Существует много российских законов - плохих и хороших. В соответствии с некоторыми из них любой добропорядочный гражданин имеет шанс стать преступником. В частности, есть закон, ограничивающий нас в определении точных координат своего местонахождения. Если прибор, которым мы воспользовались, «выдал» наши координаты с погрешностью менее 30 м, милости просим в «кутузку». Многие мои сограждане, не имеющие отношения к геодезии, организации перевозок грузов, службам спасения, альпинизму или туризму, скажут: «Ну и что с того? Нас это не касается». И будут почти правы. Сегодня. А завтра?

C развитием высоких технологий в нашем быту происходят стремительные перемены. Кто десять-пятнадцать лет назад мог предположить, что мобильная связь станет общедоступной? Кто мог представить, что с помощью пейджера бдительные родители будут «пасти» своих чад, а влюбленные обмениваться нежными посланиями?

А теперь представьте себе: пока вы доставали белье из стиральной машины или смотрели телепередачу, ваше дитя «утопало» со двора. Пейджер здесь, даже двусторонний, - помощник слабый. Однако в сочетании со встроенным навигационным приемником и информационной системой он позволит определить, куда направился ваш самостоятельный малыш.

А как вам понравится вместо атласа автомобильных дорог электронный планшет, в котором не только имеются карты или планы местности в любом масштабе, но и указываются ваши местоположение и направление движения? С его помощью можно определить, как лучше добраться до интересующего «адреса» (детализация - вплоть до поэтажного плана здания), получить информацию о проводимых дорожных работах и т. п. Думаете, фантастика? Ничуть!

Например, для английских автомобилистов такие электронные атласы стали уже привычными. Придумываются сотни новых применений для навигационных приемников. Куда их только не пытаются встроить! Практически все известные автомобилестроители комплектуют ими свои машины. Я не удивлюсь, если завтра появятся детские коляски с каким-нибудь Magellan или Garmin.

Сегодня работают две спутниковые системы - американская Navstar (Navigation System using Timing And Ranging), больше известная нам как GPS (Global Positioning System), и отечественная «ГЛОНАСС». Принципы их работы во многом схожи. Главная задача спутников, входящих в состав этих систем, заключается в постоянной передаче сигналов, которые принимают наземные (авиационные, корабельные, автомобильные, ручные и т. д.) приемники. Системы построены так, что приемник одновременно «видит» несколько спутников. Сравнивая задержки в приходе сигналов от разных спутников, приемник вычисляет расстояние от себя до них, а затем решает систему уравнений, чтобы определить свои координаты. Просто и красиво!

Дотошный читатель спросит: «Ну и что я с этими координатами буду делать? Удовлетворять свое любопытство? Неужели я без спутников дорогу домой не найду?» Спору нет, найдет. Никто и не утверждает, что навигационные приемники нужны всем и всегда (за исключением воды, еды и воздуха, я вообще не знаю того, что необходимо всем без исключения). Спутниковая навигация требуется тем областям, в которых без знания координат не обойтись, - авиации, морскому и автомобильному транспорту, диспетчерским и геоинформационным системам, проектированию и строительству, службам спасения, туризму, охоте, рыбалке и т. д.

Имея навигационный приемник, можно с точностью до нескольких метров определять свои координаты, скорость перемещения и направление движения. В сочетании с электронной картой местности и средствами мобильной связи получается мощнейший инструмент для построения диспетчерских систем. Первыми из гражданских пользователей возможности спутниковой навигации оценили банкиры: были созданы системы слежения за перевозкой денежных ценностей. Диспетчер банка видит на мониторе всю картину - на какой улице и возле какого дома находится автомобиль инкассации, куда движется, есть ли проблемы у экипажа и т.д. Аналогичные системы разворачиваются для «экстренных» служб.

Узаконенная незаконность

Разговор о законах зашел не случайно. Как только к вам в руки попал подобный прибор, вы - преступник. Банально, но факт: незнание законов не освобождает от ответственности. Правда, наше законодательство не самое суровое. Например, в Турции за раскрытие государственной геодезической сети полагается смертная казнь. Здесь, как в старом анекдоте, есть две новости - одна хорошая, другая плохая. Хорошая - мы не в Турции, плохая - мы живем в России.

Немало сказано об особой роли, особом пути и непредсказуемости России. И сколько же непрофессионализма, воинствующего невежества и честолюбия списано на эту особость! Бег трусцой по граблям уже давно стал нашим национальным видом спорта. И в нем нам нет равных.

Я допускаю, что представители российского Министерства обороны, закрывая от нас «координатную» информацию, по-своему правы. Но искренне не понимаю, почему в этом случае определение координат разрешено в США, Германии и Франции. Американцы и вовсе собрались открыть для общего пользования высокоточную информацию своей навигационной системы. Они что, глупее нас? Или же мы настолько отстали, что им не имеет смысла нас бояться? А может, по мнению господ капиталистов, засекречивать приносящее доход - «себе дороже?» (Кстати, годовая емкость рынка спутниковой навигации оценивается западными экспертами в 9 млрд дол.) Либо все гораздо проще: нет смысла защищать информацию, которая может быть получена другими способами.

Похоже, наше Министерство обороны тоже понимает нелепость сложившейся ситуации. Тем не менее его представители настаивают на том, что без наличия серьезного обоснования (например, в виде результатов НИР) снизить требования к точности координат невозможно.

Собственно говоря, что нам до спутниковой навигации, когда у нас даже бумажные карты искажены (не в обиду Роскартографии будет сказано, ибо она здесь совершенно не при чем). На этом обожглось не одно поколение туристов и альпинистов. Думается, первой жертвой советской картографии был матрос Железняк.

Кстати, о граблях... Помните, как представители наших доблестных органов задержали в Ростове «матерого шпиона» сотрудника американской компании Qualcomm г-на Блисса? С помощью навигационного приемника он получал координаты различных объектов на территории России. Тогда не сообщалось, зачем американец это делал. Шпион - и все тут. Общественность отреагировала по-разному: одни торжествовали - мы предупреждали, что враг не дремлет; другие отнеслись к действиям компетентных органов как к одной из российских бед; третьи просто пожали плечами.

Откровенно говоря, меня не особо взволновала судьба Блисса - то, что он не является шпионом и будет в скором времени отпущен, было очевидно. Во всей этой истории беспокоило другое: в очередной раз государство сделало нас, законопослушных граждан, потенциальными преступниками. Можно много рассуждать, почему так происходит, или острить, что законы принимаются лишь для того, чтобы их нарушать. Но мне кажется, первопричина - в слишком стремительных переменах в мире, за которыми не успевает наша инертная бюрократическая машина.

Особенности национального подхода

В бытность моей работы в редакции журнала «Мир связи.Connect!» мы решили обстоятельно разобраться в этой проблеме, собрав за «круглым столом» тех, кто заинтересован в ее решении, и тех, кто может ее решить. Семь месяцев ушло на подготовку. За это время удалось выяснить, что для корпоративного пользователя существуют способы, хотя и несколько эксцентричные, получить разрешение на использование навигационной аппаратуры. Для индивидуального потребителя таких решений сегодня нет.

Любопытно: практически все, кто регулируют порядок применения навигационных приемников, твердят в один голос, что «вопрос назрел» и его надо решать. Немного об этих «всех». Министерство обороны - главное действующее лицо, от которого, по сути, все и зависит. Роскартография - контролер геодезических работ, она же выдает на них лицензии. Минтранс - главный координатор заглохшей Федеральной программы по использованию «ГЛОНАСС». Госсвязьнадзор - основной страж соблюдения государственных интересов при ввозе и использовании навигационной аппаратуры. Межведомственная комиссия по гостайне - от нее зависит внесение изменений в пресловутый «Перечень сведений...».

Сегодня позиция наших разрешительных органов выглядит приблизительно так: господа, мы готовы идти вам навстречу, покупайте лицензию на производство геодезических работ (!?) и пользуйтесь на здоровье. Правда, не очень понятно, зачем такая лицензия водителю и для чего нужен геодезист в коммерческом банке, но это хоть какой-то выход из положения. Резонный вопрос: если все-же можно, то почему нельзя?..

Имейте в виду...

К гостайне отнесены сведения о координатах с точностью 30 м и лучше. Координаты с точностью от 30 до 100 м отнесены к сведениям ограниченного распространения, доступным лишь представителям федеральных органов государственной власти. Точность же бытовых навигационных приемников, как правило, не хуже 50 м, а при продолжительном пребывании в одной точке они способны определить координаты с точностью до 10 м. Отсюда вывод - без соответствующих разрешений пользоваться навигационными приемниками противозаконно.

Рынок подождет, а «ГЛОНАСС»?

Потенциальная емкость корпоративного российского рынка систем глобального позиционирования оценивается в несколько десятков миллионов долларов. Вообще, здесь наблюдается классический «замкнутый круг».

С одной стороны, практический запрет на гражданское использование навигационных приемников снижает величину экспансии со стороны западных производителей GPS-оборудования. У отечественных производителей появляется время (но не деньги), чтобы научиться производить конкурентоспособные устройства для массового рынка. Как будто бы запрет идет на пользу нашей промышленности.

С другой стороны, он практически уничтожает «ГЛОНАСС». Не вызывает сомнения, что государственное финансирование этой системы, если оно и состоится, будет весьма ограниченным. Сегодня ясно, что без открытия массового рынка навигационной аппаратуры «ГЛОНАСС» не выживет - спутников на орбите становится все меньше (падают?), а новые запускать не на что. Успеют ли отечественные производители научиться, пока спутники еще на орбите?

В очевидном проигрыше оказываются все - потребители, которые лишаются удобного инструмента для бизнеса и отдыха, продавцы и производители, чьи доходы могли быть куда более высокими, Военно-космические силы, с трудом поддерживающие работу «ГЛОНАСС», и бюджет, теряющий дополнительные средства с навигационного рынка.

Разорвет ли Министерство обороны этот круг и когда?