Новые услуги и технологии связи" (ИСС-98), который состоялся 26 ноября 1998 г. в Российском университете дружбы народов, стал пятым в серии семинаров для специалистов и научных работников в области современных телекоммуникаций.

Организаторами ИСС-98 стали Российский университет дружбы народов (РУДН), Международная академия связи (МАС) и Центральный научно-исследовательский институт связи Госкомсвязи РФ (ЦНИИС). Семинар проводился при поддержке компаний Lucent Technologies, АСВТ и RUSLAN Communications. В его работе приняли участие около сотни специалистов из 30 организаций, среди которых, кроме упомянутых компаний и учреждений, можно назвать НТУ Госкомсвязи, ИППИ РАН, МТУСИ, "Гипросвязь", "Ростелеком", "МТУ-Информ", ЛОНИИС и др.

В программу семинара вошли более 30 докладов, в которых были освещены следующие вопросы:

  • перспективы развития ИСС и новые услуги связи в России;
  • компьютерная телефония и Internet;
  • объектно-ориентированные технологии проектирования и разработки услуг;
  • интеграция ИСС и других сетей связи;
  • качество обслуживания в ИСС;
  • оборудование и программное обеспечение ИСС.

Перспективы развития

Изменение условий реализации проектов в телекоммуникационной отрасли вынуждает отказываться от долгосрочных масштабных программ в пользу небольших проектов, позволяющих быстро получать экономический эффект.

В докладе Л. Е. Варакина и В. Н. Николенко (ЦНИИС) "Телекоммуникации: развитие в условиях кризиса" было отмечено, что в результате российского экономического кризиса резко изменяется маркетинговый, финансовый и инвестиционный климат в области телекоммуникаций. При этом сокращается число абонентов отдельных услуг, замедляется приток и снижается платежная дисциплина пользователей, наблюдается падение абсолютных величин и нормы прибыли.

Кроме того, уменьшается интерес потенциальных зарубежных партнеров к непосредственному инвестированию средств в Россию, возникают сложности с прямыми закупками оборудования за рубежом, сокращается финансирование перспективных крупномасштабных проектов. Снижение потенциала экстенсивного (путем увеличения числа клиентов) развития отрасли приводит к тому, что одним из наиболее привлекательных направлений становится внедрение дополнительных услуг связи на базе некапиталоемких технологий (узлы служб, компьютерная телефония, Internet) при ориентации операторов на работу с индивидуальными заказчиками.

Ю. И. Филюшин (ЦНИИС) в своем докладе "Узлы служб как стимуляторы роста" рассматривал возможности платформы SN (Service Node) для создания операторами связи дополнительных услуг. Внедрение SN в качестве узлов, на централизованной основе поддерживающих функциональные возможности ИСС, в условиях взаимоувязанной сети связи (ВСС) России может оказаться оптимальным решением для мелких и средних операторов, особенно при разделе формирующегося рынка дополнительных услуг связи. Они также могут быть использованы крупными операторами как тестовые площадки для испытаний новых услуг перед началом их широкомасштабного внедрения.

В существующих экономических условиях среди основных критериев целесообразности инвестиций — минимизация риска при одновременном уменьшении срока окупаемости. Поскольку доля стоимости SN в инфраструктуре сети невелика, они могут рассматриваться в качестве "стимуляторов роста", обеспечивающих компаниям-операторам увеличение прибылей за счет быстрого и экономически эффективного внедрения дополнительных услуг связи.

Тарифная политика

Г. П. Башарин (РУДН) в своем докладе "Методология тарифной политики на рынке услуг электросвязи" дал обзор отечественных и зарубежных публикаций, посвященных тарифной политике операторов сетей электросвязи. Для выхода России на мировые рынки необходимы преодоление технологического отставания и интеграция в глобальное информационное пространство. Инвестиции в телекоммуникации уже в среднесрочной перспективе могут дать серьезный положительный эффект для всей экономики. Поэтому важную роль играет рациональная государственная политика поддержки отрасли, которая предполагает развитие финансово-экономической теории тарифов на телекоммуникационные услуги и ее использование регулирующими органами и телекоммуникационными компаниями.

В докладе Б. Л. Сатовского (RUSLAN Communications) "Тарификация услуг АТМ" были проанализированы тактика внедрения ATM на рынок услуг связи, вопросы образования цен на услуги ATM и даны конкретные рекомендации для компаний-операторов, основанные на опыте фирм British Telecom и Deutsche Telekom. Детально рассматривался вопрос предоставления несимметричного канала связи и канала, динамически изменяющегося во времени (xDSL-доступ к сетям АТМ).

Регулирование Internet

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что практически во всех странах услуги Internet относятся к категории дополнительных (информационных) услуг, на которые не распространяются нормы, регламентирующие предоставление услуг электросвязи. В докладе А. Б. Васильева, М. В. Вязниковой и Ю. И. Филюшина (ЦНИИС) "Регулирование Internet: зарубежный опыт" были рассмотрены основные вопросы регулирования взаимодействия поставщиков услуг Internet с операторами сетей электросвязи.

Поставщики услуг Internet (ISP) подключаются к сетям электросвязи на правах абонентов, что обуславливает характер их взаимоотношений с операторами сетей общего пользования. Основным направлением регулирования деятельности ISP является определение правил и порядка использования ресурсов существующих ТфОП и сетей передачи данных (СПДОП) на участке доступа.

Либеральные подходы к регулированию характерны для развитых стран (США, Германия), жесткие — для стран Юго-Восточной Азии. Кроме того, предпринимаются попытки контролировать качество услуг Internet по некоторым показателям, связанным с техническим обслуживанием и эксплуатацией оборудования ISP (Сингапур). Стремительное развитие Сети в России ставит в число первоочередных задачу выработки национальных подходов к регламентации деятельности всех участников рынка услуг и оборудования Internet. При этом должны быть созданы такие механизмы, которые позволили бы ISP и их пользователям на недискриминационной основе участвовать в формировании рынка услуг.

Создание услуг

В последние годы появилась (вследствие развития объектно-ориентированных методов, Internet и Web-технологий) реальная возможность применения инструментальных средств в процессе создания телекоммуникационных услуг из готовых многократно используемых компонентов. Обзор таких средств был дан в докладе М. А. Жидовинова (Технологический университет г. Хельсинки, HUT), В. А. Наумова (Технологический университет г. Лаппенранта, LUT), А. Г. Никитина и К. Е. Самуйлова (РУДН) "Компонентно-ориентированные методы создания услуг в интеллектуальных сетях связи".

Стандарты ИСС впервые определили фундаментальный принцип отделения функций внедрения и управления услугами от платформы сети связи. Дальнейшие глобальные изменения на рынке услуг телекоммуникаций, в основе которых — быстрое развитие Internet и использование ее в качестве среды разработки и предоставления новых видов услуг, а также появление новых игроков на рынке услуг связи (в частности, поставщиков содержания услуг) привели к созданию архитектур, закрепляющих концепцию отделения функций управления логикой услуги от других функций сети. Проектирование услуг перешло в сферу создания программного обеспечения.

Достижения в области программных технологий показали, что наиболее удачными оказываются компонентно-ориентированные решения, которые основаны на использовании уже существующих компонентов.

В докладе М. А. Жидовинова (HUT), А. Г. Никитина и Е. В. Трунова (РУДН) "Инструментальные средства для разработки компонентного объектно-ориентированного программного обеспечения услуг телекоммуникаций" были представлены результаты работ по созданию инструментального программного средства (ИПС), предназначенного для поддержки проектирования и разработки ПО услуг телекоммуникаций. Текущая реализация данного ИПС, называемая VBT (Visual Builder Tool), предоставляет возможности для компонентно-ориентированного проектирования, основанного на языке UML, и кодогенерации спроектированной модели в текст программы на языке Java. Разработка VBT осуществлялась РУДН как часть проекта Calypso, воплощаемого HUT.

Компьютерная телефония

Возможности компьютерной телефонии, способы предоставления услуг и коммерческие аспекты использования этой технологии рассматривались в докладе Г. В. Борисовой, М. В. Вязниковой, О. И. Предтечиной и Н. А. Хабусевой (ЦНИИС) "Концепция CTI: возможности и перспективы". Важным фактором, способствующим успеху CTI на рынке телекоммуникационных технологий, является относительно низкая стоимость соответствующего оборудования по сравнению со стоимостью устройств ИСС. Так, цена комплекта оборудования для CTI может составить от десятков тысяч до 1 млн долл., а оборудования ИСС — не менее 2 млн долл.

Очевидно, что выбор технологии CTI оптимален для небольших компаний, предоставляющих дополнительные услуги по ТфОП. Однако в сетях крупных операторов компьютерная телефония обладает преимуществами перед технологией ИСС в тех случаях, когда объем предоставляемых услуг ограничен (например, на этапе развертывания новых услуг или если услуга предназначается для небольшого числа абонентов). Принимая во внимание сложившиеся экономические условия, следует ожидать повышения интереса к CTI всех участников рынка услуг связи России.

Услуги мультимедиа

Одной из актуальных исследовательских задач в области архитектуры и протоколов современных сетей связи является синхронизация потоков данных для распределенных услуг мультимедиа. Информационные потоки различных типов могут испытывать неодинаковые задержки при прохождении по сети, в связи с чем услуга мультимедиа требует соответствующих механизмов для обеспечения синхронности воспроизведения составляющих потоков и поддержания при этом необходимого качества услуги (Quality of Service — QoS).

Эти проблемы рассматривались в докладе В. А. Ефимушкина и А. Б. Шрестхи (РУДН) "Дискретные модели синхронизации распределенной услуги мультимедиа". На основе одномерных моделей дискретного временного процесса синхронизации получен ряд качественных характеристик, описывающих функционирование распределенной услуги мультимедиа.

Абонентский доступ

В докладе Н. Н. Репина (ЗАО "Компания МТУ-Информ") "Мультивариантный абонентский доступ с точки зрения конвергенции сети Internet и сети связи общего пользования" было отмечено, что в современных условиях эффективным способом предоставления услуг Internet является мультивариантный абонентский доступ по высокопроизводительной магистральной сети оператора связи. В условиях сложившегося рынка связи, уже насыщенного операторскими услугами, использование мультивариантного абонентского доступа позволяет телекоммуникационному оператору оптимальным образом обслуживать своих абонентов, обеспечивая им максимально возможное качество связи. Однако все это реально лишь при определенной избыточности ресурсов связи, в том числе при наличии значительного запаса емкости международных и магистральных внутренних каналов, качественных каналов "последней мили". Данные факторы позволяют предлагать всем владельцам ПК услуги доступа в Internet высокого уровня качества при низком уровне тарифов.

Сети ОКС 7

В докладе М. А. Жаркова (ЦНИИС), В. П. Полищука (Гипросвязь), А. Е. Кочанова и К. Е. Самуйлова (РУДН) "Разработка объектно-ориентированных инструментальных программных средств для расчета сетей ОКС 7" были представлены архитектура и принципы реализации ИПС для расчета сетей большой размерности и сложной структуры, поддерживающих систему сигнализации №7. Во время доклада демонстрировалась работа текущей версии программных средств, предназначенных для расчета российской междугородной сети ОКС 7.

Дальнейшее развитие ИПС обеспечит возможность расчетов сетей ОКС 7 для интеллектуальной сети и сотовой подвижной связи. Планируется также развитие интерфейсов пользователя и наращивание модулей алгоритмов для более полной автоматизации процесса проектирования сетей ОКС 7.

От ИСС-98 к ИСС-99

Представленные на ИСС-98 доклады и поднятые во время их обсуждений вопросы продемонстрировали растущий интерес к внедрению современных телекоммуникационных систем, значительная роль в которых отводится интеллектуальным сетям, Internet и новым услугам связи. Семинар позволил исследователям, работающим в области современных и перспективных телекоммуникаций, и практикам, решающим задачи разработки и внедрения новых систем, сетей и услуг, обсудить возникающие в процессе их деятельности проблемы.

Подробную информацию об ИСС-98 и предыдущих семинарах можно найти в Internet по адресу http://www.pfu.edu.ru/telesys . Очередной семинар, ИСС-99, должен состояться в РУДН 26 ноября 1999 г.

ОБ АВТОРЕ

Владимир Ефимушкин — ученый секретарь ИСС-98, канд. физ.-мат. наук, доцент РУДН. E-mail: Vladimir.Efimouch-kin@mx.pfu.edu.ru; тел.: (095) 955-0715.

Концепция ИСС

ИСС - это концепция предоставления новых услуг связи, принятая Международной организацией по стандартизации и Международным союзом электросвязи. В соответствии с рекомендацией ITU-T I.312/Q.1201 для ИСС характерно:

  • широкое применение современных методов обработки информации;
  • эффективное потребление сетевых ресурсов;
  • модульность и многоцелевое назначение сетевых функций;
  • разработка и внедрение услуг средствами модульных и многоцелевых сетевых функций;
  • стандартизованное взаимодействие сетевых функций с помощью независящих от услуг сетевых интерфейсов;
  • возможность управления некоторыми атрибутами услуг со стороны абонентов и пользователей;
  • стандартизованное управление логикой услуг

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями