В нем не только анализируются объективные показатели - размеры доходов, темпы роста, рыночная капитализация, спектр продуктов, союзы и слияния с другими компаниями, - но и приводятся экспертные оценки потенциала фирмы, энергии и влиятельности ее руководителя. На основе опросов специалистов составляются рейтинги, которые не менее важны для принятия решений, чем количественные показатели.

Типичными приемами, позволяющими усилить позиции крупных компаний на рынке, являются приобретение новых фирм и заключение стратегических соглашений с другими гигантами. Естественное развитие такой тактики - образование монополий национального или даже всемирного масштаба, поэтому, как правило, процесс объединения фирм находится под контролем государственных антимонопольных организаций. Кроме того, для слияния необходимы разрешения "изнутри" компаний-участников, т. е. одобрение акционеров.

С другой стороны, возможность получить все необходимые устройства от одного производителя или одного поставщика весьма привлекательна, поскольку покупка "из одних рук" уменьшает вероятность несовместимости, а кроме того, продавец, как правило, обеспечивает сервис и несет гарантийные обязательства по всему ассортименту продуктов. В глазах потребителей компании-гиганты (особенно если они продержались в лидерах 5-10 лет без особых спадов и потрясений) заслуживают уважения. Стабильность, подкрепленная качеством, говорит сама за себя. А если к тому же фирма чутко реагирует на потребности пользователей и своевременно "вводит в строй" новые технологии, то ее преданных почитателей за уши не оторвешь от полюбившихся продуктов!

Поэтому в ряде крупных фирм, имеющих развитые информационные системы, приняты так называемые "корпоративные стандарты", предполагающие покупку сетевого/телекоммуникационного оборудования только у одного поставщика (или их ограниченного круга). Таким образом компании-потребители пытаются оградить себя от возникновения "зоопарков" оборудования, где в каждом подразделении сидят свои "сетевые звери", не понимающие или понимающие весьма ограниченно то, что передают им из соседних "клеток". Картина весьма знакомая, особенно крупным организациям, в которых существуют относительно независимые отделы информационных технологий!

Слава богу, человечество придумало замечательные средства - открытые стандарты, призванные обеспечить совместимость самого различного оборудования и программного обеспечения. Однако и здесь, к сожалению, не все просто. Когда компании-производители становятся достаточно крупными, они пытаются "извлекать пользу из своих размеров". Порой такие гиганты вопреки здравому смыслу стремятся всевозможными способами утвердить наиболее выгодные для себя протоколы и затормозить развитие технологий, в которых конкуренты сильнее. Причем эта борьба зачастую проводится под весьма благовидными предлогами, например мотивируется заботой о сохранении инвестиций пользователей в уже установленные системы. Противоборство компаний превращается в борьбу технологий и стандартов - как существующих, так и будущих.

Заинтересованный читатель сможет найти немало примеров подобных сражений в различных рубриках этого номера. Среди них - борьба магистральных технологий передачи данных ATM, Gigabit Ethernet и frame relay, противостояние Sun и Microsoft на полях Java-ActiveX и персональный компьютер-сетевой компьютер (о чем мы рассказывали на протяжении всего прошлого года) и развернувшаяся в последнее время конкуренция Ericsson и Nokia с фирмами Alcatel, Motorola и Siemens за глобальный протокол мобильной связи.

В общем, от гигантов никуда не деться! Видимо, таковы законы развития, и сохранение размеров может привести к сворачиванию бизнеса. Главное, чтобы та или иная отрасль не осталась в безраздельном владении какого-либо из них и чтобы потребители всегда имели возможность сравнения и выбора.

Успехов вам, и до встречи в следующем номере!

Ростислав Сергеев,
главный редактор

rsergeev@osp.ru