Если этот стандарт получит широкое распространение, выгоды для покупателей и продавцов должны оказаться существенными, поскольку его главное преимущество - экономия на обработке. При традиционном «бумажном» методе средняя стоимость обработки заказа на покупку составляет около 120 дол. (данные National Association of Purchasing Management - организации, специализирующейся в области материально-технического снабжения и поставок). Затраты можно существенно снизить за счет применения OBI 1.0. При этом уменьшаются объемы закупок, совершаемых без заключения контрактов, и увеличивается доля закупок по контрактам, что повышает эффективность торговли и надежность сделок.

У истоков OBI

Деятельность консорциума OBI началась в октябре 1996 г., когда ряд компаний, входящих в список Fortune 500, и их основные поставщики образовали группу Internet Purchasing Roundtable. Ее главной задачей была разработка такого решения для систем электронной коммерции через Internet, которое позволило бы реализовать доступ к простым основанным на открытых стандартах средствах, обеспечивающих эффективность использования систем, низкую стоимость обслуживания клиентов и большие объемы операций-сделок. Работе группы всемерно способствовали компания American Express, которая была одним из ее организаторов, а также фирма-посредник SupplyWorks (Лексингтон, шт. Массачасутс), занимающаяся Internet-торговлей между предприятиями.

Девять месяцев консультаций с поставщиками технологий и финансовыми организациями позволили участникам круглого стола «произвести на свет» стандарт OBI 1.0. После завершения работы круглого стола был образован консорциум OBI, целями которого стали усовершенствование и распространение этого стандарта, разработка других стандартов, обобщение и внедрение опыта Internet-коммерции между предприятиями. Членом консорциума может стать любая компания - производитель, покупатель, дистрибутор или финансовая компания, словом, любая фирма, имеющая отношение к торговле.

Для покупателей и продавцов

Чтобы стандарт OBI удовлетворял основным требованиям покупателей и продавцов, он должен обеспечить следующее.

Покупателям:
? каталог продуктов или товаров широкого потребления;
? поддержку покупательских корзин различных поставщиков;
? маршрутизацию бизнес-правил;
? удобные средства для осуществления сделок.

Продавцам:
? средства мультимедиа для управления каталогом;
? специализированные средства для формирования покупательских корзин;
? средства для обработки заказов;
? средства, обеспечивающие получение официального подтверждения заказа.

Состав спецификаций

Прежде всего стандарт OBI 1.0 описывает, как данные должны перемещаться между покупателем и продавцом. Алгоритм работы таков.

Прежде всего, пользователи сети intranet должны получить доступ к OBI-серверам, где размещены каталоги для отбора нужных им продуктов. Связь пользователей c поставщиками осуществляется службами World Wide Web через эти каталоги.

На данном этапе на Web-узлах поставщиков создается потребительская корзина, которая после ее наполнения передается на серверы покупателей для обработки. Информацию, необходимую для обработки заявок, покупательские приложения получают от пользователей или из стандартной формы запроса пользователя.

Сформированные заявки направляются в организации пользователей для утверждения. Когда подтверждение получения заявки получено, трансформируется заказ на приобретение, который возвращается на сервер поставщика для обработки. Поставщик обновляет информацию потребительской корзины с учетом подтвержденного заказа и публикует ее на своем Web-узле.

Хотя OBI-разработчики признают важность наличия разных вариантов платежей, они намеренно не включили их в первую версию с целью экономии времени. Спецификации стандарта OBI 1.0 в большей степени конкретизируют операции поставщика и в меньшей - покупателя, однако в дальнейшем будут учитываться потребности обеих сторон сделки.

OBI предоставляет поставщикам стандарт процесса, который обеспечивает создание в определенной степени предсказуемой среды для электронной коммерции между предприятиями. OBI позволяет привести в соответствие существующую инфраструктуру электронного обмена данными (EDI-сделок) и содержимое Web-узлов, которые компании разработали для продвижения на рынок и продажи своих товаров.

Грядущие проблемы

Многие крупные организации-поставщики решительно поддерживают стандарт OBI, однако пока это не дает разработчикам никаких гарантий массового использования OBI. Крупные поставщики еще должны решить, готовы ли они продолжать работу с производителями технологий, чтобы получить гарантии обеспечения тех требований, которые оказались неудовлетворенными в первой версии OBI 1.0.

Одной из таких проблем является низкая или непредсказуемая пропускная способность Internet. Здесь OBI должен предложить пользователям способы поиска продуктов, а не поставщиков, и позаботиться о поставщиках, чьи средства электронной коммерции несовместимы с этим стандартом.

Для более мелких поставщиков остается та же проблема, что и при внедрении EDI-систем, - стоимость внедрения. Чтобы этот стандарт получил широкое распространение, необходимо желание таких корпораций, как Microsoft, Netscape Communications и других ведущих производителей ПО, выпустить дешевые совместимые с OBI продукты.

Стандарт OBI не сможет преуспеть, если производители не пойдут навстречу требованиям покупателей и поставщиков. В настоящее время большинство ведущих производителей объявило о концептуальной поддержке стандарта, а многие из них вступили в консорциум OBI. Однако на рынке возникают новые стандарты и технологии, которые могут составить конкуренцию OBI и тоже требуют от производителей их интеллектуального потенциала и ресурсов для разработки программных средств.

Конкурентами OBI являются два стандарта - Internet EDI и Extensible Markup Language (XML). Одобренный недавно консорциумом World Wide Web Consortium, язык XML представляется многообещающей технологией. С помощью совместимых с ним средств он способен динамически захватывать с Web-узлов информацию с метками XML, не требуя дополнительной обработки сделки (транзакций).

За исключением компаний Office Depot, VWR Scientific Products и нескольких других, продемонстрировавших совместимые с OBI продукты, остальным поставщикам соответствующего ПО еще надо заслужить признание. Однако независимо от того, станет ли OBI общепринятым стандартом, группе Internet Roundtable и компаниям American Express и SupplyWorks следует выразить благодарность за деятельность на ниве стандартизации в такой быстро меняющейся области, как электронная коммерция.


Тодд Остандер (Todd Ostander) является вице-президентом по маркетингу корпорации Elekom - поставщика продуктов для электронной коммерции между предприятиями.


Механизм сделки согласно стандарту OBI

Обычно в процессе сделки, реализованной в стандарте OBI, участвуют четыре стороны - конечный пользователь, размещающий заказ, покупающая и продающая организации и платежное учреждение. Для участия в этом процессе каждому из них необходимо обеспечить следующие условия.

1. Конечный пользователь:
? доступ к ПК, на котором установлен Web-браузер;
? возможность связи с сетью intranet компании и сетью Internet;
? цифровая подпись (сертификат), выданная уполномоченным органом.

2. Покупающая организация:
? OBI-сервер для получения запросов на OBI-заказ и возврата OBI-требований;
? системы для обработки стандартных форм заказа (профиля) пользователя и информации о торговом партнере, а также ПО автоматизации деловых процедур, средства для получения подтверждающей заказ подписи, а также ПО для получения информации о состоянии счетов и налоговых ставках;
? поисковый механизм, дающий пользователям возможность находить информацию нужного поставщика.

3. Учреждение, осуществляющее платежи:
? система, обеспечивающая получение подтверждения платежных средств покупателя;
? системы для обеспечения платежей продающей организации и своевременного выставления счетов-фактур или дебиторских обязательств покупающим организациям.

4. Продающая организация:
? динамический электронный каталог с информацией о продуктах и ценах, получить которую можно только в соответствии с присвоенным пользователю (покупателю) цифровым сертификатом;
? системы инвентаризации и управления заказами, объединенные с электронным каталогом;
? OBI-сервер для посылки запросов на OBI-заказы и получения OBI-требований;
? возможность выполнения определенных типов сделок через платежные органы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями