Российский рынок услуг пейджинговой связи растет. Операторы предлагают своим абонентам все более "умные" и многофункциональные устройства. Но кризис внес свои коррективы.

Осень традиционно была порой, когда активизировалась деятельность российских операторов телекоммуникационного рынка. В текущем году многое изменилось. Экономический кризис, потрясший практически все сферы отечественного бизнеса, внес свои коррективы и в деятельность телекоммуникационных компаний. В подобных условиях непросто внедрять что-то новое, даже очень перспективное. Всем — и поставщикам, и абонентам — приходится переходить на режим строгой экономии.

Не минула чаша сия и операторов пейджинговой связи. Понятно, что замедлятся модернизация передающего оборудования и переход на новые, более современные, приемные устройства, снижаются темпы прироста числа абонентов, а в некоторых случаях происходит их отток. Безусловно, все это влияет на маркетинговые программы, которые в значительной степени сворачиваются. Тем не менее ведущие пейджинговые операторы продолжают деятельность по расширению зоны обслуживания, внедрению "свежих" стандартов связи и предоставлению пользователям новых сервисов. И хотя изменения происходят не столь быстрыми темпами, как хотелось бы, прогресс очевиден.

Пейджинг в России

Россияне познакомились с пейджером во время московской Олимпиады 1980 г., когда столичная компания "Астра Пейдж" организовала пейджинговую связь на спортивных играх. Однако потребовалось 13 лет, чтобы это коммуникационное направление стало развиваться по-настоящему. Серьезное формирование рынка пейджинговых услуг в России началось в 1993 г., после осуществления экономических преобразований. Тогда получили лицензии и начали работать первые российские пейджинговые компании "Вессо-Линк", "Информ-Экском", "Радио-Пэйдж". С 1994 г. процесс приобрел лавинообразный характер, и сейчас только в Москве насчитывается около 30 операторов пейджинговых сетей.

Понадобилось всего пять лет, чтобы число абонентов пейджинговых сетей выросло более чем в 150 раз: по оценкам экспертов Госкомсвязи, в настоящее время их уже около 300 тыс. Следует отметить, что "насыщенность" различных регионов поставщиками, а значит, и абонентами этого вида связи весьма неравномерна. Более 70% российского рынка пейджинговых услуг сосредоточено в двух городах: в Москве пользователями пейджеров является 1,1% населения, а в С.-Петербурге — 0,6%.

В целом по России пейджинговой связью охвачены до 100 городов, правда, в основном областных и промышленных центров. Надо сказать, что если объектом первой волны ее распространения были именно Москва и С.-Петербург, то следующая "накрывает" крупные промышленно-развитые регионы — Поволжье, Урал, Западную Сибирь, юг Восточной Сибири, Алтай, Дальний Восток. Аналитики прогнозируют в ближайшие 4—5 лет наиболее интенсивный рост числа услуг пейджинговой связи в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске, Самаре, Уфе, Челябинске, Перми, Казани, Волгограде, Ростове-на-Дону.

По оценкам специалистов Госкомсвязи, сети примерно 30—35% российских операторов объединены в общую междугороднюю пейджинговую сеть, обеспечивающую ее клиентам услуги этого вида связи в любом городе. Эксперты считают, что число городов, охваченных роумингом, будет постоянно расти.

Приемные устройства

Выбор пейджеров на российском рынке достаточно широк — от простых цифровых и однострочных текстовых до многофункциональных устройств с большим объемом памяти, которые не только позволяют получать личные сообщения, но и служат записной книжкой или карманным справочником.

Среди фирм-производителей лидирует Motorola — примерно 70% рынка. На самую популярную модель текстового пейджера — Motorola Advisor — приходится свыше половины всех продаж московских операторов. Ближайшим конкурентом Motorola в России является японская фирма NEC (около 20% рынка), а на долю других производителей остаются всего 13%. Среди последних можно выделить только Philips (9% рынка), так как доля остальных существенно меньше.

Наибольшим спросом пользуются текстовые пейджеры (95—98% продаж), однако "хитами" сезона "осень-зима'98" стали пейджинговые услуги, обеспечиваемые с помощью графического пейджера и двустороннего твейджера компаниями "Мобил Телеком" и "Информ-Экском". Твейджером называют пейджер, позволяющий не только принимать, но и передавать по системе пейджинговой связи или через Internet сообщения на другой такой же твейджер, сотовый телефон или обычный пейджер.

Фирма "Мобил Телеком" начала коммерческую эксплуатацию графических пейджеров стандарта FLEX в ноябре. Как считает заместитель генерального директора компании Александр Колчин, изо всех предлагаемых Motorola пейджеров этого стандарта наибольший интерес у клиентов вызовет Advisor Graphix. Пользователю данного устройства предоставляется возможность приема и просмотра графических изображений любых видов, в том числе диаграмм и таблиц. Кроме того, стандарт FLEX позволяет существенно расширить спектр оказываемых услуг (в том числе связанных с рекламными и информационными целями).

В России стандарт FLEX уже используют пять операторов — "Мобил Телеком", "Вессо-Линк", "Таском" (Москва), FCN (С.-Петербург) и "Радиокоммуникации" (Самара). Стоит графический пейджер намного больше, чем обычное устройство Advisor, однако и его возможности существенно шире, а качество приема информации — выше. О тарифах на услуги пейджинговой связи, реализованной по новому стандарту, российские компании пока не сообщают.

Уникальные услуги цифрового пейджинга обеспечивает российская компания АМТ (в США, кстати, подобный сервис занимает 90% рынка пейджинговых услуг). Предоставляемый ею цифровой пейджер позволяет абоненту ТфОП, используя прямой телефонный набор, без участия оператора передать на пейджер другого абонента любую информацию объемом до 15 символов. С одной стороны — экономия времени, с другой — более высокая степень конфиденциальности.

Уж так сложилось, что основными абонентами фирмы АМТ, пользующимися такими услугами (а их около 3 тыс.), являются компании, для которых приватность сообщений имеет огромное значение. Это органы правопорядка, охранные фирмы, банки и корпоративные клиенты. Но хотя преимущества цифрового пейджинга неоспоримы и для населения, особенно при наличии в квартире охранной сигнализации, подавляющее большинство абонентов предпочитает традиционные текстовые приемники.

Цифровой пейджер принимает сигналы GPS, что обеспечивает реализацию другой услуги компании, мониторинга подвижных объектов. Эта услуга заключается в отслеживании местонахождения автотранспортных средств (или любого подвижного объекта) на электронной карте Москвы.

Услуги

Услуги пейджинга, предоставляемые телекоммуникационными компаниями, можно условно разделить на базовые (клиенты получают их, приобретая пейджер, без дополнительной платы) и дополнительные, или опциональные (предоставляются по желанию клиента за определенную плату).

Одно из перспективных направлений деятельности пейджинговых компаний связывают с использованием Internet. Уже сейчас многие из таких фирм имеют свои представительства в Сети ("Мо-бил Телеком", "Вессо-Линк", "Информ-Экском", "Таском", "Радио-Пэйдж", "Мульти-Пэйдж", "Радио-Скан", "АльфаКом" и т. д.), что позволяет их абонентам отправлять сообщения через Web-узел, минуя оператора. Это особенно удобно для тех пользователей, которые передают информацию в другие города и страны.

Немало операторов предлагают абонентам транспортировать пейджинговые сообщения по электронной почте. Однако при этом не исключена возможность получения на пейджер не слишком приятных сообщений или даже угроз, ведь контролировать отправку сообщений по сети очень сложно.

Операторы пейджинговой связи передающие сообщения через Internet

КомпанияWeb-узелE-mailРазмещение номера абонента
"АльфаКом"http://www.cea.ru/alphacompager@cea.ruВ поле Subject
"Мобил Телеком"http://www.mtelecom.rupager@mtelecom.ru

@notify.mtelecom.ru
В поле Subject

Перед знаком @
"Мульти-Пэйдж"http://www.multi-page.ru@mpage.glas.asp.org

@multi-page.cea.ru
Перед знаком @
"Информ-Экском"http://www.inform-excom.msk.suinfex@inf-exc.msk.ruВ первой строке письма
"Радио-Пэйдж"http://www.radiopage.rupagers@radiopage.ruВ поле Subject
"Таском"http://www.tascom.rupager@tascom.ruВ поле Subject
"Вессо-Линк"http://www.vessolink.rupager@vessolink.ruВ поле Subject
"Континенталь"http://www.conpage.aha.ruН/дперед знаком @
FCNhttp://www.fcn.ru@pager.fcn.ruН/д
NEDA-paginghttp://www.neda-paging.ruН/дН/д
Примечание: Н/д - нет данных.

Технология Internet-пейджинга проста. Компания-оператор организует свой Web-узел и открывает на нем страницу отправки сообщений. Корреспондент обращается к серверу через стандартный браузер и оставляет сообщение, указав в специальных полях номер адресата и некоторые дополнительные сведения, например время отправки сообщения (таким способом можно, в частности, напоминать самому себе о "реперных точках" дня). Обычно компании публикуют на Web-узле список "именных" абонентов, например у "Мобил Телеком" их можно выбирать из меню. Для реализации услуг электронной почты операторы создают специальные адреса, через которые сообщение отправляется абоненту.

Думается, интересен и тот факт, что плату за услуги пейджинга теперь можно вносить по телефону — если оплата производится через автоматизированную систему банковского самообслуживания "Телебанк", созданную Гута-банком. В настоящее время Гута-банк обслуживает абонентов "Мобил Телеком" и "Вессо-Линк Единая Пейджинговая". Кроме пейджинговых услуг абоненту предоставляется возможность оплачивать услуги коммунальные и сотовой связи, а также переводить деньги (в том числе валюту) на счета в различных банках.

Последствия кризиса

Экономический кризис изменил общие тенденции телекоммуникационного рынка России и остановил его рост, поскольку для многих операторов основным стал вопрос выживания. В сентябре-октябре деятельность большинства пейджинговых компаний была практически парализована.

Причем на первом этапе кризиса существенного уменьшения числа абонентов не произошло: отток пользователей, вызванный возросшей более чем в три раза стоимостью услуг пейджинговой связи (в рублевом эквиваленте), был компенсирован притоком бывших абонентов сотовых сетей. Однако дальнейшее ухудшение экономической ситуации (интенсивный рост цен на продукты питания и товары первой необходимости) сделало свое дело, и абоненты стали отказываться от услуг пейджинга. С другой стороны, операторы сотовой связи предприняли ряд маркетинговых акций, которые приостановили уменьшение числа абонентов. В этих условиях произошло существенное снижение объемов бизнеса пейджинговых компаний (по некоторым оценкам, до 30%).

Одним из основных факторов, влияющих на расстановку сил на рынке пейджинговой связи, является платежеспособность населения, которая в значительной мере зависит от макроэкономической ситуации в стране. При усугублении экономического кризиса ожидается дальнейшее снижение объема операций пейджинговых компаний, что может стать причиной краха большинства из них, и поглощение крупными компаниями более мелких. Однако, как утверждает генеральный директор "Мобил Телеком" Лев Дайчик, "для крупных слияний и объединений операторов пейджингового рынка в России условий нет".

Экономический кризис внес свои коррективы и во внедрение новых технологий. В связи со снижением доходов пейджинговых компаний не следует ожидать активного распространения стандарта FLEX на территории России, но постепенный переход на него региональных компаний, скорее всего, все же произойдет. По мнению президента Ассоциации операторов единой пейджинговой системы Виталия Зарембо, капитальные затраты на переход имеющейся сети пейджинговой связи на новый стандарт будут зависеть от ряда факторов, в том числе от географических особенностей и размеров территории, на которой будет установлено оборудование, и условий, оговоренных в контрактах поставок тех или иных устройств либо ПО (например, стоимость ПО всей сети "Вессо-Линк" составит около 80 тыс. дол.).

Г-н Зарембо уверен, что FLEX — одна из самых удачных разработок компании Motorola и что во многих странах он уже признан в качестве национального стандарта. По его прогнозам, в 2000 г., после введения стандарта FLEX в России, количество абонентов пейджинговых компаний в нашей стране достигнет 1,5 млн человек.

Кризис не позволил выйти на отечественный рынок еще одному уникальному пейджеру — голосовому. Российская компания "Континенталь" совместно с французской Infotelecom намеревались реализовать в 1998 г. проект голосового пейджинга в Москве и Екатеринбурге. По словам исполнительного директора "Континенталь" Алексея Абакумова, голосовой пейджер работает как мини-радиостанция: абонент звонит в компанию и наговаривает свое сообщение на специально выделенный персональный автоответчик, а затем оно отправляется адресату. Технология была протестирована в Москве еще в мае 1998 г. Используемый протокол — MobidARC.

Неоспоримыми преимуществами передачи информации по голосовому пейджеру являются как возможность услышать "родной и знакомый" голос, так и относительно невысокие цены, которые были обнародованы в июне (стоимость обслуживания не должна была превысить 5 дол./мес.). Однако при передаче голосового сигнала не исключены возможность прослушивания и возникновение искажающих помех в эфире. Привлекательность услуги снижают и относительно большие (по сравнению с аналогичными характеристиками "безмолвных собратьев") вес и размеры пейджера. Несмотря на это авторы считают, что после завершения периода экономических неурядиц голосовой пейджер найдет свое место на рынке.

А пока операторы ведут активную борьбу за клиента — это и тарифная политика, и разные маркетинговые ухищрения, и системы скидок, и розыгрыши подарков, и т. п. Уже сейчас большинство московских операторов снизило тарифы на основные услуги пейджинговой связи на 15—25%. Эта тактика позволит не только сохранить уже имеющихся абонентов, но и привлечь новых, готовых сменить своего оператора пейджинговой или сотовой связи.

Компания "Мобил Телеком" в октябре снизила тарифы на 30%. Ряд компаний предоставляет некоторые бесплатные услуги. Как сообщила Сабина Авдич, менеджер по специальным проектам "Вессо-Линк Единая Пейджинговая", в условиях кризиса фирма предложила новую систему скидок и специальные "экономичные" тарифы (например, стоимость абонентского обслуживания составляет от 5 дол./мес.).

Многие эксперты в начале кризиса пророчили региональным операторам пейджинговых сетей быструю гибель — дескать, клиент там небогатый, ему теперь не до пейджинга. Однако на деле ситуация сложилась совершенно по-иному. В Москве операторы, начав терять клиентов, стали изобретать маркетинговые приемы для их удержания; операторы в регионах пошли другим путем. Большинство из них на фоне интенсивно растущего курса доллара (а следовательно, и роста стоимости услуг пейджинговых компаний в рублевом исчислении) "заморозили" курс доллара при расчете за услуги связи на уровне 7—10 рублей. Часть операторов ввела оплату услуг по факту их предоставления (например, получишь 10 сообщений — заплатишь 10 рублей). Все это позволило не только удержать, но даже несколько увеличить число клиентов.

Перспективы пейджинга

В России

Несмотря ни на что аналитики рынка прогнозируют существенные изменения как структуры пейджингового рынка, так и перечня предлагаемых услуг. Затормозившееся было внедрение более совершенных и качественно новых технологий (прежде всего протоколов FLEX и ReFLEX) вновь "оживет". Для операторов одним из ориентиров станет активизация деятельности в регионах, и не только с целью расширения роуминга (кстати, его услуги составляют незначительную часть в общем объеме бизнеса), а прежде всего, для завоевания новых клиентов. Самая острая борьба развернется в "богатых" регионах — Тюмени, Краснодарском крае и Поволжье.

Как ни парадоксально, есть и положительная сторона кризиса. Как считает бывший генеральный директор "Вессо-Линк" Анатолий Копылов, она заключается в том, что "коммерческие фирмы получили шанс избавиться от "жирка" — слабые уйдут с рынка. Российские компании, в сущности никогда не ощущавшие реальной конкуренции, избаловались. Чтобы выжить, им необходимо провести реструктуризацию, изменить приоритеты в бизнесе и технологию управления".

Так или иначе, пейджинговая связь по-прежнему остается одной из привлекательных сфер бизнеса. Возможность ее использования для передачи как сообщений, так и данных любого типа, а также для их анализа и обработки ставит пейджер даже в более привилегированное положение, чем сотовый телефон. Неоспоримой остается и доступность пейджинговой связи. Цены на пейджеры, как и прежде, намного ниже, чем на сотовые телефоны. Это устройство "проникает" во все более широкие слои населения — от бизнесменов до тинэйджеров. По прогнозам, уже к 2000 г. число абонентов пейджинговых сетей России превысит 1 млн, а к 2005 г. возрастет до 5 млн.

В мире

Из-за бурного развития GSM пейджинг достаточно долго считался умирающим видом связи во многих европейских странах (в США ситуация складывается совсем иначе, здесь насчитывается свыше 40 млн абонентов пейджинговых сетей). Однако сегодня картина изменилась. Данные статистических исследований, проведенных компаниями KPMG и Strategis Group, свидетельствуют о резком росте числа абонентов пейджинговых сетей в Европе.

Только в 1997 г. их стало больше в среднем на 57%. А в отдельных странах число владельцев "коробочек на поясе" выросло экспоненциально (например, в Испании — на 225%, во Франции — на 106%). В "консервативных" Германии и Великобритании динамика выглядит несколько скромнее — около 45%. Согласно этим же исследованиям, в нынешнем году во Франции, Швеции и Норвегии отношение числа владельцев пейджеров к общему числу жителей этих стран превысит 5%.

Заметим, что всего пару лет назад такое количество абонентов пейджинговой связи считалось фантастическим, особенно в скандинавских странах, где сотовые телефоны есть даже у студентов и подростков. Если в 1997 г. общая емкость европейского рынка пейджинговой связи составила 8,9 млн абонентов, то к концу текущего года, как ожидается, она превысит 10,9 млн пользователей.

К сожалению, многие страны не имеют официальной статистики о числе владельцев пейджеров, но некоторые цифры привести все же можно. Во Франции их насчитывается 2,6 млн, в Англии — 2,0 млн, в Германии — 1,6 млн, в Нидерландах — 1,6 млн, в Испании — 600 тыс., в Швеции — 400 тыс. и, наконец, в России — свыше 300 тыс. По данным Strategis Group, к 2000 г. общее число владельцев пейджеров в Европе достигнет 14,3 млн, а к 2003 г. — 17,9 млн.

ОБ АВТОРАХ

Андрей Ездаков — старший преподаватель кафедры ИПОВС Московского института электронной техники (тел.: (095) 532-9854, e-mail: argo@pr.miee.ru). Сергей Ленкин — независимый автор, эксперт.

Стандарт FLEX

FLEX - новый стандарт высокоскоростной пейджинговой связи, позволяющий максимально использовать емкость радиоканала. Протокол FLEX определяет три значения скорости для передачи информации: 1,6; 3,2; 6,4 кбит/с. Целостность передаваемых данных обеспечивается определяемыми FLEX средствами защиты от затухания сигнала. Во всем мире около 160 сетей пейджинговой связи работают в стандарте FLEX, а примерно 92% абонентов пейджинговой связи принимают сообщения в этом стандарте. FLEX легко совместим со стандартом POCSAG, на котором базируется российская пейджинговая сеть.


Тенденции развития пейджингового рынка

- Рост числа владельцев пейджеров с одновременным смещением аудитории в сторону подростков и молодежи

- Расширение сферы платных и бесплатных информационных услуг (предоставление справочной, деловой и развлекательной информации, а также данных информационных агентств по подписке или запросу), что приведет к увеличению доли пейджинговой связи в сфере бизнеса

- Внедрение новых типов пейджеров и пейджинга (появление графических, голосовых и двусторонних пейджеров), в связи с чем существенно расширятся круг потенциальных пользователей и область применения пейджинга

- Появление сопряженных и объединенных с пейджингом дополнительных услуг, таких как голосовая и факсимильная почта, электронная почта с уведомлением на пейджер, а также услуги, связанные с Internet

- Использование пейджеров не только для передачи персональных и информационных сообщений, но и для дистанционного управления различными системами, устройствами и сигнализацией

- Дальнейшее уменьшение размеров пейджеров

- Распространение услуг автоматического роуминга на всю территорию Европы (сегодня его поддерживают шесть европейских стран).