Одна из сфер человеческой деятельности, называемая телекоммуникации, регулярно демонстрирует примеры массовых психозов. Практически каждая новая технология с ходу объявляется революционной, а по прошествии некоторого времени подвергается освистыванию, как не оправдавшая надежд.

Подобной судьбы, похоже, не удалось избежать и ISDN. Действительно, появление сетей, обеспечивающих мгновенное установление соединений, потрясающее качество речи и космические скорости передачи данных (юным напомню, что в то время для модемов была актуальной скорость 2400-9600 бит/с), породило эйфорию. Но, увы, все хорошее стоит дорого, и коммерческий успех сетей ISDN заставил себя ждать слишком долго. Нельзя не отметить и того факта, что в очередной раз все ведущие производители телекоммуникационной техники рванули одеяло на себя, и принятие единых стандартов оказалось неоправданно затянутым.

Однако несмотря на все субьективно-объективные трудности и существование других новых технологий (например, Internet с IP-протоколом) цифровые сети с интеграцией услуг нашли свою нишу, и популярность их растет. Забавно, - как отметил Евгений Евдокименко в статье "Российский рынок ISDN-услуг: 9 месяцев спустя" ("Сети", 1998, № 6, с. 38), в странах с развитой связной инфраструктурой именно Internet-бум породил спрос на ISDN-услуги. Вполне вероятно, что они обеспечивают лучший вариант "последней мили".

Мне хотелось бы высказать свой взгляд на состояние и перспективы видеосвязи, в том числе видеосвязи через сети ISDN. В большинстве публикаций применяется термин "видеоконференция" (или "видеоконференцсвязь"); я же считаю, что возможности этого вида связи более широко и полно отражает другой термин - "мультимедиасвязь", поэтому буду пользоваться им.

Появление разнообразных средств, обеспечивающих связь удаленных друг от друга собеседников, привело к изменению психологии общения и ведения дел. Вполне естественно, что стиль телефонной беседы отличается от стиля беседы за столом.

Широкое распространение средств мультимедиасвязи потребует новой психологической перестройки. Во время обычного телефонного разговора можно, поддакивая начальнику, одновременно показывать ему кукиш. Попробуйте это проделать при разговоре по видеотелефону! А если ваш начальник имеет привычку ковырять в носу, разговаривая по телефону!? Известно, что участников телепередач гримируют перед съемками, чтобы обеспечить естественный цвет их лиц на экранах телевизоров. И это несмотря на то, что телевизионный сигнал не подвергается компрессии и декомпрессии. А что произойдет с цветом вашего лица после цифро-алгоритмической мясорубки стандарта Н.320? Захотите ли вы еще раз встретиться с прекрасной незнакомкой, поговорив с ней по видеофону?

Доводы относительно психологических преград на пути внедрения систем мультимедиасвязи вовсе не являются надуманными. В моей практике были случаи, когда крупные боссы, увидевшие себя на экране демонстрационного образца системы, сразу отказывались от нее либо требовали сделать ее односторонней (т. е. позволяющей данному руководителю видеть и слышать своих собеседников, а им только слышать его).

Пессимизм и уныние царят в рядах производителей систем мультимедиасвязи и провайдеров соответствующих услуг. Текущая стоимость акций (ну очень маленькая) лидера рынка, урезание производственных программ, досрочный отказ некоторых операторов от исключительных прав на продажу некоторых видов оборудования - все это вполне отчетливо свидетельствует о кризисе данного рынка.

Мне не хочется обсуждать финансовую политику фирм-производителей, замечу только, что в связи с высокими ценами их продукция слишком долго остается элитарной. Впрочем, медики утверждают, что каротин лучше всего усваивается с маслом, а масло - продукт недешевый.

До недавнего времени производители ориентировались на очень узкие сегменты рынка (такие как государственное управление, крупные корпорации, консультативная медицина и т. п.), где продавались и еще будут продаваться довольно дорогие высококачественные комплексы мультимедиасвязи, обеспечивающие передачу по линиям ISDN до 30 кадров/с. Однако этот рынок уже практически заполнен, а кроме того, его активно захватывают системы, использующие более широкополосные, чем в ISDN, каналы связи. Тенденция очевидна, поскольку такие каналы становятся все доступнее.

Видимо с перепугу, некоторые производители и операторы сделали ставку на довольно дешевые модели, предназначенные для домашнего пользования. Рост числа ISDN-линий в жилых кварталах позволил надеяться на успешное внедрение услуг мультимедийной связи. Но и этот сегмент рынка не оправдал надежд. Как утверждают специалисты, занимающиеся вопросами обслуживания телефонных сетей, для того чтобы услуга приобрела популярность и стала массовой, необходима ее доступность не менее чем для 25-30% абонентов сети. Увы, домашним видеофонам предстоит еще долго набирать эту "критическую массу".

Вероятно, именно необходимость больших затрат для продвижения видеофонов на рынок, их довольно высокая цена и психологическая неготовность широкого потребителя к данной услуге вынудили фирму Alcatel свернуть производство своей модели Alcatel 2838, а Deutsche Telekom - раньше времени отказаться от исключительных прав на продажу видеофонов T-View 100, выпускаемых компанией Siemens. По моим наблюдениям, весной нынешнего года реклама T-View 100 в Германии практически сошла на нет, хотя годом раньше они рекламировались и предлагались в каждом офисе Deutsche Telekom. Сотрудники фирмы Siemens утверждают, что определенную популярность эти аппараты получили в основном у молодежи 14-18 лет.

В последнее время интенсивно пропагандируются Internet-телефония и Internet-видео. Появилось достаточно много технических решений и продуктов, реализующих такие возможности. Для поддержки мультимедиасвязи поверх сетей передачи данных с пакетными протоколами был принят стандарт ITU-T Н.323. Все производители оборудования для мультимедиасвязи так или иначе откликнулись на новую тенденцию и выпустили комплекты соответствующего оборудования.

Ознакомившись с возможностями этого оборудования, сравнив его стоимость с ценой изделий для цифровых сетей с коммутацией каналов (Н.320), можно сделать скороспелый вывод, что подобные решения весьма перспективны и способны занять доминирующее положение на рынке систем мультимедиасвязи. Однако не следует спешить. Не исключено, что уже после первых тестов и попыток предоставить услугу абонентам пакетных сетей вас постигнет разочарование. Для успешной эксплуатации такого оборудования, обеспечения потребительского качества звука и изображения вам потребуется надежнейшая и эффективнейшая работа сети передачи данных с большим запасом пропускной способности. А сколько понадобится дополнительных капиталовложений? Не перекроют ли суммарные расходы стоимость использования сетей ISDN, обеспечивающих равнозначное качество связи?

Не хочу показаться нескромным, но мой более чем двухлетний опыт установки и эксплуатации систем мультимедиасвязи, а самое главное, общения с потенциальными и реальными абонентами этого вида связи позволяет сделать некоторые выводы о перспективах развития данного рынка в России.

Поскольку услуги мультимедиасвязи пока довольно дороги, сейчас наиболее актуальны следующие вопросы: кому и зачем они нужны? Ответив на них, можно определить, какие именно системы окажутся востребованными.

На текущий момент реальными покупателями систем мультимедиасвязи в России могут стать организации, связанные с государственным управлением. Россия имеет огромную территорию, что обуславливает использование специфических методов управления. Пресловутое "телефонное право" скорее является побочным результатом таких методов, нежели злонамеренным "ноу-хау" отечественных чиновников. Во многих министерствах и ведомствах (транспорт, добыча нефти и газа, энергетика и т.д.) практикуются селекторные совещания, порой ежедневные. Идеальный вариант для организации мультимедийной конференцсвязи!

Может показаться, что последнее заявление противоречит мнению о возможных негативных факторах видеообщения. Однако психологические проблемы в основном характерны для двустороннего мультимедийного сеанса связи. При проведении конференций можно сделать так, чтобы их участники видели только одного активного собеседника, но слышали всех. Ведущий селекторного совещания (обычно большой начальник) сможет оставаться "в видеотени" и появляться перед другими участниками лишь по собственному желанию. При умелом управлении мультимедийной конференцсвязью она способна стать одним из инструментов имиджмейкерства для руководителя.

Основой сети мультимедиасвязи, позволяющей проводить селекторные совещания, должны быть корпоративная цифровая сеть ISDN (или арендуемые ISDN-линии) и оборудование, которое отвечает стандарту Н.320. Безусловно, потребуется сервер конференцсвязи (MCU). Абонентские терминалы могут быть любого стандарта, в том числе Н.323. В последнем случае в конфигурации сети следует предусмотреть шлюзовое устройство.

Интересным и полезным может стать применение мультимедиасвязи в МЧС. Интегрированный канал передачи видео, аудио, данных и документальных материалов обеспечит организацию консультаций специалистов без выезда на место событий, а в кризисных ситуациях сэкономленное время нередко оказывается решающим. Думаю, для такой сети больше всего подходят абонентские терминалы, базирующиеся на персональных компьютерах.

Подобным же образом мультимедийная связь может использоваться и в медицине. Например, помимо удаленных визитов пациентов к столичным профессорам и передачи данных от диагностического медицинского оборудования возможна организация консультаций в режиме реального времени во время сложных операций. Аппаратура мультимедиасвязи, поддерживающая 30 кадров/с, обеспечивает отличное качество изображения. По субъективным ощущениям, оно ничем не хуже телевизионного. Сумма затрат на оборудование, отвечающее стандарту Н.320, и аренду цифровых каналов сетей ISDN довольно велика, но на высокоскоростные системы и соответствующие каналы связи придется потратить еще больше. Причем изображение, передаваемое, например, через аппаратуру, которая поддерживает MPEG-сжатие и канал Т1/Е1, мало отличается по качеству от изображения, передаваемого через шесть B-каналов ISDN (384 кбит/с).

Как показывает зарубежный опыт, мультимедиасвязь очень полезна при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, помогает в сопровождении строительства удаленных объектов и т.п. Но сейчас, учитывая перманентный кризис российской промышленности и необходимость довольно высоких первоначальных капиталовложений, трудно ожидать появление спроса на такие прикладные системы мультимедиасвязи.

В то же время, мультимедиасвязь может найти применение в других секторах российской экономики, например в туристическом бизнесе. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А увидеть реальную живую картинку - предпочтительнее, чем смонтированный видеоролик. Уже сейчас во многих известных курортных и туристических местах установлены автоматические камеры, входящие в состав мультимедийных систем.

Мне доводилось устанавливать связь с такими камерами через международные сети ISDN. Особенно запомнилась связь с многокамерной мультимедийной системой, установленной на Ниагарском водопаде. Дистанционно переключая камеры, можно не только получить первое представление о самом водопаде и его окрестностях, но и осмотреть интерьер гостиницы, ознакомиться с работой персонала.

По возможности обмена данными мультимедиасвязь качественно уступает другим технологиями. Для поддержки совместной работы от ее участников требуется определенное мастерство при взаимодействии с персональным компьютером. Из-за недостаточной пропускной способности полосы, отводимой в цифровом канале для целей совместной работы, время отклика многократно превышает порог человеческой раздражимости. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев потенциальные клиенты рассматривают мультимедиасвязь только как возможность предоставления услуг видеосвязи.

Сейчас услуги мультимедиасвязи могут быть востребованы довольно ограниченным числом российских компаний. Для них реальная ценность такой связи заключается в визуальном контакте собеседников. Любопытно, но решение о создании корпоративной сети мультимедиасвязи будет слабо зависеть от области деятельности компании. Помимо финансовых возможностей определяющим станет наличие широкой сети филиалов и уже функционирующей корпоративной сети связи. В большинстве случаев в мультимедийных сетях будет совместно применяться оборудование, отвечающее стандартам Н.320 и Н.323.

На российском рынке системы мультимедиасвязи ожидает успех лишь при появлении достаточно большого числа цифровых линий связи и широкого распространения сетей ISDN. Без этого процесса нам суждено, общаясь с помощью телекоммуникаций, продолжать лишь слышать, а увидеть друг друга не поможет никакой каротин.

ОБ АВТОРЕ: Алексей Полунин занимается установкой и сопровождением систем мультимедиасвязи. С ним можно связаться по тел. (095) 205-4078.