Прибыль достигла 1879 млн дол., превысив на 33% показатели прошлого года. Обратившись к таблицам , можно увидеть, что темпы роста доходов и прибыли Cisco постепенно снижаются. В определенной степени это объясняется значительным увеличением масштабов компании за 11 лет ее существования. Стоит отметить, что по абсолютным объемам прибыли у Cisco нет равных среди сетевых компаний, и компания вплотную приблизилась к гигантам Ericsson и Siemens, производящим оборудование для телекоммуникационных (телефонных) операторов.

Что же касается Московского представительства, журналистам поведано о двукратном росте продаж, об увеличении на 10 человек числа сертифицированных Cisco технических специалистов высшего класса (CCIE), а также о появлении в России первого «Золотого» партнера (мы уже сообщали, что им стала компания AMT Group). Последовала и такая информация: поскольку увеличился масштаб задач представительства, количество его сотрудников выросло с 15 до 30 (среди них - 13 системных инженеров, шестеро из которых удостоены титула CCIE).

Вкратце было рассказано о наивысших достижениях Cisco в России. К ним отнесены: ввод в эксплуатацию московского Центра «РТК-Интернет» (он и еще шесть строящихся Центров базируются на оборудовании Cisco - маршрутизаторах серий 7507, 7206, 3640 и АТМ-коммутаторе LightStream 1010), построение транспортной сети для Автоматизированной системы оплаты проезда по магнитным билетам (АС ОПМБ) Московского метрополитена и сети в штаб-квартире компании «Лукойл». Очевидно, что все эти проекты не выходят за рамки хотя и крупных (по западной терминологии - масштаба предприятия), но все же локальных сетей. В данной области лидерство Cisco вряд ли кем-нибудь оспаривается.

Меня же, как человека, пишущего о глобальных сетях (иногда их называют территориально-распределенными или телекоммуникационными), больше интересовали шаги Cisco Systems за пределами локальных сетей - в первую очередь, обусловленные начавшимся в прошлом году процессом конвергенции телефонных сетей и систем передачи данных. Конечно, трудно рассуждать на эту тему в стране, которая, по меткому выражению директора Центра информационных технологий «Ростелекома» Виктора Гришкевича, «движется по канату над пропастью». Однако рассказывая о компании Cisco, по-моему, позволительно затронуть данный вопрос, особенно в свете заявлений, сделанных летом представителями компании, в том числе генеральным директором Джоном Чамберсом.

Вот уже больше года отрасль телекоммуникаций бредит идеей объединения всех видов трафика в одной сети. Многие аналитики склоняются к мнению, что коммутироваться в этой сети станут пакеты, а не каналы, и базовым протоколом окажется IP. Практически, нерешенным остался только один вопрос: кто будет править балом на поприще обеспечения нового телекоммуникационного мира? Старые господа - поставщики АТС и каналообразующего оборудования для телефонных компаний или какие-нибудь выскочки из производителей сетевого оборудования?

Судя по иностранной печати (в России этот вопрос мало кого интересует - не до жиру, быть бы живу), чаще всего аналитики отдают предпочтение первым. Производители оборудования для телефонных компаний пользуются большим авторитетом: они имеют огромный опыт обеспечения круглосуточной работоспособности своего оборудования, да и в финансовом отношении значительно мощнее сетевиков. То, что телекоммуникационщики ничего не смыслят в IP и вообще в коммутации пакетов, особых опасений не вызывает. Считается, что они вполне способны прикупить себе специалистов из «первой лиги» - поставщиков сетевого оборудования. Опыт последних месяцев, кажется, подтверждает эту точку зрения: Nortel готов заплатить за компанию Bay Networks 9,1 млрд дол., хотя ее рыночная стоимость - на 3 млрд меньше; Lucent предпочитает покупать поменьше, но чаще - за прошедший год поглощены Octel, Livingston, Prominet, Yurie и LANNET (подразделение фирмы Madge).

Как стало известно в конце июня из откровений Джона Чамберса, компании Lucent и Nortel замахивались и на Cisco. Чамберс рассказал, что Cisco была не против войти в тесные партнерские отношения с одним из этих гигантов и воспользоваться их влиянием на телефонных операторов. Условие было только одно: будущий партнер не должен пытаться создавать высокоскоростные маршрутизаторы, подобные Catalyst 8500. Оба претендента отказались взять на себя такое обязательство, и всякие переговоры с ними были прерваны. Чамберс также заявил, что он исключает любую возможность слияния с кем-нибудь из ведущих поставщиков сложных телефонных систем.

К скупке же некрупных новаторов в области телефонии фирма Cisco приступила еще в декабре прошлого года. Тогда она поглотила Lightspeed International, разработки которой позволят оборудованию Cisco поддерживать систему сигнализации № 7. Последней по времени «жертвой» стала компания Summa Four, выпускающая программируемые телефонные коммутаторы (они используются в системах голосовой почты, голосового набора номера, а также для поддержки телефонных карточек). Как считают в Cisco, эти коммутаторы облегчат телефонным операторам переход на пакетную передачу речи по протоколу IP.

«Мы приближаемся к порогу, за которым доминирующим видом трафика становятся данные», - сообщил в интервью журналу tele.com Ларри Ланг, вице-президент Cisco по работе с сервис-провайдерами. - Самое время присмотреться к сетям передачи данных и подумать, как организовать в них телефонную связь». Джон Чамберс считает, что объединение телефонии и передачи данных знаменует собой «третий большой скачок» в сетевых технологиях. Lucent и иже с ней пытаются конкурировать в нарождающемся новом мире связи, не понимая того, что сами они - пережитки прошлого. В отличие от них, Cisco встречает наступление новой эры во всеоружии. Что же касается недостатка опыта в «чистой» телефонии, он будет восполнен приобретением соответствующих специалистов. Компания объявила, что половина ее покупок в текущем году будет напрямую связана с конвергенцией телефонных сетей и СПД.

Итак, Cisco отправляется в одиночное плавание, не слушая предостережений о том, что даже в союзе с крупным телекоммуникационным поставщиком ей будет трудно завоевать доверие у операторов магистральных каналов связи. «Эти компании скептически относятся к большинству поставщиков оборудования передачи данных», - утверждает аналитик из Dataquest Джон Кунс.

А что думают о Cisco наши операторы? Виктор Гришкевич выразился несколько замысловато: «Однозначно сказать, что Cisco не сумеет обеспечить телефонным сетям страны ту надежность, которая предусмотрена нормативными документами, по-моему, никто не может. У нас еще нет достаточно масштабного внедрения оборудования этой компании, чтобы делать какие-то аналитические выводы. Мы работаем со всеми поставщиками - Ericsson, Siemens, NEC, Nortel и Cisco в том числе. Все познается в сравнении».

Таким образом, одназначного суждения о Cisco нет. А вот о Nortel, судя по пресс-релизу, выпущенному по случаю закупки ATM-коммутаторов Passport, такое мнение есть. В этом сообщении для прессы «Ростелеком» заявляет буквально следующее: оборудование Nortel обеспечит высокое качество услуг телефонной и мультимедийной связи в местных, междугородных и международных сетях. Подобного же класса коммутаторы Cisco серий IGX и BPX пока испытываются в так называемой пилотной зоне ATM сети «Ростелеком» (см. схему). Возможно, и они когда-нибудь попадут в реально работающую сеть, поскольку, по заявлению начальника службы передачи данных «Ростелекома» Игоря Шишигина, российский оператор дальней связи делает ставку на применение оборудования разных производителей. (Помните, что все познается в сравнении?) Интересно, хватит ли производителей магистральных коммутаторов операторского класса, чтобы побить рекорд по разновидностям АТС в наших телефонных сетях?

Надо полагать, что в развитых странах замена сетей с коммутацией каналов на сети с коммутацией пакетов произойдет не раньше, чем через десять лет, поэтому у компании Cisco предостаточно времени для построения нового мира. К ее преимуществам перед соперниками из старого мира можно отнести не только огромный опыт в области пакетной передачи данных и поддержки протокола IP, но и такой фактор, как рыночная стоимость. Еще в марте корпорация обогнала по этому показателю Nortel, а к настоящему моменту, по утверждению главы Московского представительства Cisco Роберта Эйджи, ее биржевая стоимость достигла 100 млрд дол. Многие аналитики полагают, что именно рыночная стоимость является определяющим фактором при оценке реальной мощи любой компании.

Тел. Московского представительства Cisco Systems: (095) 961-1410.


Евгений Евдокименко (eugen@osp.ru) - директор ИАЦ «Телекоммуникации» и обозреватель журнала «Сети».


В области телефонии Cisco может потребоваться помощник

Компания Cisco Systems взялась самостоятельно производить сетевое оборудование, обеспечивающее транспортировку телефонного трафика. Однако операторы могут засомневаться в надежности нового «телефонного» оборудования, а сетевому гиганту все же придется вступить в союз с одним из представителей «старого мира».

Генеральный директор Cisco Джон Чамберс недавно заявил, что его компания намерена опираться на собственные силы при разработке, обслуживании и поддержке сетевых устройств с поддержкой телефонии. Это заявление было сделано после того, как провалились переговоры о партнерстве с Lucent и Nortel. Чамберс исключил возможность объединения с каким-либо крупным производителем телефонного оборудования, назвав компании вроде Nortel и Lucent представителями старого мира, пытающимися приспособиться к условиям нового мирового порядка.

Аналитики же сомневаются в способности Cisco обеспечить обслуживание и поддержку глобальных телефонных сетей на основе коммутации как пакетов, так и каналов (не говоря уже о своевременной разработке необходимых для этого устройств) хотя бы на уровне производителей старого мира. В сфере, где операторы и их абоненты требуют круглосуточной работоспособности сетей, а общепринятый уровень надежности составляет 99,9%, само имя Cisco может вызвать скорее страх, чем приятные ассоциации.

«Компания Cisco должна доказать, что она построила систему технической поддержки, способную обеспечить непрерывную работу телефонных коммутаторов по всему миру, - говорит консультант по вопросам телефонной связи Питер Алиссандратос. - Если Cisco сможет это сделать, то это будет первый случай решения подобной задачи без покупки сторонней компании или чужих разработок. Если же нет, Cisco придется найти себе подходящего солидного партнера для слияния с ним».

Компания Gartner Group недавно проанализировала отношение операторов к различным производителям и выпускаемому ими ATM-оборудованию. Оборудование Cisco и подобных компаний получило высокие оценки, однако в том, что касается общего доверия к корпорации и уровня комфортности во взаимоотношениях с нею, перевес был явно на стороне представителей старого мира.

Вот мнение Джона Кунса, директора и старшего аналитика по территориально-распределенным сетям фирмы Dataquest, принадлежащей Gartner Group: «На самом деле операторы хотели бы приобретать оборудование у Lucent или Nortel, поскольку считают их игроками высшей лиги и доверяют им. Эти компании хорошо знакомы с требованиями, предъявляемыми к технической поддержке АТС, они знают, как обеспечить круглосуточную работу оборудования и как реагировать в случае сбоев. Я не уверен, что игроки первой лиги (включая Cisco) полностью осознают все задачи, связанные с обслуживанием традиционных операторов, и имеют для этого достаточно персонала. Ни один из них не достиг уровня Lucent или Nortel».

Cisco с такими оценками не соглашается. Как утверждает ее представитель Этан Торман, директор по маркетингу и защите интересов клиентов в департаменте сервис-провайдеров, компания имеет соглашения об уровне обслуживания (SLA) с «парой крупных операторов связи». Торман отказался назвать этих операторов, сославшись на договор о неразглашении информации.

«Мне кажется, что многие часто забывают об одной важной вещи: системы, выпускаемые представителями cтарого мира, просто не отвечают требованиям новой инфраструктуры передачи речи под IP», - говорит Торман. По словам Тормана, Cisco стремится использовать в телекоммуникационных сетях «электронные инструменты», разработанные ею для поддержки корпоративных сетей. Это, в частности, передовые системы оповещения о сбоях, диагностические мониторы, а также базы данных о ремонтах, модернизациях и надежности работы устройств. Как считает Торман, это позволяет всегда быть в курсе работы сети без отправки больших рабочих групп к месту неисправности.

Торман утверждает, что компания намерена вскоре представить Cisco Framework, общую схему «методологии и оптимальных рабочих приемов» для развертывания многофункциональных сетей на основе коммутации пакетов. Отвечая на вопрос о том, действительно ли Cisco активно приглашает на работу людей, имеющих опыт работы с телефонными коммутаторами, Торман заявил, что его компания использует опыт разработки оборудования для телефонных сетей, накопленный в приобретаемых ею компаниях.

Наконец, Cisco намерена по-прежнему заключать партнерские соглашения с компаниями, имеющими опыт в тех областях, где сама Cisco не слишком компетентна, - например, в обслуживании систем коммутации каналов. Торман отказался комментировать предположения о возможном объединении с каким-нибудь ведущим производителем телефонного оборудования, однако и не исключил такой перспективы.

Кроме того, он сказал: «Мы не собираемся становиться крупной сервисной компанией типа наших конкурентов. Не думаю, что какая-то одна компания может предложить ответы на все вопросы. Я абсолютно уверен, что ни Lucent, ни Nortel не могут взять на себя решение всех проблем. Им не хватает понимания реалий нового мирового порядка».

Партнерство с производителями телефонного оборудования может порадовать одного из клиентов Cisco, компанию Sprint Communications, поскольку Cisco - один из главных поставщиков оборудования для развертываемой компанией Sprint новой сети с интегрированными услугами по требованию (Integrated On-Demand Network, ION). «Рассматривая вопрос о партнерстве с Cisco в рамках работы над ION, мы обнаружили, что у этой компании нет оборудования для телефонии и ей недостает четкого понимания того, как надо структурировать эти услуги, - сказал Марти Каплан, старший вице-президент и главный инженер Sprint. - Именно поэтому мы решили привлечь к данному проекту Bellcore». В качестве поставщика надежных систем коммутации каналов Sprint будет, как и прежде, сотрудничать с Nortel.

Джим ДАФФИ