«Web-узел найден. Ждите ответа, ждите ответа, ждите ответа...» Знакомая ситуация? Немало пользователей и системных администраторов ломают голову над тем, «кто виноват» в длительных задержках при установлении связи — локальная сеть, магистральная линия Internet-провайдера или сервер владельца узла. До сих пор ответить на этот вопрос было непросто. Но инструменты диагностики VitalSuite, разработанные компанией VitalSigns Software, позволяют вам «заглянуть» в глубинные процессы вашей сети.

Инструментальные средства диагностики VitalSuite 2.0 фирмы VitalSigns Software не только укажут на малейшие неисправности в работе сети и на отклонения от ее эксплуатационных характеристик, но и помогут вам их ликвидировать. Установите VitalSuite — и вы избавитесь от проблем, связанных с идентификацией перегруженных серверов, медленными откликами от системы DNS, пропущенными Web-страницами и не справляющимися со своими задачами процессорами на клиентских системах. Программный пакет VitalSuite получил высшую оценку тестовой лаборатории журнала Network World, и мы настоятельно рекомендуем использовать эту систему диагностики в любых сетях.

Продукт VitalSuite состоит из клиентского ПО VitalAgent (в комплект стоимостью 25 тыс. долл. входят 100 агентов) и дополняющих друг друга серверов VitalAnalysis и VitalHelp. В ходе испытаний мы дали возможность клиентскому ПО в течение нескольких дней собирать данные, а сами наблюдали за тем, какие сообщения посылает сервер VitalHelp. Несколько раз возникали простои сети из-за перегрузок, о которых своевременно оповещали программы-агенты VitalAgent. Во время тестирования произошло и более неординарное событие — обрыв оптоволоконного кабеля у основного Internet-провайдера в Вашингтоне, в результате чего пропускная способность сети резко упала и оставалась низкой в течение нескольких часов. Однако VitalSuite без промедления известил нас об этом.

Сетевые прогнозы

Установленное на рабочих станциях пользователей клиентское ПО VitalAgent (программные агенты) следит за работой сети и при возникновении любых отклонений от эксплуатационных характеристик «ставит точный диагноз» (рис. 1). «Приборная» панель VitalAgent состоит из трех частей, предоставляющих информацию о транзакциях, скорости передачи и задержках.

Панель транзакций выводит

диаграмму связи клиента

с сервером приложения
Панель скоростей отображает

текущее и среднее значения

реальной пропускной способности
Панель задержек показывает

снижение быстродействия сети

и сервера
Рис. 1. Программа-агент VitalAgent ведет наблюдение за состоянием сети и регистрирует нештатные ситуации

Панель транзакций VitalAgent позволяет отследить производительность выполняемых приложений и выводит диаграмму связности, показывающую маршрут соединения клиента с сервером данного приложения. Название приложения, мониторинг которого выполняется в данный момент, появляется в верхней части панели. Проблемные области выделяются красным цветом, и если вы дважды щелкнете по ним мышью, то немедленно получите информацию, раскрывающую суть возникших отклонений.

Панель скорости показывает, какой объем данных (в кбит/с) проходит по сети в настоящий момент. На ней отображаются текущее и среднее значения пропускной способности сети. Простая линейная диаграмма иллюстрирует соотношение между количеством посланных и полученных данных.

Панель задержек предоставляет сведения об общем времени задержки, вызванной снижением быстродействия сети или сервера, а гистограмма указывает долю задержки в процентах, относящуюся к каждому «виновнику». Тестирование показало, что панель задержек очень удобна для быстрого выявления источника перегрузок.

Отнесясь довольно скептически к возможности клиента VitalAgent точно определять объем сетевого трафика, мы решили провести проверку с особой тщательностью. С этой целью был инициирован процесс загрузки файла размером 40 Мбайт, который происходил по кабельному модему с пропускной способностью 1,5 Мбит/с. Наблюдение за панелью управления VitalAgent позволило установить, что программы-агенты точно отслеживают трафик.

Мы обнаружили только одно приложение, которому, как нам сначала показалось, удалось привести агенты VitalAgent в замешательство, — RealPlayer Version 5.0. После первоначального скоростного импульса текущее значение пропускной способности на панели скоростей упало до нулевой отметки. На возможную причину такой реакции нам указали в службе технической поддержки VitalSigns: там предположили, что пятая версия RealPlayer использует иной номер порта ТСР/IP, чем предшествующие версии системы.

Отчеты о происшествиях

Если задачей клиентского ПО VitalAgent является мониторинг сетевого трафика, то серверная часть пакета — VitalAnalysis — занимается сбором данных через регулярные заранее заданные промежутки времени. Из собранной информации формируются разнообразные таблицы и отчеты. Мы были просто поражены количеством доступных пользователю VitalSiute подробностей о происходящих в сети процессах. Например, в обобщенных таблицах приложений (heat chart) собраны все зарегистрированные эксплуатационные характеристики каждого приложения, такие как число потерянных пакетов, скорость передачи пакетов и величины задержек (рис. 2).

Рис. 2. Обобщенные таблицы VitalAnalysis отображают

характеристики производительности приложений

Обобщенные таблицы VitalAnalysis — это таблицы с индикаторами в виде цветных шариков, окрашенных в определенный цвет в зависимости от сложности проблемы. Отчеты о клиентских системах содержат информацию о каждом клиенте — его IP-адрес, тип процессора, размер памяти, используемая операционная система. Отчеты о серверах являются «справкой о состоянии здоровья» серверов, мониторинг которых выполняют программы-агенты VitalAgent.

Чтобы просмотреть сообщения, необходим монитор с минимальным разрешением 1024х768 пикселов и браузер Netscape 4.0 или Microsoft 4.0 (либо более поздние версии) для доступа к Web-серверу VitalAnalysis.

Другой сервер пакета, VitalHelp, фиксирует историю каждой клиентской транзакции и создает хорошо структурированный журнал (log-файл) с информацией об отключениях сети, сервера и приложений. Для этого достаточно «заказать» эту информацию. Интерфейс пользователя VitalHelp использует средства ОС Windows NT 4.0 и разделен на три области (или фрейма) всех событий, групп и активных событий .

Рис. 3. ПО управления сбоями VitalHelp фиксирует

нештатные ситуации в сети, на сервере и в приложениях

Во фрейме всех событий сервера на экран выводится цифровая индикация количества событий всех приложений — работающих и поставленных в очередь за последний час или последние восемь часов. Во фрейме групп показаны все активные клиенты, сгруппированные по запущенным приложениям, и приводится цветовое обозначение их текущего статуса. По мнению группы тестирования, этот фрейм особенно важен, так как он позволяет без промедления получать информацию о том, у скольких клиентов возникли проблемы при работе с конкретным приложением.

Фрейм активных событий содержит журнал событий и показывает статус текущих событий, номера возникших проблем (каждой из сетевых «накладок» присваивается собственный номер, ticket number) и их количество. Для быстрой диагностики надо просто дважды щелкнуть мышью на нужном событии. VitalHelp предоставляет богатый набор средств тестирования, в том числе средство захвата пакетов. Администратор может не только получить информацию о конфигурации клиентской сети, но и выполнить трассировку маршрутов и сделать запрос к системе DNS. Функция захвата ни в коем случае не заменяет полномасштабного анализатора пакетов, но ее возможности уникальны. Уже само ее наличие дает повод назвать VitalSuite выдающимся диагностическим ПО.

Необходимо предостеречь пользователей: при работе с набором условий для выдачи аварийных сигналов VitalHelp проявляет «повышенную чувствительность». Если в сети много пользователей, то очень легко может возникнуть ситуация, при которой оператор сервера VitalHelp будет просто завален предупреждениями типа «Не найдена Web-страница» или «Не удалось выполнить преобразование DNS».

Инсталляция и документация

Установить VitalSuite не составило большого труда. Мы следовали указаниям Руководства пользователя, и никаких серьезных проблем у нас не возникло. Но для того чтобы инсталляция прошла наименее болезненно, мы отформатировали жесткий диск сервера и установили свежую копию Windows NT 4.0, Service Pack 3.

Для аппаратной части сервера работа пакетов VitalAnalysis и VitalHelp является большим испытанием. Поэтому минимальная рекомендуемая конфигурация должна базироваться на процессоре не ниже Pentium II 350 МГц и иметь 128 Мбайт оперативной памяти.

Компания VitalSigns предоставляет все необходимое ПО, включая Web-сервер, средства генерации сообщений и базу данных SQLAnywhere компании Sybase. Для каждого из этих пакетов мы использовали общие опции установки.

Для тестирования VitalAnalysis и VitalHelp были установлены на одном и том же сервере, однако для больших сетей VitalSigns такую конфигурацию не рекомендует. По нашим наблюдениям, во время генерации сообщений процессор сервера был загружен на 100%, поэтому мы также рекомендуем использовать различные серверы, если число клиентских мест VitalAgent превышает 25. Нам давно не приходилось встречать документацию такого уровня, как для пакета VitalSuite. Руководство пользователя грамотно составлено и очень удобно в работе. Оно охватывает широкий круг тем и содержит много иллюстраций и распечаток экранов. Если эта документация будет у вас под рукой, то вы наверняка обойдетесь без непосредственных контактов со специалистами VitalSigns — за исключением, возможно, самых сложных ситуаций.

Без тени сомнения можно рекомендовать ПО VitalSuite сетевым администраторам и менеджерам справочных служб как жизненно важный инструмент, по заслугам получивший высшую оценку World Class Award.

Результаты испытаний VitalSuite 2.0

ПоказательВесовой коэфф.,%Оценка
Производительность 40 9 = 3,6
Управление 30 9 = 2,7
Простота использования 10 9 = 0,9
Установка 10 9 = 0,9
Документация 10 10 = 1,0
Итоговая оценка                                                              9,1

Примечания.

Оценки по отдельным показателям выставлялись по 10-балльной шкале.

Весовой коэфициент (относительная значимость данного параметра) учитывался при выведении итоговой оценки.


ОБ АВТОРЕ

Боб Курье (Bob Currier) — руководитель отдела информационных технологий в университете Дьюка (г. Дарэм, шт. Северная Каролина), член Союза испытателей при журнале Network World (www.nfusion.com/alliance). С ним можно связаться по электронной почте: robert.currier@duke.edu.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями