Осенью прошлого года в российском отделении Hewlett-Packard появилась новая структура - отделение телекоммуникаций. Компания работает на этом рынке уже далеко не первый год и всегда считала его одним из важнейших (в 1997 г. доля продаж в данном секторе была почти такой же, как в традиционном для Hewlett-Packard секторе электронного оборудования). Соответствующие разработки НР хорошо известны в мире ИТ. Достаточно упомянуть лишь один продукт, систему управления и мониторинга сетей НР OpenView, которая входит в четверку самых популярных и используемых средств управления - наряду с SunNet Manager (SUN), NetView (IBM) и Spectrum (Cabletron).

В России марка Hewlett-Packard всегда воспринималась как знак качества измерительной аппаратуры, компьютерного оборудования и принтеров. Однако за прошедшие полгода российское отделение HP получило известность и как поставщик продуктов для предприятий связи, а список российских заказчиков, телекоммуникационных операторов, увеличился почти в 20 раз. Раскрыть «секрет» успеха компании на телекоммуникационном рынке России любезно согласился управляющий отделением телекоммуникаций Джастин Лиффландер, ответивший на вопросы нашего обозревателя.

- Hewlett-Packard часто цитируют слова исполнительного директора Льюиса Платта: «Компании, которые слишком долго используют методы, когда-то приносившие им успех, в конечном счете проигрывают». Является ли успех вашей компании на рынке телекоммуникаций результатом новой стратегии НР, и если это так, какова суть новых методов работы?

- В последние годы во всем мире, особенно в России, рынок средств управления различными системами связи характеризуется стремительным развитием и беспрецедентным расширением спектра предлагаемых услуг. Триумфальное шествие Internet только ускоряет темпы развития как самих средств связи, так и предоставляемых услуг. Компания Hewlett-Packard, основанная еще в 1939 г., является одним из крупнейших игроков на рынке высоких технологий - в первую очередь, благодаря общей стратегии продвижения полностью открытых продуктов, поддерживающих международные стандарты.

На рынке телекоммуникаций наш подход к проблемам, которые сегодня решают операторы национальных и коммерческих сетей, прежде всего основан на понимании их главной задачи: развивать сетевую инфраструктуру, увеличивая как доступность средств связи для потребителя, так и собственную прибыль. И это совсем не простая задача. Решить ее помогают современные технологии, предлагаемые Hewlett-Packard для операторов связи.

Следует подчеркнуть, что понимая технологические особенности существующих в России телекоммуникационных сетей, специалисты компании адаптируют ее продукты для российских операторов электросвязи. Решения Hewlett-Packard отличает высокая надежность. В них используются известная своей производительностью вычислительная платформа HP, а также разработанные компанией тестовое и измерительное оборудование, системы управления, мониторинга и функционального контроля оборудования в инфраструктурах различного типа, которые могут включать в себя ЛС, сотовые системы связи, телефонные линии и высокоскоростные магистрали. В качестве примера такого решения для операторов электросвязи можно указать систему наблюдения за сетью и контроля за состоянием оборудования OEMF (OpenView Element Management Framework).

Кроме чисто технических решений Hewlett-Packard предлагает на российском рынке и специальные маркетинговые программы (например, программу финансирования проектов в области телекоммуникаций, в рамках которой реализуется проект с МГТС), а также учебную программу для специалистов заказчика. В рамках последней проводятся техническое обучение в специализированном центре в Москве, а также специальные семинары для заказчиков и конференции, получившие название «Телекоммуникационная академия».

Однако главным «секретом» успеха Hewlett-Packard я считаю опережающий рост спроса в России на комплексные решения по автоматизации предприятий связи. Здесь разработки компании способны удовлетворить даже самого привередливого заказчика.

- Какова роль российского отделения телекоммуникаций в общей стратегии HP?

- Российское отделение Hewlett-Packard, АО «Хьюлетт-Паккард Россия», работает на российском рынке телекоммуникаций с 1990 г. Явное оживление этого рынка, рост спроса на услуги средств связи и очевидные успехи компании в данной отрасли привели к необходимости создания в рамках АО «Хьюлетт-Паккард Россия» специального отделения, ориентированного исключительно на телекоммуникационный сектор рынка. Сегодня в нем работают около 20 российских и иностранных специалистов, имеющих богатый опыт разработки и внедрения различных решений для операторов проводной и беспроводной связи, включая Internet-провайдеров. В России это отделение предлагает собственные решения для мониторинга и управления сетей, начальной обработки данных (например, на уровне телефонных соединений CDR ) и биллинговые центры.

Эти решения могут базироваться, например, на платформе OpenCall, которая не только обеспечивает услуги Call Center (ПО Castomer Contact Manager), доступ к ТфОП через Internet и обработку телефонных звонков клиентов, но и позволяет контролировать оборудование проводных сетей. К числу безусловных достоинств всех продуктов Hewlett-Packard для телефонии относится поддержка стандарта сигнализации ОКС7 (SS7), используемого в аналоговых телефонных каналах России. Другим продуктом, безусловно интересным для Internet-провайдеров, является Internet Service Manager, который представляет собой интегрированные на платформе OpenView средства управления ИС для глобальных и локальных сетей на базе протокола TCP/IP.

Внедрение этих и других решений НР осуществляется силами группы системной интеграции телекоммуникационного отделения «Хьюлетт-Паккард Россия». Она готова не только самостоятельно разрабатывать проекты и поставлять системы «под ключ» непосредственно заказчику, но и участвовать в любых совместных проектах с другими компаниями - системными интеграторами, российскими партнерами Hewlett-Packard, которых только в Москве насчитывается уже свыше 10. Один из примеров таких проектов - создание полностью автоматизированной ИС предприятия для МГТС, с которой HP тесно сотрудничает уже около четырех лет в качестве поставщика программно-аппаратного обеспечения и главного партнера в области ИТ.

- Какие новые решения предлагает Hewlett-Packard российским операторам связи?

- Ориентированные на операторов связи продукты HP, которые компания предлагает на российском рынке, можно разделить на несколько категорий в соответствии с областями их применения. Эти продукты для мониторинга сети, диагностики и измерения характеристик глобальных систем, управления территориально-распределенными сетями предприятий, автоматизации обслуживания абонентов, а также для автоматизированного сбора учетной информации и биллинговых расчетов.

- Не могли бы Вы кратко охарактеризовать каждую из этих категорий, чтобы дать представление нашему читателю о технических особенностях предлагаемых продуктов?

- Прежде всего я хотел бы сказать несколько слов о средствах мониторинга, которые сегодня способны выполнять намного более широкие функции, чем простое отслеживание сетевых событий.

Продукт OEMF (OpenView Element Managment Framework), представляет собой систему наблюдения за сетью и контроля за состоянием оборудования сетей электросвязи. OEMF решает задачи централизованного контроля за функционированием всех элементов и участков сети, объединяя в рамках единой системы управления разнотипное канальное и коммутационное оборудование, а также устройства передачи данных различных производителей. Система позволяет автоматизировать процессы эксплуатации и ремонта оборудования, облегчает работу диспетчеров и менеджеров сети, обеспечивая графическое представление топологии сети в целом, детальное описание ее отдельных компонентов, анализ загрузки каналов и т. п.

Приступая к разработке системы OEMF, компания HP преследовала следующие цели:

? предоставить операторам сетей разного класса удобное средство для построения распределенных систем мониторинга и управления;

? создать платформу для интеграции различных приложений управления;

? заложить основы програмно-аппаратного решения для задач управления в сетях связи;

? обеспечить быстрые циклы проектирования и внедрения систем мониторинга.

Система OEMF имеет распределенную архитектуру и обеспечивает возможность работы в гетерогенных средах с протоколами SNMP, CMIP, TL/1 и др. В число инструментальных средств администратора входят средства определения корреляции событий, а также средства для интеграции продукта с приложениями компаний - партнеров HP, таких как Remedy, Accugraph, Metrica, Cambio.

В настоящее время система поставляется вместе с набором предметных приложений. Основные из них - система автоматизации процедур эксплуатации фирмы Remedy, система инвентаризации узлов коммутации и кабельного хозяйства компании Accugraph и система управления трафиком Network Traffic Manager.

Хотелось бы немного подробнее остановиться на системе автоматизации процедур эксплуатации ARS (Action Request System), разработанной компанией Remedy Corporation. Эта система представляет собой ПО для автоматизации полного цикла функционирования службы эксплуатации. Она обеспечивает регистрацию аварийных сообщений, присвоение им статусов важности, заполнение заявки на устранение неисправности, назначение лица, ответственного за ликвидацию неисправности, рассылку заявок в соответствующие подразделения службы эксплуатации и ремонта, диспетчерский контроль за устранением неисправностей - словом, полностью автоматизирует весь процесс.

Система формирует электронный журнал учета неисправностей и позволяет организовать поиск решения возникающих проблем по данным, записанным в базе. Основой ARS является сервер обработки транзакций ARS и сервер баз данных, который обеспечивает доступ к информации, записанной в БД Oracle, Informix, MS SQL Server и других производителей. Следует отметить, что продукт компании Remedy, который используют около 90% операторов электросвязи в мире, сегодня уже эксплуатируется в ряде российских компаний; в частности, OEMF вместе с ARS установлена в сети ММТ.

Для диагностики и измерений различных характеристик глобальных сетей Hewlett-Packard существует большое семейство продуктов, каждый из которых ориентирован на конкретный тип каналов. Один из таких продуктов - OpenCall SS7. Это система сбора и анализа данных из сети ОКС7 в режиме реального времени, которая поддерживает отслеживание несанкционированного доступа, сбор сетевой статистики и учетных данных для биллинга, позволяет обнаруживать отказы в телефонных линиях связи на начальном этапе возникновения неисправности.

Другой продукт, Remote Fiber Optic, служит для удаленного тестирования оптоволоконных линий связи. Он не только обеспечивает точную локализацию неисправности с учетом топологии сети, но и отслеживает изменения ее топологии, ведет журнал событий. Для решения задач синхронизации цифровой сети, а значит, улучшения качества обслуживания Hewlett-Packard предлагает программно-аппаратные решения, включающие в себя как оборудование для синхронизации сети (в том числе задающие генераторы), так и ПО SmartView, в функции которого входит управление синхронизацией.

Для управления современной сетью компанией НР разработана стандартизованная программно-аппаратная платформа распределенного управления OpenView Distributed Management Telecom TMN, в которую входят специализированные приложения для устройств различных производителей. Она удовлетворяет открытым стандартам, которые определены в спецификациях ITU, OSI, IETF, некоторым наиболее часто используемым корпоративным протоколам, протоколам сетевого управления CMIP и SNMP, а также TCP/IP. Кроме того, в состав продукта входит подсистема управления и обработки отказов Fault Managmet Platform.

Следует отметить, что современное управление сетью предполагает активное воздействие на ее элементы. Для глобальной сети такую задачу не назовешь простой. При использовании в сети «зоопарка» сетевых устройств ее сложность даже трудно оценить, так как среди производителей систем связи и их элементов, к сожалению, нет единства в выборе протоколов управления. Поэтому HP тесно сотрудничает с основными производителями сетевого оборудования, предоставляя им свою платформу OpenView DM Telecom TMN. Лицензиями на право использования этой платформы обладают такие известные компании, как Siemens, Alcatel, Nortel, Lucent, Nokia и Fujitsu.

В состав продукта входит набор служб, которые административные приложения могут применять для обработки событий и аварийных сообщений от разных сетевых элементов и систем, а также собственная служба управления обработкой аварийных сообщений. Последняя разработана на базе программных агентов и способна не только обрабатывать события и отображать результаты на экране администратора, но и активизировать внешние приложения на основании анализа событий.

По мнению специалистов Hewlett-Packard, можно полностью обеспечить автоматизацию обслуживания абонентов, базируясь на комплекте ПО SmartContact Managment Framwork и интегрировав в него другие продукты компании, которые поддерживают технологии Help Desk и Call Center. Такая система позволяет работать с клиентами и их счетами, осуществлять торговые операции, проводить маркетинговые исследования. Кроме того, при дополнении ее системой ARS фирмы Remedy она сумеет обнаруживать неисправности сети и управлять обслуживанием абонентов.

Примером подобного использования продуктов Hewlett-Packard служит сеть компании «ПТТ Телепорт». Для управления сетью, сбора и обработки учетных данных и анализа соединений применяется платформа OpenView SmartContact Managment Framwork, в которую интегрирован CTI-сервер фирмы Genesys.

Для автоматизации сбора учетной информации и биллинга Hewlett-Packard использует технологии начальной обработки данных для операторов проводной и беспроводной связи, в том числе и компаний-партнеров Cambio и ЕHPТ (Ericsson Hewlett-Packard Telecommunications). В интегрированной системе контроля за использованием услуг сети работают программно-аппаратные комплексы HP, обеспечивающие аудит и контроль за услугами - коррекцию CDR, проверку и обработку соединений и учетной информации, контроль за всей цепочкой связи, за двойниками, диагностику отказов и создание резервных копий информации об абонентах системы.

Например, взаиморасчеты между операторами связи и расчеты с абонентами могут быть реализованы с помощью продуктов фирмы ЕHPТ. Она поставляет систему Interconnect, позволяющую выполнять все виды расчетов операторов связи (в том числе мобильной) на основании реальных данных о состоявшихся соединениях - как на междугороднем, так и на международном уровнях - с учетом транзитных соединений. Используя результаты начальной обработки данных, выполняемой подсистемой Billing Mediation, Interconnect обрабатывает данные о соединениях с учетом назначенных тарифных планов, классов услуг, календарных графиков и прочих параметров расчетных схем.

Существуют и биллинговые системы российских компаний, например разработанные фирмами «ДонТелеСофт» и «ПитерСервис», которые уже работают в составе интегрированной системы сбора и анализа учетных данных на базе продуктов Hewlett-Packard. В настоящее время отделение телекоммуникаций АО «Хьюлетт-Паккард Россия» работает над реализацией расчетной системы российского оператора сети спутниковой связи Globalstar компании «ГлобалТел».

- Вы представили, безусловно, интересные для операторов связи продукты. Однако сегодня, как мне кажется, на рынке нет недостатка в подобных средствах, хотя и не все они являются интегрированными системами, обеспечивающими разнообразные функции. В чем Вы видите преимущества продуктов Hewlett-Packard, которые способны повлиять на выбор заказчика, заставив его предпочесть именно эти решения?

- О, это самый простой вопрос, и в нем уже содержится часть ответа. На рынке средств автоматизации для предприятий связи нет полностью интегрированных и открытых систем. Кроме того, ни для кого не секрет, что многие производители сетевых продуктов считают своей главной победой поддержку всего двух протоколов - SNMP и TCP/IP.

Наши продукты поддерживают практически любые стандарты, в том числе многие корпоративные. Они могут работать с сетевым оборудованием различных производителей и в сетях разных типов - от DECT, GSC, AMPS, IS-41, X.25, X.400 до SDH, PDH, ATM и ISDN, не говоря уже о TCP/IP. Как я уже отмечал, они способны работать и с телефонными сетями, использующими ОКС7. А это значит, что с помощью продуктов Hewlett-Packard можно управлять любыми устройствами глобальной сети, в которой объединены разные типы каналов, систем связи и оборудования.

Кроме того, все продукты Hewlett-Packard имеют открытые коммуникационные и прикладные интерфейсы и поддерживают работу с любыми продуктами других производителей, в том числе с различными БД (Oracle, Sybase и др.), хранилищами информации (например, фирмы SAS Institute), производственными системами компаний SAP AG и BAAN.

Трудно назвать такого производителя, продукт которого невозможно было бы интегрировать со средствами управления и контроля за параметрами сети, выпускаемыми Hewlett-Packard. Даже если объект сети не поддерживается средствами любой из платформ семейства OpenView, то взаимодействие с ним легко обеспечить благодаря инструментальным программным средствам OpenView Managment Object Toolkit, которые позволяют с помощью генератора кода С++ создавать программные агенты для системы управления.

Все перечисленные продукты Hewlett-Packard являются масштабируемыми и имеют полнофункциональный графический интерфейс. Кроме того, использование высокопроизводительных аппаратных платформ Hewlett-Packard и поддержка распределенных вычислений обеспечивают заказчику оперативное решение всевозможных задач обслуживания его сети.

Не менее привлекательной для потребителя является техническая поддержка и гарантийное обслуживание, предоставляемые HP практически во всех регионах России через службы поддержки, региональные отделения и дилеров компании.

Мне хотелось бы перечислить основных российских партнеров Hewlett-Packard, которые успешно внедряют продукты компании для предприятий связи. Это, в первую очередь, МГТС и «ГлобалТел», CIT KAMI и DEMOS, ММТ и GUTA Telecommunications, Scan и Strerling Group. С полным списком партнеров HP и проектами компании можно ознакомится на Web-сервере по адресу www.hp.com.

Наконец, подытоживая сказанное, можно назвать «три источника, три составные части» успеха Hewlett-Packard, которые, как мне кажется, должны способствовать продвижению продуктов компании на российском рынке. Это надежность и высокая производительность оборудования, открытость систем и поддержка международных стандартов и, конечно, гарантия технического обслуживания и консультаций для заказчиков и партнеров.

Что же касается «секретов» стратегии HP на рынке телекоммуникаций, то не надо забывать, что компания работает на рынке высоких технологий уже почти 60 лет, и нельзя сбрасывать со счетов ее опыт и традиции. Это, прежде всего, относится к обязательствам перед партнерами и заказчиками. Компания Hewlett-Packard не намерена отступать от полувековой традиции оказания гарантированной помощи своим клиентам.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями