Корпорация 3Com полагает, что у нее есть все козыри, чтобы перекроить иерархию Большой четверки производителей сетевого оборудования. А поскольку 3Com уже занимает второе место, ей остается лишь одно - идти к вершине, на которой закрепилась компания Cisco Systems.

3Com рассчитывает возвыситься, опираясь на изменения в отрасли. Руководство фирмы считает, что в сетевых технологиях происходит переход от преобладания функций буферизации и передачи к повышению роли приложений реального времени типа голосовой и видеосвязи. С точки зрения 3Com, выполнить подобный переход - значит, обеспечить качество сервиса при передаче пакетов между настольными системами в режиме реального времени, а также сохранить это качество при продвижении пакетов по сетям операторов связи к удаленным устройствам.

Компания трудится над схемой сетевых приоритетов и всеобъемлющей платформой управления для нее, но многие аналитики воспринимают ее шансы скептически. "Нет ничего такого, что свидетельствовало бы о возможности 3Com прыгнуть дальше Cisco в ближайшем будущем, - заявляет Джон Моренси, аналитик консалтинговой фирмы Renaissance Worldwide из Бостона. - 3Com провозглашает своей целью гарантии качества для глобальных сетей, но не владеет соответствующими коммутаторами. Скорость передачи данных является ключевым фактором для приложений реального времени, а 3Com не поспевает за гигамаршрутизаторами, которые сейчас разрабатывают Cisco и другие конкуренты компании".

Однако 3Com вовсе не считает это проблемой - так заявляет Рональд Зеге, старший вице-президент 3Com по продуктам для глобальных и корпоративных сетей. Что касается коммутирования для территориально-распределенных сетей, 3Com полагается на союз с фирмами Newbridge Networks и Siemens; компания поддерживает маршрутизацию с помощью коммутаторов, а не программную гигамаршрутизацию.

По мнению аналитика из IDC Брэда Болдуина, применительно к средствам WAN-коммутации опора на союз, а не на безраздельное владение порождает проблемы: Newbridge может заключить соглашение с конкурентами 3Com или стать объектом для покупки какой-нибудь другой компанией. Зеге считает, что независимость фирм Newbridge и Siemens проблемой не является: "У нас прекрасные отношения с Newbridge, и я не знаю, что бы мы выиграли от приобретения этой фирмы".

Тем не менее у Cisco уже имеется серия коммутаторов для сетей операторов связи. Как утверждают представители 3Com, козырная карта компании - устройство CoreBuilder 9000, представляющее собой коммутатор/маршрутизатор масштаба предприятия с интерфейсами для локальных и глобальных сетей. По заявлению специалистов 3Com, он в десять раз быстрее и в десять раз дешевле традиционных маршрутизаторов. У Cisco нет подобных устройств, тогда как 3Com уже предлагает их на продажу.

Правда, Моренси считает, что CoreBuilder 9000 не "завалит" Cisco. Он утверждает: хотя продукт и будет успешно продаваться, равно как и устройства для удаленного доступа SuperStack и сетевые адаптеры Ethernet на 10/100 Мбит/с, но 2 млрд дол. вряд ли катастрофически повлияют на конкурента 3Com. В прошлом году компания Cisco получила доход 7,3 млрд дол.

Значительную часть продукции 3Com составляют сетевые адаптеры и модемы. С модемами, однако, в последнее время начались трудности. Корпорация 3Com пришла в модемный бизнес в прошлом году, объединившись с U.S. Robotics. По словам Болдуина, сделке сопутствовало снижение темпов роста обеих компаний, обычное для объединительного периода. Кроме того, 3Com пришлось участвовать в соревновании стандартов на модемы 56 кбит/с.

Несмотря на то что скоростной модем U.S. Robotics разработан по фирменной технологии, 3Com отвоевала приличный кусок "усыновленного" рынка. Поскольку предварительный стандарт на модемы 56 кбит/с уже утвержден, теперь стоит задача завоевать еще большую долю модемного рынка.

Благодаря слиянию стало возможным управление концентратором удаленного доступа Total Control, созданным U.S. Robotics, с помощью ПО Transcend фирмы 3Com. Аппаратная разработка от U.S. Robotics уже адаптирована и интегрирована в концентратор SuperStack Access 3000 компании 3Com.

3Com продолжает развивать технологию обеспечения качества сервиса. Компания оснащает свои сетевые устройства интеллектуальными функциями, позволяющими устанавливать классы сервиса на рабочем столе с возможностью их распространения по локальной или глобальной сети. По замыслу 3Com, интеллектуальный сетевой адаптер определяет класс сервиса и через расширение Multi-Protocol over ATM передает запрос по другим устройствам локальной сети на ATM-коммутаторы глобальной сети.

Зеге утверждает, что, несмотря на трудности, 1998 год исторически важен для компании. "Вспомните, что происходило в последние годы. Когда-то Cisco играла роль "IBM сетевой отрасли", но с приходом 3Com эта компания превратилась в "Digital Equipment". Мир компьютерных сетей изменился: теперь в его возможности входит как рассылка электронной почты и передача файлов, так и обеспечение телефонной связи", - говорит Зеге.

"Компания 3Com может казаться либо очень привлекательной, либо устрашающей - все зависит от угла зрения", - утверждает Брюс Клафлин, 3Com


Подключайтесь!

Борьба производителей за доминирование на рынке сетевых продуктов приобретает глобальные масштабы, поэтому корпорация 3Com сталкивается с необычайно сложными проблемами. Разобраться с ними поможет Брюс Клафлин, которого генеральный директор 3Com Эрик Бенаму пригласил на пост президента компании. Клафлин имеет обширный опыт работы в области мобильных компьютеров, приобретенный за два десятилетия службы в компаниях IBM и Digital. Беседуя с редактором отдела новостей еженедельника InfoWorld Майклом Визардом и корреспондентом Стивеном Лоусоном, руководители 3Com рассказали о задачах компании, а также о том, каким им видится будущее корпоративных сетей.

Какие основные задачи стоят перед компанией 3Com?

Эрик Бенаму: Что касается текущей работы, мы хотим научиться выполнять ее наилучшим образом, за счет чего ускорится наше развитие и будет усовершенствована финансовая модель. Брюс сыграет ведущую роль в достижении этих целей.

В области стратегии я бы подчеркнул два важных момента. Во-первых, мы хотим поднять на более высокий уровень наше стратегическое партнерство с фирмами Microsoft и Siemens. Существуют огромные возможности для взаимовыгодного использования технологий и разработок, общих инвестиций и создания совместных предприятий, внедрения некоторых новых отраслевых стандартов. Во-вторых, корпорация 3Com намерена утвердиться в качестве ведущего поставщика продуктов и решений для сетей, в которых возможно объединение трафика данных, речи и видео.

Как вы относитесь к формирующейся тенденции переноса функций сетевых адаптеров (network interface card -- NIC) на материнскую плату или процессор?

Э. Б.: Если говорить о бизнесе NIC самом по себе, то в 3Com его доля составляет 15--20%. По моим оценкам, примерно 10% всего объема рынка NIC приходится на микросхемы, которые устанавливаются на материнские платы. Появляется все больше продуктов, реально поставляемых по OEM-каналу, т. е. поступающих непосредственно к производителям ПК. Фактически, восемь из десяти ведущих производителей ПК имеют прочные связи с 3Com, и я думаю, что это положение сохранится. Так что независимо от того, будут ли преобладать на рынке привычные материнские платы или платы с упомянутыми выше микросхемами, компания 3Com сохранит на рынке лидирующую позицию.

Мы считаем, что функционирование сети в целом будет все больше зависеть от устройств, с помощью которых к ней подключаются ПК. Поэтому значительную долю нашего выпуска станут составлять сложные и интеллектуальные продукты. Они будут не только отсылать и получать биты, как это делают обычные устройства, но и выполнять целый набор новых функций (запрашивать алгоритмы работы у системного сервера, отличать потоки данных от голосового трафика, при необходимости - шифровать или сжимать данные и т. д.). Кроме того, устройства для связи с сервером станут более надежными и отказоустойчивыми. Вот почему мы так тесно сотрудничаем с компанией Microsoft.

В каких областях?

Э. Б.: Мы сотрудничаем с Microsoft в областях домашних сетей и сетей хранения данных (storage area network -- SAN) информационных центров. Это также относится и к области использования Windows 98 и Windows NT для высокоскоростных каналов, доступ к которым осуществляется через системы сотовой связи и по кабельным сетям. Я привел только три примера, а их, наверное, наберется с десяток.

Если верить заявлению компании Cisco, она имеет с Microsoft более тесные отношения, чем какая-либо другая фирма. Так ли это?

Э. Б.: По-моему, во взаимоотношениях Microsoft--Cisco многое рассчитано на публику, однако по очевидным стратегическим соображениям они не так уж хороши. В самом деле, когда Cisco и Microsoft попытались создать собственную службу каталогов, сетевая индустрия так активно воспротивилась этому, что через несколько недель проект был передан в группу Directory Enabled Networking (DEN). Теперь, возможно, 3Com оказывает большее влияние на состояние каталогов, чем Cisco, поскольку мы имеем дело со всеми оконечными устройствами.

Какова cтратегия 3Com в области каталогов?

Э. Б.: Наша компания является ключевым членом группы DEN и очень тесно сотрудничает с Microsoft по всей схеме, касающейся оконечных систем. Вы, вероятно, заметили, что когда компания Microsoft выпустила Windows 98, она охарактеризовала средства связи фирмы 3Com (в частности, модемы) как предпочтительные для данной ОС. Все эти средства включены в каталог DEN. 3Com также активно поддерживает протокол LDAP (Lightweight Directory Access Protocol). Мы считаем, что по мере перехода с управления на основе устройств к управлению на основе алгоритмов наше положение будет становиться все более прочным.

Корпорация 3Com по-прежнему заинтересована в новых приобретениях?

Э. Б.: Несомненно. Я не буду рассказывать, какую фирму мы собираемся купить, но могу сказать, что наша стратегия действительно включает в себя приобретения по ходу развития компании. Не следует ожидать, что они будут крупными, типа прошлогодней покупки U.S.Robotics. Они станут более мелкими и технологически ориентированными.

Состоятся ли другие союзы, например с производителями серверов?

Э. Б.: Можно ожидать, что 3Com будет участником многих альянсов с производителями серверов. Мы и сейчас имеем такие соглашения, но их целью, главным образом, является обслуживание устройств конечных пользователей. В дальнейшем мы намерены использовать эти связи для распространения данных услуг на серверную часть сети.

У нас налажен очень тесный контакт с компанией Dell, который поначалу был связан со сферой настольных и переносных компьютеров. Теперь мы соединяем практически все серверы с помощью серверных сетевых адаптеров. Совсем недавно в список наших серверных партнеров были включены IBM и Hewlett-Packard. Я уверен, что связи Брюса среди производителей ПК и серверов окажутся очень полезными для нас.

HP и IBM производят коммутаторы, так зачем же им партнерство с 3Com?

Э. Б.: Хотя компания НР имеет некоторый опыт в области коммутации, она никогда не была лидером в данном бизнесе. Честно говоря, это относится и к IBM. Я думаю, что обе фирмы скорее всего сконцентрируются на производстве какой-либо части набора продуктов для сетей SAN, а не самих коммутаторов.

Какова роль г-на Клафлина в 3Com?

Э. Б.: На него, в основном, будут возложены обязанности по оперативному управлению работой компании. И в его ведении окажутся все бизнес-подразделения.

Брюс, что вас привлекло в 3Com?

Брюс Клафлин: Я перешел сюда из фирмы Digital Equipment, которая отказалась от сетевого бизнеса, полагая, что не сумеет конкурировать с такими компаниями, как 3Com. У меня была возможность оценить 3Com со стороны, и, сказать по правде, она воспринимается либо как очень привлекательная, либо как устрашающая - все зависит от угла зрения.

Вы отказались перейти на работу в фирму Compaq, когда она приобрела Digital, поскольку не хотели уезжать из Новой Англии. Однако 3Com базируется в Силиконовой долине. Что же изменилось?

Б. К.: Я не хотел переезжать, пока моя дочь-старшеклассница не окончит школу. Хотя имеется и пара других причин. Компания Compaq в своей деятельности слишком ориентирована на Хьюстон, и моя работа, скорее всего, была бы ограничена рамками Хьюстона. Деятельность 3Com более территориально распределена, в частности корпоративный бизнес базируется вблизи Бостона.

Вы были "движущей силой" разработки линии ThinkPad в IBM и внесли многие новшества в серию HiNote в Digital. Каким образом ваш опыт в области ноутбуков поможет 3Com?

Б. К.: Количество и разнообразие используемых устройств будут увеличиваться экспоненциально, а наличие сетевой инфраструктуры, к которой люди способны подключаться в любом месте, позволит реализовать возможности этих устройств.


Коротко о компании

3Com

Год основания: 1979

Оборот в 1997 г.: 5,6 млрд дол.

Рыночная стоимость: 13 млрд дол.

Количество сотрудников: 13 200

Приобретения: с 1992 г. компания истратила 10,4 млрд дол. на покупку 14 фирм (в 1997 г. состоялось крупнейшее приобретение - компании U. S. Robotics, обошедшееся в 7,3 млрд дол.)

Основные продукты: сетевые адаптеры, модемы, коммутаторы и концентраторы удаленного доступа