Технический прогресс неизбежен

Конференция по компьютерной телефонии, организуемая компанией CompTek International, прошла в Москве 19—20 ноября. Несмотря на кризис в ней приняли участие около 160 человек, представляющих разработчиков прикладных систем, системных интеграторов, телекоммуникационных операторов, а также поставщиков услуг, научные организации и регулирующие органы.

Открывая конференцию, генеральный директор CompTek Аркадий Волож (на фото) отметил, что в настоящее время наблюдается бурный рост российского рынка компьютерной телефонии (КТ). По данным CompTek, дистрибутора американской компании Dialogic, объем продаж компьютерно-телефонных плат этого производителя в первом полугодии 1998 г. вырос примерно втрое по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Прогнозируется, что во втором полугодии произойдет лишь незначительный спад объемов продаж. По словам г-на Воложа, КТ — единственное направление работы его компании, на котором августовский кризис практически не отразился.

Аркадий Волож считает, что сейчас в структуре российского рынка происходят качественные изменения. Наметившаяся в 1997 г. тенденция к расширению использования систем с высокой плотностью портов в 1998 г. значительно укрепилась; к настоящему времени свыше 60% поставляемых устройств представляют собой платы с высокой плотностью портов. Это свидетельствует о "профессионализации" систем компьютерной телефонии. Качественные изменения происходят и в географии отрасли. На долю Москвы приходятся всего лишь 23% от общего объема продаж, на долю регионов — 17%, а 53% рынка занимают системы, распределенные по всей территории России. По типам приложений основной оборот приходится на долю телекоммуникационных приложений: IP-телефония —35%, маршрутизация вызовов — 16%, поддержка сигнализации ОКС7 — 16%. Среди офисных приложений первые места занимают системы обработки сообщений (13%) и интерактивного голосового ответа (12%).

Директор по продажам компании Dialogic по странам Европы, Ближнего Востока и Африки Джон Амейн познакомил собравшихся с новыми продуктами Dialogic, заявив, что, как и раньше, Dialogic будет обращать особое внимание на поддержку стандартов. В частности, он указал на разработанные группой ECTF (Enterprise Computing Task Force) стандарты S.100 и S.300, относящиеся, соответственно, к программному и аппаратному обеспечению. На этих стандартах будет основан новый продукт Dialogic CT Media, позволяющий строить интегрированные системы связи. Г-н Амейн рассказал и еще об одном новом программном продукте Dialogic под названием BoardSwitch, предназначенным для мониторинга плат Dialogic по протоколу SNMP.

По словам г-на Амейна, Dialogic намерен и далее активно продвигаться на российский рынок. В то же время менеджер по продажам Dialogic Том ван Белинген заявил, отвечая на вопросы собравшихся, что не видит оснований для пересмотра ценовой политики в России в области плат начального уровня. Представители Dialogic сообщили, что не боятся возможной конкуренции со стороны российских производителей, поскольку те вряд ли смогут предоставить аналогичный уровень сервиса и встроенного программного обеспечения.

Компьютерная телефония в Кузбассе

На конференции было представлено огромное количество практических решений в области КТ, однако наш корреспондент особенно заинтересовался опытом Кемеровской ГТС. В своем докладе и последующей беседе начальник отдела АСУ этого телефонного оператора Александр Кудрявцев (kudro@info.kuzbass.net) рассказал о программе развития городских информационных служб на базе интеграции телефонных и компьютерных технологий.

Основной задачей создаваемой системы является повышение доходов городской телефонной сети за счет оказания доступных для массового пользователя услуг. Дело в том, что Кемеровская ГТС уже пять лет взимает за местные телефонные переговоры повременную плату (на период проведения конференции она составляла 8 коп./мин), а абонентская плата (постоянная составляющая) полностью отсутствует. Поэтому ГТС получает доход лишь в тех случаях, когда горожане реально пользуются ее услугами. По словам г-на Кудрявцева, руководство Кемеровской ГТС поставило перед его отделом задачу: к 2001 г. добиться, чтобы 40% всех выполняемых горожанами телефонных вызовов были адресованы компьютерному информационному центру.

Сейчас в Кемерове действует ряд компьютерно-телефонных систем голосового ответа, позволяющих взрослым узнать текущий курс доллара, прогноз погоды, репертуар театров и кинотеатров, а детям — послушать сказки. Не так давно начала работать городская "телефонная газета", представляющая собой аудиоблок городских новостей. Указанные службы работают в режиме простого аудиотекста — диалог с абонентом не поддерживается. Однако уже в ближайшее время предполагается ввести в "телефонной газете" рубрики с доступом через голосовое меню.

Все услуги являются бесплатными — абонент оплачивает только время соединения. Как сообщил г-н Кудрявцев, доход от каждого номера, задействованного в системе (в настоящее время их 10), составляет 2000 руб./мес.

В ближайшем будущем предполагается сделать следующий шаг по пути развития компьютерно-телефонных услуг. Компьютерный центр обеспечит абонентам доступ к консультациям специалистов различного профиля (адвокатам, врачам, психологам и т. д.). При этом абонент будет набирать единый номер (для обращения к адвокату — один, к врачу — другой), а компьютерно-телефонная система переключит вызов на того специалиста, который в данный момент ведет "телефонный прием". Консультационные услуги будут оплачиваться отдельно.

Компьютерно-телефонный центр — это только одна часть городской информационной "триады услуг", в которую входят также "Городской Интернет" и "Служба 079". "Городской Интернет" — система серверов различных городских организаций, за обращение к которым Кемеровская ГТС не берет с абонентов никакой платы — они вносят только "повременку". Помимо доступа к информационным ресурсам пользователи "Городского Интернета" получают в свое распоряжение бесплатный почтовый ящик. В этой системе функционируют также различные базы информации, представляющей интерес для массового пользователя. В частности, можно узнать цены на товары, которые имеются в различных торговых организациях города.

"Служба 079" — это традиционная телефонная справочная служба. Ее услуги в Кемерове также бесплатны (оплачивается лишь время соединения); дополнительный доход службе приносит реклама. По словам г-на Кудрявцева, в дальнейших планах ГТС — интеграция всех трех служб "триады", в частности обеспечение голосового доступа к информационным базам "Городского Интернета".

В последний день конференции в присутствии первого заместителя Госкомсвязи РФ Наума Мардера (на фото) разгорелась дискуссия по поводу "взаимоотношений" телефонных сетей и Internet. Как всегда, некоторые "телефонисты" пытались доказать, что их сети не предназначены для передачи данных. Как всегда, сторонники универсальных сетей пытались им объяснить, что те по своей лености или ортодоксальности просто не видят выгод от пропуска трафика данных. (Кстати, буквально через неделю после конференции второй крупнейший оператор Европы British Telecom с гордостью объявил, что в его телефонной сети объем трафика данных превысил телефонный. Напомним, что первым, в 1997 г., достиг такого результата Deutsche Telekom).

Дискуссия, как обычно, могла бы закончиться ничем, если бы не заявление Александра Кудрявцева. Он сказал: "Уважаемые коллеги, поверьте, что все проблемы с модемами, Internet и факсами кончаются в момент введения повременной оплаты. В Кемерово самые лучшие и преданные друзья "интернетчиков" трудятся в структуре ГТС".

Справедливости ради надо отметить, что Кемеровской телефонной сети менее 50 лет, и в последние 20 она активно модернизировалась. Как сообщил г-н Кудрявцев корреспондентам "Сетей", вся транспортная сеть переведена "на цифру" и оптоволокно, а доля цифровых АТС превысила 50%.

Подводя итоги конференции, Аркадий Волож подчеркнул два момента. Во-первых, популярность КТ растет несмотря на финансовые трудности в стране. И хотя проведение конференции пришлось перенести более чем на месяц, в итоге она собрала в 1,5 раза больше участников, чем в прошлом году. Во-вторых, и это самое главное, представители Госкомсвязи во главе с Наумом Мардером заявили, что в самое ближайшее время Internet-телефонии будет дан зеленый свет на государственном уровне.

Практически, остался нерешенным лишь один вопрос: каким образом будет регулироваться международная телефонная связь по протоколу IP? Что касается местной и междугородней связи, то IP-операторы готовы выполнить все предъявленные к ним требования Госкомсвязи (по обещанию Наума Мардера, от них не будут требовать того же уровня качества телефонной связи, что в обычных телефонных сетях)

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями