Мы уже рассказывали о первых опытах операторов сетей связи с IP-телефонией (см.: Сети, 1998, # 3, с. 112). Если раньше отношение к этой технологии со стороны телекоммуникационных компаний можно было охарактеризовать как любопытство, то теперь многие воспринимают ее как реальный источник доходов. При разработке планов коммерческой эксплуатации новой технологии приходится решать две проблемы - где взять хорошие каналы передачи данных и как позиционировать новую услугу относительно услуг телефонной сети общего пользования (ТфОП).

Обе проблемы с успехом решила компания Telecom Finland, разработавшая услугу Neophone, в основе которой - передача голосового трафика через сеть передачи данных. Telecom Finland - оператор первой в мире общенациональной сети ATM, и это решает проблему выделения нужной полосы пропускания. Что же касается взаимоотношений с ТфОП, то, во-первых, Telecom Finland сама является оператором телефонной сети, а во-вторых, Neophone позиционируется не как возможность сэкономить на звонках, а как способ, позволяющий привнести дополнительный интеллект в корпоративную телефонную систему, снабдить ее удобным пользовательским интерфейсом и упростить подключение большой организации к телефонной сети.

Схема технического обеспечения услуги представлена на рисунке. Пользователем Neophone всегда является организация. Вместо телефонных аппаратов на рабочих местах компании-пользователя устанавливаются мультимедийные персональные компьютеры. Благодаря Neophone сотрудник может работать со своим компьютером, как с телефонным аппаратом.

Picture 1.

Рисунок 1.
Схема передачи телефонного вызова в рамках услуги Neophone компании Telecom Finland

Голосовой вызов вначале передается по локальной сети организации под IP. Затем он попадает (через маршрутизатор) в глобальную сеть, по которой голосовой трафик передается на установленный на территории Telecom Finland компьютерно-телефонный шлюз, осуществляющий обмен с коммутируемой телефонной сетью. По ней вызов передается на телефонный аппарат абонента. Шлюзом между сетью АТМ и телефонной сетью является оборудование от компании Ericsson, а для локальной сети организации-клиента используется компьютерно-телефонное программное обеспечение фирмы Vocaltec.

Каждой из рабочих станций, включенных в локальную сеть, присваивается телефонный номер. Набрав его, абонент с любого телефона (стационарного или мобильного) может получить соединение с сотрудником организации. При этом, как утверждает Telecom Finland, абонент даже не заметит, что его вызов на самом деле передается через сеть с коммутацией пакетов. Хари Йоханнесдаал, начальник отдела Internet фирмы Telecom Finland, отмечает: компании, использующие услугу Neophone, обычно стремятся не афишировать этот факт, поскольку боятся негативной реакции со стороны своих клиентов.

Обязательным условием для работы с Neophone является подключение клиента к сети АТМ. Как утверждает Telecom Finland, в противном случае невозможно гарантировать качественную передачу голосового трафика. Под голосовой трафик отводится выделенный канал, связывающий корпоративную сеть с компьютерно-телефонным сервером.

Использование Neophone позволяет организации-клиенту отказаться от установки дорогостоящей офисной АТС; отпадает также необходимость в поддержке отдельных компьютерной и телефонной сетей. Кроме того, становится возможным привнесение компьютерного интеллекта в телефонную связь организации. Конечно, современные офисные АТС обладают весьма внушительными возможностями, однако в отношении удобства пользовательского интерфейса они сильно проигрывают компьютерам.

Клиентское программное обеспечение, поддерживающее Neophone, имеет удобный графический интерфейс пользователя. В частности, он позволяет создавать "телефонные справочники". Чтобы набрать номер абонента, занесенного в такой справочник, пользователю достаточно щелкнуть мышью на соответствующей фамилии.

Neophone предоставляет сотрудникам компании большое количество дополнительных интеллектуальных услуг. Например, имеется возможность переадресации вызова на другого сотрудника компании или на другой телефонный номер (на тот случай, если сотрудник компании должен временно отлучиться). Мало того, сотрудник компании может войти в систему в удаленном режиме и после этого принимать вызовы на свой мультимедийный компьютер, находящийся далеко за пределами офиса. Вскоре должно быть обеспечено управление переадресацией вызовов через Internet.

В будущем предполагается оснастить программное обеспечение для Neophone программным интерфейсом под TAPI (Telephony Application Programming Interface), что позволит предоставлять дополнительные сетевые услуги. В частности, будет осуществляться мгновенная выборка информации о звонящем абоненте (на основе номера вызывающего телефона) из корпоративной базы данных. Это очень удобно для различных центров телефонного обслуживания: к моменту соединения с вызывающим абонентом сотрудник компании уже знает, как зовут клиента, где он живет, какие ранее имел дела с вызываемой организацией и т. д.

Сейчас Neophone обеспечивает только прямое голосовое соединение между двумя абонентами. В дальнейшем он будет также поддерживать организацию телефонных и видеоконференций, передачу электронной почты и факсимильных сообщений, а также ряд других услуг.

Предоставление услуги Neophone в пилотном режиме началось в прошлом году. На первом этапе ее реализации стоимость подключения составляла 300 дол. за одного пользователя, а ежемесячная плата - 100 дол. за пользователя. Пока что услуга доступна только на территории Финляндии, однако ожидается, что через некоторое время ею смогут пользоваться и зарубежные клиенты Telecom Finland.


Александр Крейнес - обозреватель журнала "Сети". С ним можно связаться при помощи электронной почты по адресу kreines@radio-msu.net.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями