спрос на акции Netscape оказался столь высоким, что биржевые маклеры удвоили начальную цену на них, доведя ее до 28 дол. Несмотря на это акции смогли получить лишь немногие счастливчики. Неплохо для компании в возрасте 16 месяцев, которая прежде не приносила прибыли и имела очень невысокий доход!

Однако к концу 1996 г. Microsoft и другие конкуренты Netscape набросились на Internet, и компания начала уступать свои позиции. Сегодня она теряет прежние накопления. "Компания Netscape безнадежно уперлась в стену, - говорит отраслевой аналитик Тим Слоан из фирмы Aberdeen Group в Бостоне. - Ей необходимо переориентировать свою стратегию".

По словам Слоана, проблема Netscape состоит в том, что фирма не в состоянии зарабатывать продажей клиентского ПО и испытывает все большие трудности на рынке корпоративных систем по мере того, как крупные неповоротливые компьютерные компании начинают предлагать собственные продукты для работы в Internet. "Люди не воспринимают Netscape как фирму, создающую ПО для корпораций, - утверждает он. - Чтобы выжить, Netscape надо сменить образ, объединившись с компанией - поставщиком корпоративного ПО или усилив партнерские отношения с более удачливыми фирмами".

Самые очевидные трудности Netscape связаны с выпуском браузеров. Наиболее губительным оказалось решение Microsoft раздарить свой браузер и связать его с операционной системой. По мнению экспертов, Netscape удерживает до 60% рынка браузеров, а почти все остальное достается Microsoft.

Чтобы удержать пошатнувшееся лидерство, Netscape предприняла следующие шаги:

  • сделала браузер бесплатным для индивидуальных пользователей;
  • неожиданно обнародовала исходный код своего браузера; теперь независимые программисты могут модифицировать его и добавлять новые функции;
  • приступила к продажам автономного браузера. Первоначально компания пыталась использовать имеющуюся у нее солидную базу браузеров в качестве пусковой платформы для комплекта ПО, предназначенного для коллективной работы с электронной почтой. Этот комплект должен был устанавливаться пользователем ради возможности работать с браузером Navigator. Но когда фирмы вроде Lotus Development прекратили распространять подобные комплекты, Netscape также стала продавать свой браузер как отдельный продукт;
  • воспротивилась поставкам ПО в комплекте с компьютерами. Netscape инициировала расследование Департаментом юстиции США соответствующей практики Microsoft и даже добилась успехов.

Хотя доходы от поставок Navigator уменьшаются, он по-прежнему остается значимым для Netscape. Браузер важен для поддержки других направлений деятельности компании, в особенности - связанных с Web.

Компания гордится тем, что ее Web-узел - один из самых посещаемых во Всемирной паутине (по данным Relevant-Knowledge и Media Metrix, он входит в тройку наиболее популярных узлов Internet, на которых бесплатно предлагается самая разнообразная информация). По умолчанию 40% из 68 млн пользователей Netscape обращаются к www.netscape.com в качестве своей базовой страницы.

Однако Джим Нейл из исследовательской фирмы Forrester Research (Кембридж, шт. Массачусетс) утверждает, что количество обращений к узлу Netscape может уменьшиться, когда более изощренные потребители и корпорации научатся переопределять базовые Web-страницы, заданные по умолчанию. "Их аудитория случайна", - считает он.

В прошлом году доходы компании от деятельности, связанной с Web, достигли 17% от общего объема продаж, что составило 93 млн дол. Значительная часть данных средств поступила благодаря поисковым программам, поставщики которых платили за связь своих Web-узлов с узлом Netscape. По утверждению аналитиков, во второй половине прошлого года стабильный рост сменился застоем. Как считает Netscape, это произошло в связи с равномерным распределением по времени выплат основных партнеров - нужно было взимать авансом все целиком.

Netscape получает три четверти доходов за счет поставок корпоративных серверов и различных бизнес-приложений, куда входят Web-серверы, программы обмена сообщениями, электронной торговли и др. Серверный комплект SuiteSpot обеспечивает основной доход.

Но это направление развивается медленнее, чем хотелось бы Netscape. Джейсон Дессел, специалист по клиент-серверным системам из компании Universal Studios (Юниверсал-сити, шт. Калифорния), утверждает, что в развитии деловых отношений с его фирмой Microsoft имеет больше шансов. Он указывает, что хотя многие сотрудники Universal Studios предпочитают продукцию Netscape, сервер Internet Information Server корпорации Microsoft поступает вместе с Windows NT, тесно интегрирован с системой обмена сообщениями Exchange и другими продуктами Microsoft.

Конечно, все это не означает, что Netscape грозит кризис. Однако, считает аналитик Грег Фогель из фирмы NationsBanc Montgomery Securities, в конце концов Netscape придется слиться с более крупной компанией - поставщиком корпоративного ПО.


Коротко о компании

Netscape Communications Corp.
Компания Netscape занимает 3-е место на рынке Web-серверов, следом за Apache и Microsoft (10% рынка на март 1998 г.). К Web-странице Netscape ежедневно обращаются более 120 млн пользователей.
Дата основания: апрель 1994 г.
Штаб-квартира: Маунтин-Вью, шт. Калифорния
Руководство: Джим Барксдэйл - президент и генеральный директор, Марк Андриссен - вице-президент по продуктам
Основные продукты: Netscape Communicator, Netscape Suitespot и FastTrack
Приобретения: Компании Digital Style, Kiva и Portola


Web-браузеры: лидер пока прежний

Недавно корпорация IDC проанализировала состояние пяти секторов рынка браузеров - продукты для дома, небольших предприятий, средних и крупных компаний, правительственных учреждений и сферы образования. Результаты исследования были представлены в отчете, названном U.S. World Wide Web Browser Market Review and Forecast, 1997-2001 ("Обзор и прогноз рынка WWW-браузеров в США, 1997-2001 гг."). Этот отчет свидетельствует, что в 1997 г. компания Netscape Communications по-прежнему являлась лидером на рынке браузеров, однако Microsoft успешно действовала во всех секторах рынка Internet.

Исследование показало: хотя компания Netscape и осталась лидером, ее позиции почти во всех секторах ухудшились. Это не относится к продуктам для небольших предприятий - здесь отмечен самый бурный рост. Кроме того, результаты анализа свидетельствуют, что браузер стал многоцелевым приложением, все больше используемым для управления электронной почтой, календарного планирования и составления расписаний.

Данные, на которых базировался анализ, поступили прежде, чем компания Netscape снизила цены на браузер Navigator и клиентский комплект ПО Communicator. Джоан-Кэрол Брайэм, менеджер по исследованиям компании IDC, прогнозирует: поскольку Netscape решила отдавать свое клиентское ПО почти даром, "компания Microsoft уже не сможет так же легко добиваться успеха, как в те времена, когда у пользователей был выбор между бесплатным браузером и браузером, за который надо платить". Она отмечает, что опубликовав исходный код клиентского ПО (проект Mozilla), Netscape получает дополнительный импульс для завоевания в будущем большей доли рынка.

Энди Эдди, Network World

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями