, удалось переплюнуть Busch - пивного магната с годовым доходом 11 млрд дол. Compaq обставила Кока-Колу (24,6 против 18,9 млрд дол.), а Cisco обскакала сталелитейного гиганта (соответственно 6,4 и 4,6 млрд дол.).

Нельзя не отметить, что в последние годы крупные компьютерные компании потратили миллионы долларов на продвижение своих торговых марок. Уже сам факт, что некоторые сетевые компании опередили корпорации, считающиеся национальными символами Америки, говорит о том, что сетевые технологии стали массовыми и эта индустрия находится на подъеме. По первым итогам 1998 г. Microsoft удалось опередить даже McDonald's!

Конечно, не все производители, вошедшие в список NW200 (список двухсот крупнейших сетевых компаний, составленный еженедельником Network World), добились в прошедшем году столь же впечатляющих результатов, как эта неувядающая тройка. Фактически, совокупный годовой доход всех 200 компаний вырос за прошлый год лишь на 9,8% - с 609 до 669 млрд дол. В прошлогоднем же обзоре (см.: Сети, 1997, N 3) аналогичный показатель составил 12,5%.

Однако для многих фирм прошедший год оказался весьма успешным. Доходы 85 компаний из списка NW200 выросли в 1997 г. не менее чем на 20%. Сорок шесть компаний из этой группы повысили свои доходы на 40% и более, а 12 компаний - не менее чем на 100%. Причем чистая прибыль компаний из этой группы выросла в целом на 8,5%, тогда как около трети всех фирм из списка NW200 объявили об убытках за прошлый год. Некоторые из них действительно находятся в затруднительном положении (на ум прежде всего приходят Novell и Apple), но для других - и особенно для новичков телекоммуникационного рынка - это свидетельствует лишь о лихорадочных инвестициях в бизнес.

Возьмем, к примеру, ICG Communications (№ 99 в списке NW200). Доход этого мелкого оператора локальной связи вырос за прошлый год на 43% и составил 273 млн дол., однако компания объявила об убытках в размере 327 млн дол., вызванных, главным образом, затратами на приобретение других компаний. Обеспокоило ли это инвесторов? Похоже, что не очень - текущая рыночная стоимость компании (стоимость ее акций, находящихся в обращении) составляет 1,4 млрд дол.

Рыночная стоимость - новый параметр, впервые включенный в обзор NW200 - показывает степень уверенности широких слоев публики в прочности положения компании на рынке и в ее финансовой стабильности. Вообще говоря, чем больше разница между доходом компании и ее рыночной стоимостью, тем светлее выглядит ее будущее.

Ни у одной другой компании, этот "показатель уверенности" не достиг такого уровня, как у Microsoft. Похоже, весь мир решил, что выше Гиганта из Рэдмонда только звезды. На момент написания этого обзора рыночная стоимость Microsoft составила 199 млрд дол. - в каких-то 18 раз больше ее годового дохода.

Для сравнения упомянем, скажем, General Motors. Имея годовой доход 177 млрд дол., GM считается самой крупной компанией США, но ее рыночная стоимость составляет всего 46 млрд дол. Конечно, подобное несоответствие можно так или иначе объяснить, однако достаточно сказать, что "малышка" Microsoft, объемы продаж которой во много раз меньше, чем у GM, получила в 1997 г. 3,5 млрд дол. чистой прибыли, что составляет более половины от 6,7 млрд дол. прибыли, полученной GM в том же году.

Даже если мы продолжим подобные сравнения, перенесясь уже в чисто сетевой мир, то и здесь будет очевидно, что у Microsoft впечатляющие перспективы. IBM, компания занимающая верхнюю позицию в списке NW200 и получившая в 1997 г. доход, равный 78 млрд дол., имеет рыночную стоимость всего 99 млрд дол. А Oracle - вторая по величине программная компания с годовым доходом 5,6 млрд дол. - обладает рыночной стоимостью, составляющей лишь 29 млрд дол.

Наиболее важным отличием нынешнего обзора 200 сетевых компаний является время его обнародования. Если в прошлые годы он публиковался в январе (в журнале "Сети" появился в марте. - Прим. ред.), то теперь увидел свет в апреле. Благодаря этому в настоящем обзоре отражены точные данные на конец года. В прошлых же выпусках NW200 использовались цифры, прогнозируемые за 2 месяца до конца года, которые, естественно, далеко не всегда в точности соответствовали реальности.

Можно ли утверждать, что обзор NW200 является идеальным отражением состояния сетевой отрасли? Вообще говоря, нет: 1) в нем рассматриваются только американские компании, 2) не рассматриваются компании, главными клиентами которых являются другие производители или внутренние потребители, 3) в обзор вошли некоторые производители компьютеров, оказывающие большое влияние на сетевую отрасль, и не вошли компании с небольшим капиталовложением. Однако этот список сетевых компаний - единственный в своем роде.

О чем говорят цифры

В то время как многие отраслевые издания - в том числе Network World - оплакивали тот факт, что реформа в сфере телекоммуникаций мало что дала заказчикам, находящиеся за сценой мелкие компании продолжали перегруппировывать свои силы на рынке, который начал складываться после ратификации акта телекоммуникационной реформы в 1996 г. Например, завершилось слияние Pacific Telesis Group и SBC Communications, а также NYNEX и Bell Atlantic; в завершающую стадию вошел процесс слияния MCI и WorldCom; AT&T сменила своего исполнительного директора и получила, наконец, приток свежих сил; различные региональные операторы Bell предприняли тщетные попытки выйти на рынок услуг междугородной связи; новичок на рынке компания Qwest заставила всерьез поволноваться своих именитых соперников.

Иван Сейденберг, бывший председатель правления компании NYNEX, а ныне вице-председатель и директор по операциям Bell Atlantic, провозгласил на прошедшей в январе конференции ComNet, что телекоммуникационная реформа начала приносить первые плоды. "По нашим наблюдениям, реформа привела к росту доходов на рынке телекоммуникационных услуг с 60 до 70 млрд дол.", - сказал он..

Большая часть этих доходов приходится на долю крупных объединенных компаний, действующих через укоренившихся на рынке операторов связи, но высокая активность наблюдается и среди менее крупных игроков, развивающихся с поразительной скоростью. Возьмем, например, компанию Intermedia (№104 в списке NW200). Доход этого регионального оператора, предоставляющего услуги доступа к Internet на базе frame relay, составил за прошлый год 248 млн дол., что на 140% превышает его доход в 1996 г. И он все еще продолжает активно развиваться.

Есть и еще более амбициозные компании, такие как Qwest. Нам пришлось исключить эту фирму из списка NW200, поскольку ее основной бизнес - продажа полосы пропускания оптоволоконных каналов другим операторам, однако недавно Qwest приобрела за 4,4 млрд дол. компанию LCI International и вышла на рынок услуг для корпоративных пользователей. Сочетание сетевых ресурсов и существующей клиентской базы LCI с высокоскоростными оптоволоконными магистралями Qwest, простирающимися на 16 тыс. миль и охватывающими 125 городов США, обещает быть весьма удачным. Если планам компании суждено осуществиться, то в списке NW200 следующего года она может оказаться примерно на сороковом месте.

Прошедший год оказался весьма успешным и для развивающихся операторов связи (многие из которых слишком мелки, чтобы войти в список NW200), использующих линии DSL и RBOC для предоставления услуг широкополосной связи. Динамика развития этих компаний такова, что некоторые из них могут появиться в списке NW200 уже в следующем году.

Аналитики пророчат линиям DSL светлое будущее, а ISDN - наоборот, упадок. Одной из причин является то, что локальные операторы стремятся проложить свои оптоволоконные кабели ближе к непосредственным пользователям. Другая причина - мощная отраслевая поддержка DSL в лице Compaq, Microsoft и Intel, которые приняли решение о поставке DSL-совместимых продуктов. "Я значительно больше верю в возможности Compaq и Intel в отношении DSL, чем в возможности Lucent и Nortel по части ISDN, - заявил Сейденберг из Bell Atlantic. - Но пока эти возможности еще не реализованы. Линии DSL по-прежнему слишком дороги и не масштабируются так, как это необходимо".

Еще одной новостью из мира телекоммуникаций, которую следует упомянуть, является провозглашение начинающей компанией Level 3 своих планов по созданию крупномасштабных IP-магистралей. Эту компанию, обладающую капиталом в 3 млрд дол., возглавляет бывший исполнительный директор MFS Джеймс Кроув. Идея состоит в построении национальной IP-сети стоимостью 9 млрд дол., которая первоначально будет предоставлять услуги передачи данных и факсов; затем к ним добавятся службы передачи голоса по IP.

Удастся ли Кроуву достичь намеченных целей, покажет время, однако даже само провозглашение его планов заставило руководителей крупных операторов связи заняться изучением возможности своего потенциального участия в данном проекте. Изо всех претендентов наилучшие перспективы подняться на этой волне имеет объединенная компания MCI WorldCom - если принять во внимание объемы и разнообразие Internet-ресурсов, которыми она располагает. Именно объемы ее ресурсов заставили законодателей задуматься над вопросом: а не сконцентрируется ли в одних руках слишком большой контроль над Internet?

В мире локальных сетей

В прошедшем году объединение компаний стало одной из примечательных особенностей и на рынке локальных сетей. Наиболее монументальной сделкой оказалось приобретение 3Com за 6,5 млрд дол. производителя модемов U.S. Robotics. Многие аналитики расценили это слияние как весьма рискованный шаг, принимая во внимание размеры компаний и их географическую разрозненность.

Исполнительный директор 3Com Эрик Бенхаму пытается развеять эти сомнения, заявляя, что неудачные действия других объединенных компаний многому его научили, однако эти заявления еще предстоит подкрепить цифрами. В прошедшем году объединенная компания получила доход 5,6 млрд дол. и чистую прибыль 500 млн дол. (итоги слияния были подведены после того, как 3Com завершила свой финансовый год в мае 1997 г., поэтому в таблице NW200 приведены другие цифры).

За первые девять месяцев 1997 финансового года объем продаж объединенной компании составил 4 млрд дол., что на 4% меньше, чем воссоединенные значения доходов двух фирм за аналогичный период прошлого года, а размер убытка 3Com, явившегося результатом больших расходов на объединение с U.S. Robotics, составил 33 млн дол. Если не учитывать эти расходы, то чистая прибыль 3Com за первые девять месяцев 1998 финансового года, составила 180 млн дол. Для сравнения: за тот же период прошлого года ее прибыль равнялась 274 млн дол. Кроме того, на прибыли за 1997 г. отразились расходы на ранее произошедшие объединения. Без учета этих расходов 3Com должна была бы получить за первые девять месяцев прошлого года чистую прибыль в 501 млн дол.

Если исключить все расходы, связанные с объединением компаний в 1997-1998 гг., можно увидеть, что за первые девять месяцев финансового года прибыль 3Com снизилась на 64% по сравнению с прошлым годом. Что ж, Эрику Бенхаму есть над чем поработать. Однако, несмотря на это, 3Com удалось ближе подойти к своему главному сопернику, Cisco. За прошлый год доходы короля маршрутизаторов поднялись на 56% и составили 6,4 млрд дол. Если бы не приобретение U.S. Robotics, 3Com рисковала оказаться в числе аутсайдеров.

Подобный риск в полной мере начали испытывать Cabletron и Bay Networks. Хотя за прошлый год доход Cabletron вырос на 28% и составил 1,4 млрд дол., компания неуклонно теряет доходы из-за Cisco и 3Com, причем восстановить свои позиции ей будет весьма трудно, поскольку эти компании стали еще сильнее, чем прежде. Будучи более крупной компанией, чем Cabletron, Bay Networks (объем продаж которой вырос в 1997 г. всего на 2%) достигла рубежа в 2 млрд дол. и объявила об убытках в размере 285 млн дол.

Cabletron и Bay по-прежнему остается надеяться на то, что новое руководство сможет восстановить их былые темпы роста. Фирма Cabletron только что рассталась с Доном Ридом, исполнительным директором, который пришел семь месяцев назад, чтобы привнести в компанию новый стиль делового мышления. Сооснователь компании Крег Бенсон сказал, что они с Ридом решили, что Бенсон сможет лучше воплотить в жизнь идеи последнего.

Что же касается Bay, сейчас компания выглядит более стабильной. Исполнительный директор Дэвид Хаус, отметивший в ноябре 1997 г. свою первую годовщину пребывания на этом посту, внушает доверие аналитикам и заказчикам, считающим, что он сможет вернуть компании ее прежнее положение. Поскольку финансовый год компании заканчивается 30 июня, приведенные в таблице NW200 цифры слабо отражают реальные достижения Дэвида Хауса. Однако за первые шесть месяцев 1998 финансового года объемы продаж Bay составили 1,2 млрд дол., что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Чистая прибыль составила за этот период 89 млн дол., а в прошлом году - 167 млн дол. Одним из элементов "перестройки" в Bay стало приобретение за 155 млн производителя оборудования Gigabit Ethernet компании Rapid City Communications, в результате которого компания должна занять достойное положение в этом секторе рынка.

"Перестройкой" можно назвать и процессы, происходящие в Novell, чей исполнительный директор Эрик Шмидт героически сражается за возвращение былой славы компании. И хотя ему удалось завершить IV квартал прошлого года (закончившийся 31 октября) с прибылью, убытки в 78 млн за два предыдущих квартала несколько омрачили общую картину доходов, составивших по результатам года 1 млрд дол. Важно отметить, что этот доход был получен по всем линиям продуктов (включая NetWare, GroupWise and BorderManager), тогда как два года назад 1 млрд дол. составлял объем продаж одной системы NetWare.

И хотя Шмидту удалось завершить еще один прибыльный квартал, цифры продолжают ползти вниз. Доход Novell за I квартал 1998 финансового года составил 252 млн, что на 7% меньше, чем в предыдущем. Представители компании заявили, что это, главным образом, связано с большими потерями в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Конечно, причиной многих проблем Novell можно считать господствующее положение на рынке компании Microsoft, в частности ее ОС NT. Бороться с Microsoft становится все сложнее, причем в отношении не только маркетинга и клиентской базы, но и исследований и разработок. Одна исследовательская фирма подсчитала, что в настоящее время текущие затраты в отрасли на разработки в области Windows 95 и NT составляют около 20 млрд дол. Сравните эту цифру с 200 млн дол., которые Novell затратила на исследования и разработки в 1997 г.

По некоторым оценкам, Microsoft стала крупнейшим производителем ПО в мире, впервые оставив позади IBM. Проанализировав деятельность Microsoft в первой половине 1998 г. (ее финансовый год заканчивается 30 июня), компания Annex Research (www.djurdjevic.com) пришла к выводу, что годовой доход Microsoft составит 13,3 млрд дол., в то время как объем продаж ПО IBM равнялся в 1997 г. 12,8 млрд дол.

Не менее впечатляющих результатов добилась в прошедшем году и компания Compaq. Ее доходы увеличились по сравнению с 1996 г. на 23% и составили 24,5 млрд дол. Компания собирается повторить свое достижение и в текущем году.

После прошлогоднего приобретения Tandem уже в январе нынешнего года компания объявила о планах поглощения Digital. Эта "прибавка" должна принести Compaq большую клиентскую базу корпоративных пользователей, сервисную организацию мирового уровня и полчище разработчиков ПО для NT. Объединенная компания имеет совокупный годовой доход около 35 млрд дол. (почти половина годового дохода IBM). Кто будет следующим? Возможно, Sun - это позволит Compaq стать еще менее зависимой от Microsoft и Intel.

Альянсы, подобные Compaq/Digital и MCI/WorldCom, могут сильно повлиять на расстановку сил в отрасли. Соответствующим образом выполненная реорганизация объединенных компаний должна привести к тому, что совокупная фирма станет мощнее суммы ее составляющих. Менее очевидно, насколько сильное влияние на отрасль окажет слияние 3Com с U.S. Robotics.

Ясно одно: слияние компаний приводит к чему угодно, только не к их ослаблению. В отрасли все еще популярна идея "чем больше, тем лучше". Можно ожидать, что в текущем году эта тенденция сохранится, особенно в сфере телекоммуникаций, где одни крупные компании будут продолжать преследовать другие крупные компании и более мелкие фирмы. А в области сетевого оборудования Cisco, 3Com, Bay и Cabletron будут по-прежнему внимательно следить за деятельностью новых игроков, чтобы не упустить шанса сделать следующее выгодное приобретение.