550, способны поддерживать до 100 тыс. абонентов.

Следует иметь в виду, однако, что приведенные рекордные значения достигаются в распределенной конфигурации, т.е. путем интеграции нескольких одиночных УПАТС в единую коммуникационную систему. Это означает, что при выборе конкретной УПАТС имеет смысл поинтересоваться и емкостью отдельных устройств, которые в зависимости от производителя именуются шкафами, блоками, стойками, кабинетами; она варьируется в диапазоне от полутора сотен (Alcatel 4400, модель M1) до полутора тысяч портов (NEAC 7400 ICS фирмы NEC, модель 140). Характеристики отдельной стойки фактически задают тот "макроквант", с которым может производиться расширение системы при значительном увеличении числа абонентов, а значит, и связанные с этим расходы.

Аналогичный шаг наращивания существует и на микроуровне: пока максимальная емкость одного блока не достигнута, новые абоненты в большинстве случаев добавляются путем установки дополнительных плат. Емкость одной платы обычно находится в пределах 8-32 портов (хотя встречаются и другие варианты), причем эти значения могут быть различны для портов цифровых и аналоговых линий.

Отметим еще то обстоятельство, что, приводя значения емкости своих станций, не все производители уточняют, какое количество портов "смотрит" во внешнюю сеть, а какое - во внутреннюю. В некоторых моделях (Ericsson MD110) все порты являются универсальными и могут задействоваться как для обслуживания абонентов, так и для подключения к ТфОП, хотя, с позиций внутрикорпоративного применения, последнее лишено какого-либо смысла. В других случаях не все порты могут использоваться для формирования абонентской емкости, и это существенный факт, особенно при анализе возможности дальнейшего масштабирования УПАТС.

Самостоятельный интерес представляют системные цифровые телефонные аппараты, предлагаемые самим производителем УПАТС, как с точки зрения способа подключения и передачи, так и в плане поддерживаемых функций. Что касается интерфейса передачи, то обычно он бывает стандартным - с двумя B- и одним D-каналом; иногда встречаются и нетрадиционные варианты, например 3B+D в системах Alcatel 4400 (скорость передачи до 256 Кбит/с). Если же говорить о собственно подключении телефонных аппаратов к станции, то для этой цели применяются двух- и четырехпроводные линии. В последнем случае имеющаяся кабельная инфраструктура может ограничить возможность широкого применения системных аппаратов либо потребовать прокладки дополнительных линий.

Желание использовать терминальное оборудование данного производителя связано с наличием более широкого набора функций по сравнению со стандартными телефонными аппаратами, правда, за счет увеличения общей стоимости решения. Это преимущество, как правило, не ограничивается чисто пользовательскими свойствами (записная книжка, вызов по имени, автонабор дополнительного номера, интерактивный диалог через клавиатуру и др.), но и позволяет эффективнее использовать весь спектр возможностей учрежденческой АТС. В качестве примера упомянем возможность передачи данных между локальной вычислительной сетью и УПАТС через системный телефонный аппарат со специальным адаптером (по последовательному интерфейсу V.24, V.35 и т.п.).

Может быть и другой вариант интеграции телефонной и вычислительной сетей - через подключение последней к самой учрежденческой АТС, о чем говорилось выше. В этой связи существенна поддержка протоколов сетей передачи данных.

Если говорить об интерфейсах локальных сетей, то в силу очевидных причин основное распространение получили порты для ЛС Ethernet. Сопряжение такой сети со станцией в большинстве случаев используется для целей управления, а поддержка протокола SNMP позволяет осуществлять контроль за работой УПАТС с той же управляющей платформы, которая служит для администрирования вычислительных ресурсов. Реже модуль с интерфейсом Ethernet устанавливается для реализации CTI-приложений.

Что касается интерфейсов нелокальных сетей, то некоторые производители уже реализовали поддержку протоколов X.25, Frame Relay и ATM.

Однако реализованные в УПАТС интерфейсы сетей передачи данных - это только одна сторона медали. Другая, пожалуй, даже более важная, связана с выходом станции во внешний телефонный "мир". Подключение учрежденческой станции к ТфОП по специальным каналам требует совместимости с системами межстанционной сигнализации, которых в России в силу исторических причин развелось великое множество. К счастью, последнее обстоятельство уже не является непреодолимым препятствием на пути внедрения продукции зарубежных поставщиков: УПАТС ведущих производителей сегодня поддерживают большинство систем сигнализации, применяемых в нашей стране, включая E&M, R1,5, R2, регистровую сигнализацию с различными вариантами кодирования, сигнализацию по трехпроводным соединительным линиям и, конечно же, ОКС№7. Поддержка отдельными продуктами тех или иных сетевых интерфейсов и систем сигнализации документируется соответствующими сертификатами Госкомсвязи РФ.

Наконец, не последнее место в перечне факторов, влияющих на выбор конкретной УПАТС, занимает стоимость. Для многих "больших" станций она находится в пределах 200-300 долл. в пересчете на порт. Однако при анализе ценовых показателей имеет смысл уточнить, что входит в сообщаемую поставщиком сумму, в частности, включает ли она стоимость кросса, системы питания (которая часто реализована в виде отдельного блока), терминального оборудования и, возможно, дополнительных услуг по монтажу и обслуживанию в течение гарантийного срока.

Сегодняшний уровень цен на УПАТС ведущих мировых производителей означает, что в организации с несколькими тысячами сотрудников развертывание современной телефонной сети обойдется в несколько миллионов долларов - цифра, вполне сопоставимая со стоимостью отказоустойчивого серверного кластера и соответствующего ПО для запуска критически важных приложений. Такое сравнение неслучайно. Прогресс в секторе "больших" учрежденческо-производственных АТС привел к тому, что станции данной категории становятся неотъемлемой частью корпоративных информационных систем, а их функциональные возможности меняют сам стиль ведения бизнеса.


1 В мае этого года должна появиться версия DEFINITY AUDIX Release 4.0, рассчитанная на 12 портов (максимум) и 100 ч памяти.


По данным ряда западных консалтинговых фирм, в каждый момент времени 37% сотрудников компаний находятся не на своем месте и еще 13% не располагают возможностью вести телефонный разговор. Другими словами, каждый второй внешний звонок оказывается безрезультатным. Голосовая почта представляет собой эффективный способ сэкономить ваше время и время ваших клиентов.


Digital HotDesk: местный звонок за океан

Система Digital HotDesk создавалась в европейском отделении подразделения Bell Laboratories компании Lucent с ориентацией в первую очередь на местный рынок. Основной принцип ее работы сводится к следующему. Любой вызов, обрабатываемый УПАТС, маршрутизируется не на офисный телефон сотрудника, а сначала поступает в систему Digital HotDesk. Задача последней - найти вызываемого абонента по одному из заранее сообщенных им телефонов.

Исходящий вызов от УПАТС направляется на офисный телефон абонента. Если сотрудника нет на месте и не задана переадресация вызова на другой офисный номер, Digital HotDesk пытается дозвониться до него по номеру домашнего телефона (при условии, что тот присутствует в списке номеров для поиска). Потерпев неудачу и в этом случае, система начнет связываться с абонентом по мобильной связи.

При приеме вызова на свой сотовый телефон сотрудник прежде всего получает от системы Digital HotDesk предварительное сообщение о звонящем, что позволяет принять решение об установлении сеанса связи. В случае положительного решения (нажатие кнопки "*") состоится разговор. Если же абонент не ответит, будет выполнена автоматическая маршрутизация вызова в голосовой почтовый ящик в основном офисе.

Digital HotDesk допускает настройку максимального времени ожидания ответа по каждому каналу, на который переадресуется вызов. По словам Питера Нифтона, сотрудника британского отделения Bell Labs, на практике суммарное время, в течение которого звонящему придется ожидать соединения, не должно превышать 30 с. Любопытно, что связь между двумя абонентами, находящимися в Москве, через систему Digital HotDesk, установленную в Лондоне, заняла всего полторы секунды.

Как сообщил г-н Нифтон, пока в системе не реализована обработка случаев ошибочного поднятия трубки офисного телефона другим сотрудником (в идеале, после того как трубка положена, процесс переадресации должен быть продолжен). Это же обстоятельство мешает осуществлять параллельный поиск по нескольким каналам для сокращения времени ожидания: непонятно, какие действия должна предпринять система при наличии сразу нескольких ответов.

Digital HotDesk предоставляет ряд преимуществ как сотрудникам компании, так и ее клиентам. Во-первых, для абонента мобильной связи оплата разговора начинается только после нажатия кнопки "*", так что нежелательные разговоры могут быть отменены без каких-либо затрат. Во-вторых, связь с сотрудником, где бы он ни находился, устанавливается только по одному телефонному номеру. В частности, после смены оператора сотовой связи не придется сообщать новый номер многочисленным коллегам и знакомым. В-третьих, клиенты компании не будут нести дополнительных расходов на междугородную и международную связь, если их собеседник находится в командировке, а осуществят дозвон на офисный номер.

Системы Digital HotDesk появятся сначала на британском рынке, а затем - в Германии и Франции. Летом они начнут продаваться в США. Для их функционирования требуется, чтобы ТфОП в данной местности была цифровой (это необходимо для обработки входного вызова и установления тонового режима перед получением ответа).


Характеристики некоторых моделей УПАТС
ПроизводительAlcatelEricssonLucent TechnologiesMatra CommunicationNECNortel Networks
МодельAlcatel A4400Consono MD110DEFINITYMATRACOM 6550NEAX 7400 ICSMeridian 1
Емкость, линий/внутр. абонентов32000/32000 (800 на шкаф, до 300 СЛ на шкаф)30000/3000029000/2500012000/1200023552/235521000/1000 (Option 51), 2000/2000 (Option 61), 10000/10000 (Option 81)
Шаг наращивания портов12 или 24 (анал.), 16 или 32 (цифр.)4 (анал.), 32 (цифр.), 900 (один блок)4, 8 или 30 (СЛ), 8, 12, 16 или 24 (АЛ)16 или 321616 (анал.), 32 (цифр.), 4, 8 или 16 (транкинг), 256 (одна полка)
Подключение СТА
- число проводов22 (цифр.), 4 (анал.)2222
- интерфейс (протокол)3B + D (до 256 Кбит/с)2B +DDCPB + D (80 Кбит/с)2B + D2B1Q (патентованный)
Передача данныхСпец. модуль для СТА. Поддержка V.25, V.34, V.40, S0 ISDN, асинхр. и синхр. передачиЧерез цифровые СТА. Поддержка S0 ISDNЧерез СТА и выносные блокиЧерез цифровые СТАЧерез СТА или модуль для УПАТС. Поддержка V.24-100/RS-232C, V.35, RS-449V, X.21Через СТА или выносной модуль Meridian Communication Adapter (MCA) Поддержка асинхр. (19,2 Кбит/с) и синхр. (64 Кбит/с) передачи
Беспроводное расширение
- стандартDECTDECT GAPDECTDECT, CT2PHSDECT, CT2
- макс. число мобильных абонентов800 (на шкаф), 2000 (в сети)3000016320500 (CT2), 720 (DECT, контроллеры MC 6280), 256 (DECT, на одну станцию MC 6504 в составе MC 6550)Н/д512
Интерфейсы (протоколы) вычислительных сетейEthernet, ATM ST-1EthernetTCP/IPEthernet, ATM, X.25Н/дEthernet (для управления по SNMP), TCP/IP (модуль Meridian Internet Telephony Gateway)
Интерфейсы CTITAPI, STI, TSAPITAPI2TAPI, TSAPI, CSTATAPI, TSAPI, CSTATAPI, TSAPI, CSTATAPI
Речевая почта
- число почтовых ящиковДо 100064 на блок200006000По требованию заказчикаДо 10000 (Option 81)
- емкость памяти для хранения сообщений, чДо 500 на шкафНе ограничена (возможность добавления жестких дисков)До 1250До 130По требованию заказчикаДо 800 (выносной модуль Enhanced Capacity)
Конференц-связь
- макс. число участников одной конференции 29Базовый вариант - 3 конф. по 8 участников. Блок расширения - 360 участников с любым разбиением по конференциям240608; при наличии дополнит. оборудования - не ограничено6 (использование цифр. ТА); 32 участника до 10 одновременных з конференций (карта MICB, число карт не ограничено)
- макс. число одновременных конференций9 на шкаф (при установке трех плат) Больше 1000 (ограничено емкостью коммутационного поля)1При наличии дополнит. оборудования - не ограничено 
Цена за порт, долл.Около 200 (базовая конфигурация без СТА)До 200 (базовая конфигурация, включая кроссовое оборудование, блоки питания и ПО, но не СТА)Около 200180-230 в США (без СТА и кроссового оборудования)От 110 (с блоками питания, но без СТА)150-300 (с кроссовым оборудованием и СТА)
Примечания. АЛ - абонентская линия, ЛС - локальная вычислительная сеть, Н/д - нет данных, СЛ - соединительная линия, СТА - системный телефонный аппарат, CTI (Computer Telephony Integration) - компьютерно-телефонная интеграция, DCP - Data Control Protocol.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями