к концу июня Alcatel и МCЭ (Международный Союз Электросвязи) провели в Москве пятидневную конференцию «Современные тенденции в развитии средств связи, их влияние на правовую и регулирующую структуру».

На ярославский семинар, проходивший под покровительством областного оператора сетей связи «Яртелеком», съехались представители телекоммуникационных компаний соседних областей - Вологодской, Костромской, Ивановской и ряда других. Первый день мероприятия был посвящен переговорам между Крисом Морелем (директором по экспорту и совместным предприятиям Alcatel) и Жульеном ван Несте (директором по маркетингу и продажам коммутационного оборудования в России, управляющим санкт-петербургским заводом Alcatel). На следующий день сотрудники Alcatel рассказывали о новейших достижениях компании. На мой взгляд, Alcatel поступил очень правильно, поручив читать лекции только своим русскоязычным инженерам. В результате, собравшимся удалось услышать за один день столько, сколько способен вместить не каждый многодневный семинар.

«Яртелеком» - один из важнейших российских партнеров Alcatel. Несколько лет назад здесь была запущена в эксплуатацию система Alcatel 1000 S12 на 15 тыс. портов. В текущем году «Яртелеком» и Alcatel подписали контракты на поставку нового оборудования - станций S12 на 17 тыс. портов для Ярославля и на 8 тыс. портов для Переславль-Залесского, а также двух систем радиодоступа Alcatel 9500.

Конференция Alcatel и МСЭ проходила в Московском учебном центре бизнеса и телекоммуникаций (Moscow Business and Telecommunications Training Center, MBTTC). Центр был создан в 1994 г. на базе Московского университета связи и информатики (МТУСИ) при поддержке программы TACIS Комиссии ЕС. В нем обучаются российские специалисты в области связи (их знакомят с самыми современными технологиями и конкретными продуктами) и менеджеры российских телекоммуникационных компаний (цель обучения - адаптация к современной рыночной среде). В частности, в этом году в MBTTC читаются курсы по цифровым коммуникационным системам нового поколения, волоконно-оптическим системам связи, PDH и SDH, ISDN, ATM, интеллектуальным сетям. Более подробную информацию о деятельности центра можно получить в Internet на Web-сервере по адресу www.mbttc.ptt.ru.

На ярославском семинаре и московской конференции основное внимание было уделено новым телекоммуникационным технологиям, которые появились в последние годы и сейчас получают все большее распространение во всем мире, - ISDN, ATM, ADSL, системам радиодоступа, многофункциональным сетям. Помимо чисто технологических вопросов обсуждались проблемы, связанные с предоставлением клиентам сетей дополнительных услуг. В частности, речь шла об услугах интеллектуальных сетей (Intelligent Network, IN) и телеуслугах. По-видимому, Alcatel заговорил обо всем этом не случайно: в компании, скорее всего, считают, что настало время для усиленного продвижения данных технологий и услуг в Россию. В Москве рассматривались также юридические и коммерческие проблемы, связанные с влиянием новых технологий и услуг связи, вопросы конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг.

Представители Alcatel утверждали, что во всем мире сейчас наблюдается бурный рост сетей ISDN. Согласно их прогнозам, к 2000 г. доля доходов за предоставление услуг ISDN в общей сумме доходов телефонных компаний должна вырасти до 20-30% (в 1994 г. доля ISDN составляла 3%). Было отмечено, что технология ISDN распространяется быстрее других телефонных приложений и технологий передачи данных. Сотрудники Alcatel подчеркивали, что выпускаемая их компанией система S12 обеспечивает полную поддержку ISDN. Например, в том же Ярославле был развернут пилотный проект организации видеоконференцсвязи на базе каналов ISDN, поддерживаемых установленной в городе системой S12.

Все большую популярность в России приобретают системы радиодоступа Alcatel 9800 и 9500, обеспечивающие беспроводное подключение абонентов к телефонной сети. Так, в Москве устанавливается система Alcatel 9800 на 9 тыс. абонентов. Такая же система работает в Липецке; в ближайшее время начнется развертывание Alcatel 9800 во Владимире, где уже установлено несколько узлов беспроводного доступа на базе Alcatel 9500. Отличие системы 9800 от 9500 состоит в том, что первая из них поддерживает и беспроводное, и проводное подключение абонентов, а вторая - только беспроводное.

Участникам ярославского семинара был представлен продукт Alcatel под названием Alcatel RAN, являющийся узлом удаленного доступа. Это устройство было создано в результате сотрудничества компаний Alcatel и Ascend. Узел состоит из сервера удаленного доступа MAX 4060 от Ascend и двух интеллектуальных элементов от Alcatel: центра управления услугами SMC и центра управления сетью NMC. Новый продукт призван решить ставшую в последнее время весьма актуальной задачу разгрузки телефонной сети от передачи трафика, генерируемого пользователями сети Internet, которые работают в режиме сеансового подключения. Alcatel RAN «снимает» трафик данных с телефонной сети общего пользования и перекладывает его на транспортную сеть передачи данных.

Большое внимание было уделено технологии интеллектуальных сетей. Рассказывалось как о технической стороне дела, так и о юридической основе для предоставления этих услуг в России. В сентябре 1997 г. Министерство связи РФ, российские операторы сетей связи (среди них - «Ростелеком», пермский «Уралсвязьинформ», ММТ, «Тулателеком» и др.), научно-технические центры РФ по телекоммуникациям (ЦНИИС, ЛОНИИС, КОМСЕТ) и производители телекоммуникационного оборудования (Alcatel, Ericsson, Siemens и Iskratel) подписали Меморандум о взаимопонимании, посвященный внедрению интеллектуальных сетевых услуг в России. Согласно данному Меморандуму:

? опробование и внедрение интеллектуальных сетевых услуг должно осуществляться в пилотных зонах для протокола ОКС7;

? для России должен быть разработан специальный прикладной протокол интеллектуальной сети (IN Application Protocol, INAP) на базе принятого ETSI протокола CS1;

? должны быть выработаны технические условия на оборудование и услуги для интеллектуальных сетей.

На первом этапе внедрения интеллектуальных сетевых услуг предполагается внедрить пять видов услуг IN: бесплатный номер (AFS), вызов по расчетной карточке (CCS), повышенный тариф на услуги (PRS), вызов по предварительно оплаченной карточке (PPC), телеголосование (VOT). По словам сотрудников Alcatel, система IN, способная обеспечить эти услуги, развертывается в Перми компанией «Уралсвязьинформ». Сейчас идет монтаж системы и ее тестирование.

Дополнительную информацию можно получить в российском представительстве кампании Alcatel тел.: (095) 937-0901

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями