Вы хотите реализовать технологию voice-over-IP (VoIP)? Тогда перед принятием решения тщательно все взвесьте — за счет появления новых производителей, продуктов и услуг рынок быстро растет. Вот несколько советов, которые помогут вам в начале трудного пути.

Используйте свои ресурсы. Зачастую на предприятии за телефонную связь и передачу данных отвечают разные отделы. Каждый их них может иметь отдельный бюджет и собственную сферу властных полномочий. Как правило, специалисты по телефонной свзяи досконально разбираются в проблемах коммутации каналов и умеют анализировать сетевой трафик, а специалисты по информационным сетям обладают большим опытом работы с технологией коммутации пакетов и хорошо знают протокол IP. Для успешной реализации технологии VоIP необходимо объединить опыт тех и других, обеспечив плодотворное сотрудничество специалистов обеих групп.

Изучите трафик. Прежде чем вводить в информационную сеть речевой компонент, убедитесь в том, что сеть справится с увеличением трафика. В обычных условиях объем передаваемых данных возрастает на несколько процентов в месяц, но в "пиковые" периоды трафик может потребовать почти максимума пропускной способности линии DS-3, которую вы не так давно ввели в эксплуатацию. Кроме того, научитесь регулировать число сетевых сегментов между адресатами и результирующее значение задержки, поскольку эти параметры существенно влияют на качество пакетной передачи речевых и видеосигналов.

Измеряйте характеристики. Конечные пользователи будут оценивать реализуемую вами технологию VоIP, скорее всего, исходя из сложившихся представлений о работе телефонной сети, которая обычно имеет высокие качество и надежность. Статистический параметр 99,999%, или "пять девяток", характеризует надежность телефонной сети; его часто упоминают как свидетельство высокого уровня доступности телефонных услуг. Необходимо изыскать способы, которые позволят сети VоIP оправдать ожидания клиента в отношении качества и надежности услуг. Требуется предусмотреть получение от различных компонентов сети информации, характеризующей качество передачи речи и данных, — время задержек и число потерянных пакетов, соотношение сигнал/шум и др.

Еще один важный фактор — поддержка систем сетевого управления, соответствующих спецификациям SNMP и Remote Monitoring. Рецепты достижения оптимальной производительности сети включают в себя такие обязательные ингредиенты, как возможность определять базовое состояние сети, выявление и анализ имеющихся тенденций.

Проанализируйте имеющиеся контракты с операторами связи. Многим сетевым администраторам придется пересмотреть эти контракты, прежде чем осуществить переход к передаче речи на базе IP-сети. Чтобы оправдать затраты на новую аппаратуру, видимо, придется существенно сократить время использования обычных телефонных услуг, оговоренное в контрактах, обратиться к помощи новых IP-служб. Но учтите: может оказаться, что в результате такого перераспределения вам придется больше платить за традиционные телефонные звонки.

Предположим, что по ныне действующему сервисному соглашению вы платите 5 центов/мин, если "наговариваете" 1 млн мин/мес., и 3 цента/мин. — за 2 млн мин/мес. Сейчас ваша компания тратит на телефонные разговоры больше 2 млн мин/мес, однако после перевода некоторой части речевого трафика в IP-сеть использование телефонной сети сократится более чем вдвое. Соответственно, традиционная передача речевого трафика (не по сети IP) будет обходиться вам уже не в 3 цента/мин, а в 5 центов.

Другими словами, пытаясь снизить затраты за счет перехода на IP-службы, вы увеличите расходы на оставшиеся телефонные разговоры. Мудрый совет: принимая решение, учтите взаимосвязанные экономические факторы.

Сопоставьте объемы международного и национального трафика. Одним из стимулов развития рынка VоIP-продуктов было обещание "бесплатной" или очень дешевой междугородной связи. Прежде чем пытаться обратить эти посулы в реальные деньги, тщательно проанализируйте все телефонные звонки вашей компании и определите, какую их часть составляют переговоры международные, а какую — внутри страны. Поскольку расценки на международную связь иногда превышают 1 дол./мин, тарифы VоIP-связи, составляющие всего несколько центов за минуту, способны оправдать некоторую потерю качества. Ситуация с внутринациональной связью, как отмечалось выше, может оказаться совершенно другой.

Обеспечьте совместимость. Шлюз для передачи речи по IP-сети должен взаимодействовать с системами обработки речевых сигналов — уже установленными в вашей компании и теми, которые появятся в будущем. Это офисная телефонная станция (PBX), автоматический распределитель вызовов, интерактивная система голосового ответа и ряд других. Согласуются ли типы портов междугородных каналов офисной АТС и портов, установленных производителями шлюза VоIP? Собираетесь ли вы в будущем расширять свои возможности, например, перейти на ISDN-линии или создать центр телефонного обслуживания, способный работать с Web? Удостоверьтесь, что новая VоIP-аппаратура совместима со всеми остальными системами обработки рече-вых сигналов.

Внимательно выбирайте кодеки. Для реализации пакетной передачи речи по IP-сети аналоговые речевые сигналы должны быть преобразованы в цифровой поток. Кодек (кодер/декодер) осуществляет данное преобразование. Комитет по телекоммуникациям Международного союза электросвязи (ITU-T) разработал ряд стандартов для кодеков, в том числе G.711 (передача голоса со скоростью 65 кбит/с), G.729 (8 кбит/с) и G.723 (5,2—6,3 кбит/с). Некоторые производители предлагают собственные схемы. Каждый вариант имеет уникальные характеристики (включая качество передачи и время задержки), связанные с алгоритмом кодирования и варьирующиеся в зависимости от объема речевого трафика, "втиснутого" в пакеты.

Поэтому очень важно понять, какой именно будет телефонная связь. Требуется передавать по сети IP факсимильные сообщения или музыкальное сопровождение в режиме удержания вызова? Либо вы ограничитесь речевым трафиком? Позволяет ли шлюз работать с различными кодеками или привязан к одному стандарту либо алгоритму?

Регулируйте пропускную способность сети. Трафик, передаваемый в режиме реального времени, такой как речь и видео, должен иметь приоритет перед обычной трансляцией файлов и сообщений электронной почты. Достичь этого вы способны несколькими способами, например с помощью установки приоритета для IP-адреса или протокола либо использования механизма резервирования, определенного протоколом Resource Reservation Protocol. Однако не все маршрутизаторы можно сконфигурировать так, чтобы они поддерживали подобные схемы. Проверьте, имеют ли ваши маршрутизаторы возможность задания прио-ритетов.

Не забывайте о простоте использования. Помните то время, когда начали появляться альтернативные телекоммуникационные компании? Для того чтобы позвонить в другой город, тогда приходилось набирать десятки дополнительных цифр и кодов доступа. Сейчас пользователи вряд ли смирятся с подобными неудобствами. Если придется использовать телефонные шлюзы, работа с ними не должна обременять конечного пользователя. Кроме того, необходимо, чтобы шлюзы поддерживали существующие процедуры выхода в телефонную сеть. Выбирая конкретный продукт, попросите продемонстрировать последовательность набора, требуемого для доступа в сеть VоIP; убедитесь в том, что он технически и технологически совместим с вашими методами установления связи, передачи телефонных вызовов и со средствами управления.


ОБ АВТОРЕ

Марк Миллер (Mark Miller) — президент компании DigiNet, занимающейся разработкой средств передачи данных, автор 13 книг по конструированию и анализу межсетевого взаимодействия. Его адрес электронной почты: Mark@diginet.com.

Если вам придется пирменять телефонные шлюзы, работа с ними не должна обременять конечных пользователей; они должны поддерживать существующие процедуры выхода в телефонную сет

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями