CBOSS фирмы SoftPro
ИБС фирмы "Петер-Сервис"

Когда операторы связи создают собственную инфраструктуру, необходимость в применении современных биллинговых систем не всегда оценивается адекватно. Однако по мере развертывания сети и появления новых услуг, которые часто предоставляются фирмами-партнерами, вопрос о надежной масштабируемой биллинговой системе, функции которой могут быть легко расширены, становится все актуальнее.

На выставке "Мобильные системы" наиболее активно рекламировали свои биллинговые системы две российских компании - SoftPro и "Петер-Сервис". Оба продукта разработаны на базе РСУБД Oracle и могут устанавливаться на платформе Windows NT или Unix. В качестве рабочего места оператора необходимо использовать ПК с ОС не ниже Windows 95 или Windows NT Workstation.

CBOSS фирмы SoftPro

Система операционного обеспечения предприятия связи CBOSS, разработанная фирмой SoftPro, ориентирована на операторов сетей стандарта NMT-450, GSM и AMPS/D-AMPS. Полнофункциональная система CBOSS включает в себя более 700 модулей, которые организуют работу семи подсистем АСУ телекоммуникационной компании:

  • биллинговой (расчет времени разговоров и генерация счетов);
  • обеспечения оплаты;
  • работы с абонентами;
  • складского и финансового учета;
  • защиты линий связи от несанкционированного доступа;
  • управления ресурсами и администрирования;
  • генерации отчетов и разрешений.

Ядром CBOSS является биллинговая подсистема, реализующая функции расчетов с абонентами и партнерами на базе настраиваемой структуры тарифных планов. Подсистема производит регистрацию и учет платежей, квитовку начислений и оплат с формированием текущего сальдо абонента для любых видов сообщений (факс, голос, передача сообщения в почтовый ящик и др.).

Настройка системы расчетов позволяет не только задавать параметры, но и оптимизировать процесс биллинга. Подсистема рассчитывает время разговоров абонентов в зоне обслуживания телефонных компаний-партнеров (и наоборот), учитывая все виды роуминга (ручной, автоматический, псевдороуминг), благодаря чему можно автоматически контролировать взаиморасчеты. Контроль за доставкой счетов, балансом кредита и задолженности помогает добиться своевременной оплаты услуг. CBOSS обеспечивает функцию "горячего биллинга" в режиме реального времени, если данный режим поддерживается коммутационным оборудованием компании.

Целостность CBOSS как системы для операционного обеспечения деятельности предприятия связи особенно важна для крупных телекоммуникационных корпораций, имеющих удаленные подразделения. Например, интегрированный в систему модуль складского учета при регистрации абонента по сути автоматизирует работу отдела продаж абонентского оборудования. Функции сервера компьютерной телефонии расширяют и улучшают сервисное обслуживание клиентов, упрощают работу многих служб предприятия связи. Подсистема управления оборудованием позволяет автоматизировать процесс активизации/деактивизации абонента и изменять набор предоставляемых ему услуг в оперативном режиме.

Интерфейс с коммутационным оборудованием реализован в режиме эмуляции терминала или с использованием протокола Х.25. Сами интерфейсные модули написаны на языке С и поставляются клиентам в виде исходных кодов с сопровождающей документацией, что дает возможность заказчику самостоятельно вносить изменения в драйверы или адаптировать новые модификации внешних устройств в CBOSS.

Кроме организации биллинговых расчетов и сервисного обслуживания абонентских счетов система CBOSS предоставляет целый ряд других полезных функций, включая контроль за появлением "двойников" и обеспечением индивидуальной защиты по паролю, а также поддерживает текущее взаимодействие клиентов с техническими службами компании с помощью интерактивных служб (режимы конференцсвязи и голосовой почты). Подсистема, которая выполняет последние функции, носит название АССА (Автоматическая система сервиса абонентов). Она не только позволяет автоматически информировать абонентов в масштабе реального времени о состоянии их счетов или услугах, но и обеспечивает для них интерактивный режим. В этом случае клиент может сам получать информацию о своих счетах, услугах и пр.

Полный комплект системы содержит выделенный сервер голосовых и факсимильных сообщений, который подключается к коммутирующему оборудованию по цифровой магистрали Е1 по каналу сигнализации R2 или SS7 (протокол ISUP). Подсистема имеет защиту от несанкционированного доступа, определяя, откуда поступил звонок. По оценкам SoftPro, функции автоматизированного обслуживания подсистемы АССА сокращают трудозатраты персонала станции-оператора, имеющей примерно 5000 абонентов, почти на 90%.

В настоящее время система внедрена на 7 предприятиях связи (4 из них - операторы GSM), среди которых такие известные в Москве, как "Московская сотовая связь" и "Мобильные телеCистемы".

ИБС фирмы "Петер-Сервис"

В каталоге устройств этой компании можно найти целое семейство информационно-биллинговых систем (ИБС или BIS), поддерживающих различные сетевые стандарты, для операторов сотовых сетей стандарта NMT-450, NMT-450i, GSM-900 и для операторов наложенной цифровой сети. Кроме того, компания поставляет малую (на 3000 абонентов) ИБС, поддерживающую стандарты GSM и NMT. Планируется также выпуск версии системы для операторов сетей стандарта AMPS.

ИБС обеспечивает авансовую и кредитную системы оплаты счетов, функции "горячего" биллинга, учет платежей и начислений, печать счетов и контроль за их доставкой, а так же поддерживает все функции, необходимые оператору сотовой связи. При этом основными задачами, которые решает система, являются тарификация, биллинг, и поддержка работы отдела обслуживания. Архитектура системы определялась на базе двух концепций, необходимых для успешной работы, - возможностей функционирования системы в режиме реального времени и создания механизма взаимодействия с различными внешними устройствами.

Все операции ИБС, относящиеся к работе с абонентами, выполняются в режиме реального времени (с учетом возможностей внешних устройств), что позволяет оперативно обрабатывать счета клиента, формируя его финансовый баланс и корректируя предоставляемые ему услуги. При этом система ведет историю счетов клиентов и оказанных услуг, контролирует состояние счетов. Благодаря внутреннему планировщику ИБС монитор обработки заявок выполняет отложенные действия (подключение новых услуг или изменение их номенклатуры). Кроме того, в системе существует специальная служба связи абонентов с отделом обслуживания.

Взаимодействие с внешними устройствами (коммутаторами, системами голосовой почты, центрами коротких сообщений) реализовано с помощью специального механизма подсистемы Mediation Devices (устройства для преобразования внешних сигналов). В качестве Mediation Devices могут использоваться как существующие на рынке коммерческие продукты, так и самостоятельные разработки компании "Петер-Сервис" (Чарджинговый центр и Управляющий центр), входящие в состав ИБС.

Ряд подсистем ИБС, например главная и удаленная касса, реализованы на базе технологии интрасетей с помощью Oracle Web Application Server. Кроме того, в системе решены вопросы контроля за доставкой счетов и извещением должников.

Модуль роуминга является одним из важнейших элементов крупных систем ИБС. Он обеспечивает не только полную поддержку международных стандартов, но и работу координирующего или регионального оператора за счет "разрезки" TAP-файлов для него.

Особенности создания ИБС (первая версия системы была установлена у первого оператора сотовой связи в Росии компании "Дельта-Телеком") заставили разработчиков реализовать весьма нетривиальную функцию системы. Это возможность поддержки "вынесенных" операторов, т. е. операторов сотовой связи, не имеющих собственного коммутатора и работающих на своих базовых станциях с использованием коммутатора "соседа". ИБС обеспечивает поддержку как головного, так и вынесенного оператора и позволяет организовать взаимодействие между двумя системами.

Интересная особенность новых версий системы - возможность поддержки одной биллинговой системой оператора, оказывающего услуги в различных стандартах сотовой связи. В настоящее время такие функции обеспечивает "малая" система (3000 абонентов), предназначенная для операторов сетей стандартов GSM и NMT (при одновременной поддержке оператором обоих стандартов используется режим переключения на другой тип оборудования), которая полностью совместима по функциям биллинговых расчетов с "большими" ИБС.

"Малая" система эксплуатируется сегодня в компаниях "Альфа-Телеком" и "Теле-Норд". Вскоре ожидается выход дополнительного модуля, который будет обеспечивать поддержку AMPS и наложенной связи. В рамках такой системы абонент способен работать в сетях различных стандартов с единым балансовым счетом, что позволяет избавить его от забот по отслеживанию различных счетов. Система имеет открытые интерфейсы, благодаря чему компании-разработчики могут создавать программы, работающие в составе ИБС в режиме реального времени.

ИБС, разработанные "Петер-Сервис", уже внедрены на 9 предприятиях связи.


Галина Большова - обозреватель журнала "Сети". С ней можно связаться по адресу nets@osp.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями